Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Мудрецы Великой Степи

Как известно, мудрецы
с давних времен утверждали, что человек — «мера всех вещей», подлинный и единственный творец истории. Человек — это сфокусированная история,
а история — это развернутая во времени человеческая активность.

Такими активными были мудрецы Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Казахская пословица гласит: «Без почитания мертвых не будет счастья живым». Поэтому почитание великих людей является святым делом ныне живущих казахстанцев. Одна из важнейших задач общества – возрождение духовности. В этой связи следует сказать, что эти мудрые бии стали для казахов непреходящим символом единства, их страстные речи овладели умами потомков, как изречения священных книг. Их исторические заслуги, значимость в нашей истории невозможно переоценить. И в том, что мы сохранились как народ, что дали имя суверенному государству, проживаем в благополучии, мире и согласии, во многом обязаны им. Низко склоняем головы пред их бессмертной благословенной памятью.
Время правления Тауке хана (1680-1718) приходится на один из самых трудных периодов в истории казахского народа. Во второй половине XVII  века на Западе Казахстана ханство вело войну с аштарханидами за господство над присырдарьинскими городами, на востоке продолжалась изнурительная борьба с джунгарами за владение кочевьями. По мере распространения экспансии джунгарских феодалов на казахские земли  казахи потеряли к 70-м  годам XVII века значительную часть своих кочевий в Семиречье и на северо-востоке страны.
Это вызвало, в свою очередь, внутренние неурядицы и, прежде всего, борьбу за пастбища среди самих казахов. Возникшие междоусобицы должны были создавать предпосылки и условия для нарушения традиционных обычаев, нравов, вести к подрыву норм общественной и государственной жизни. Это, в свою очередь, должно было вызвать противоположное стремление к законодательному урегулированию расшатавшихся общественных устоев, поскольку только так возможно было полнейшим образом мобилизовать все наличные силы для общей борьбы и обороны от внешнего сильного врага, война с которым была неизбежной.
Особыми правами обладали только бии —  представители родов и племен. Влияние биев определялось как многочисленностью и силой, так и древностью происхождения и старшинством возглавляемых ими родов. В пределах подвластных им родов только биям, кроме хана, принадлежала судебная, административная и военная власть. Эта власть придавала биям определенный политический вес, который выражался в том, что они наряду с султанами участвовали в решении общегосударственных дел, являясь на ежегодно созываемое народное собрание. Наиболее влиятельные родоначальники входили в совет биев при хане. Бий, являясь важным звеном в системе управления ханством, сочетал в себе, таким образом, по меньшей мере четыре качества: военачальник, административное лицо, судья и представитель степной аристократии. Они были людьми многознающими, умеющими удержать свой народ не оружием, а словом. Казахский народ был с целостной духовной структурой, традициями, обычаями, языком и верой. Главной задачей своей считал укрепление этой целостности.
Для изучения общественного строя любого общества первостепенное значение имеют законодательные акты, фиксирующие сложившиеся в обществе отношения. В истории казахского общества в ханский период (XV-XIX века) известен только один законодательный памятник – свод законов «Жеті жарѓы» («Семь установлений»), образно говоря, первая конституция казахского народа. Творцом «Жеті жарѓы» принято называть хана Тауке (умер в 1718 г.). Он собрал для совета трех биев – Толе би из Старшего жуза, Казыбек би из Среднего жуза и Айтеке би из Младшего жуза и, обсудив с ними, утвердил законоположение, в котором были юридически закреплены социальные и правовые нормы казахского общества того времени. Можно утверждать, идея создания «Жеті жарѓы» относится к 70-му году XVII века и явилась ответным действом Тауке хана и его окружения на законодательную инициативу ойратского Галдан-Хунтайша (1670 – 1697 гг.). Под руководством хана Тауке совместно с биями Толе, Казыбек и Айтеке они участвовали в воссо-единении разрозненных казахских родов и племен.
Также при создании «Жеті жарѓы» несомненно важным, и даже определяющим сам его характер, оказалось стремление приспособить существовавшие нормы обычного права к новым потребностям казахского общества, узаконив при этом лишь те из них, которые соответствовали интересам феодальной знати, создать вместо устаревших и неугодных ей норм новые, выгодные ей правила. Таким образом, каждый индивид общества включался в общественную структуру общества. Совокупность этих норм и обычаев, зафиксированная в «Жеті жарѓы», содержит права, а также положения о налогах, религии и другие, охватывая таким образом разные стороны жизни казахского общества. В составлении «Жеті жарѓы» участвовали представители всех трех казахских жузов. Он был основным актом правового регулирования общественно-политических отношений в казахском обществе в течение XVIII – XIX веков.
Сформулированные кратко и точно в форме изречений и афоризмов положения этого знака сравнительно легко запоминались, и бии обязаны были их знать при судебных разбирательствах. «Жеті жарѓы» явился тем кирпичиком, на котором в дальнейшем строилось здание казахского общества. Многочисленные роды трех жузов занимались кочевым и полукочевым скотоводством, а также земледелием.
В XVI-XVII веках родоплеменные объединения жузов находились во владениях ханов Касыма, Назара, Таукеля, Есима и Тауке. Тауке хан управлял всеми тремя жузами через влиятельных биев: Толе би, Казыбек би, Айтеке би.
Толе би Алибекулы (1663 – 1756 гг.) прожил долгую жизнь, его деятельность протекала при Тауке, Абилкайыр хане, Аблае. Он принимал участие во всех крупных событиях казахского общества — как во внутренних, так и во внешнеполитических событиях. Он подчеркивал: «Закон – душа государства, а хан – лишь его слуга».
Важную сторону деятельности Толе би составляла его позиция в казахско-русских отношениях. Понимая всю сложность этого вопроса, Толе би был на стороне Абилкайыр хана. Он понимал, что все обращения и клятвы не свидетельствуют о подданстве, они только укрепляют казахско-русские отношения, усиливают ориентацию казахского общества к России. Похоронен Толе би в Ташкенте.
Другим известным деятелем из рода аргак (каракесек) был Казыбек би (1667 – 1764 гг.). Казыбек находился при ханах Тауке, Семеке, Абулмамбете. Он был одним из организаторов борьбы с джунгарами. В 40-х годах способствовал освобождению из плена хана Аблая. Вместе с Семеке принимал клятву на верность России. Он отказался от подданства Китаю, более того, ориентировал в этом смысле хана Аблая. Говорил: «Истинный закон тот, который выстрадан историей и сотворен народом!».
Одним из таких людей был Айтеке Байбекулы (1681-1737 гг.) – главный бий Младшего жуза из рода торткара, известный оратор, овладевший разносторонними способностями, играл важную роль в ханском совете при решении государственных дел, связанных с внешней и внутренней политикой Казахского ханства, а также выполнял судебные функции. Он родился в знатном роде: его предки были батырами и биями. Прожил он всего лишь 56 лет, но благодарные потомки хорошо помнят его доброе имя. Айтеке би родился во время перекочевки между Бухарой и Самаркандом, а был похоронен в урочище Сейткул, в горах Мурата, рядом с Бухарой. Однако его родиной считается исконная земля его предков, ныне Айтекебийский и  Иргизский районы нашей области. Отцом был батыр Акжа, дядя Жалантос, дед Сейткул – все известные в истории батыры.
До 12 лет он воспитывался у отца хана Акжа, учился с детьми Жалантоса в медресе Бухары. В 24 года он стал бием рода торткара, а в 30 лет избирается старшим бием Младшего жуза.
Если трудящиеся массы кочевников-скотоводов мечтали о мире и пастбищах, торговле с сопредельными сторонами как условиях восстановления и развития подорванного хозяйства, прекращения бесконечных поборов и грабежей, обнищания, то часть казахских феодалов искала возможности усиления личных позиций. Бии Толе, Казыбек и Айтеке неустанно призывали народ к единству. Айтеке би говорил: «Могучее и непобедимое государство лишь то, у которого оружие – Закон». Это созвучно с нашим временем, когда наша страна строит правовое государство и когда первостепенное значение придается верховенству закона.
Однако жузы оставались, как правило, оторванными друг от друга, попытки их объединения, предпринимавшиеся отдельными ханами, не были эффективными. В 20-х годах угроза джунгарских вторжений усилилась. Годы наиболее сокрушительных нападений джунгарских феодалов, тяжелых поражений казахов в начале 20-х годов XVIII века, особенно в 1723 году, вошли в историю казахского народа под названием «Годы великого бедствия» («Аќтабан шубырынды»).
В 1724-1725 годы джунгары захватили и разорили Туркестан и Ташкент. Казахи южных и юго-восточных районов бежали в Среднюю Азию и на запад, в долины рек Жем, Елек, Жайык и других.
10-20 годы XVIII века – годы самых драматических событий борьбы с иноземными захватчиками. В ходе борьбы для решения важнейших дел в 1710 году собрался съезд в Каракумах. Здесь наряду с батырами участвовали и бии. На съезде представителей трех жузов в местности Ордабасы предводителем казахского ополчения был избран Абилкайыр. При этом учитывались мнения трех биев – Толе би, Казыбек би и Айтеке би.
В 1728-1729 годы объединенное казахское ополчение нанесло джунгарам тяжелые поражения.
В рядах степных сарбазов против общего врага сражались их братья-джигиты из Кыргызстана и Узбекистана. Айтеке би принимал участие в установлении отношений Казахского ханства с кыргызами и каракалпакскими родами, в развитии ханом Тауке русско-казахских торговых и дипломатических отношений был одним из организаторов борьбы против джунгарских завоевателей.
Айтеке би был человеком известным своей прямотой и справедливостью, красноречием, мудростью, способной, как говорят в народе, ровно поделить вдоль конский волос. Имя Айтеке би, всемерно пекшегося о благе своего народа, ставшего одной из крупнейших исторических фигур, теперь хорошо известно всей общественности Казахстана.
В целом, бии различного положения принимали самое активное участие в восстановлении казахской государственности, в выработке ее законов и положений, политики, организации отражения джунгарской агрессии, а также и в решении вопросов казахско-русских отношений, в судьбе казахского народа.
Как известно, постановлением правительства республики на холме Ордабасы Южно-Казахстанской области в 1993 году были проведены большие торжества, посвященные памяти трех великих мудрецов, настоящих патриотов Казахской степи. В этом торжестве приняли участие представители всех национальностей нашей страны, а также гости из других республик. Это мероприятие было направлено на укрепление единства и согласия народов нашей республики. Сегодня в условиях закрепления суверенитета и государственной независимости также остро стоит вопрос единения и духовного согласия народов Казахстана, и поэтому актуально предстает перед гражданами республики подвиг великих людей нашей страны, в том числе и нашего славного земляка Айтеке би.
В мае 1993 года Верховный Совет республики утвердил решение Карабутакского районного и Актюбинского областного Советов народных депутатов о присвоении району имени Айтеке би, позднее его имя стал носить один из зерновых районов области — бывший Комсомольский район. В городе Актобе, в старой части, прежняя улица Ленина переименована в улицу Айтеке би. Несколько лет тому назад в Узбекистане в Нурате, где покоится Айтеке би, воздвигли мавзолей, в строительстве которого активно участвовали жители Актобе. Потомки бия, в основном, проживают там. 12 декабря 2008 года в городе Актобе перед зданием городского акимата был открыт во весь рост величественный памятник Айтеке би. В поселке Карабутак был открыт историко-краеведческий музей Айтеке би. Кроме того, его имя носят улицы, проспекты в Алматы и других городах республики. Создан 46-минутный документальный фильм о нем.
Руководство области и города сделали большое дело для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своей родной земле и народу, воздвигнув перед облакиматом памятник Абилкайыр хану Младшего жуза, главнокомандующему казахскими войсками, сражавшемуся с джунгарскими завоевателями.
Мудрецы Великой Степи внесли неоценимый вклад в развитие казахского общества и государственности. Прошли десятилетия и столетия. Мир изменился. Но до сих пор слышны отзвуки их честных слов и справедливых решений по насущным вопросам казахского народа. Они являлись примером дальновидного решения межплеменных и родовых неурядиц, споров, указывали пути и способы достижения согласия.
Тургангали ЖОЛБАСКАН,
кандидат исторических наук,
доцент, почетный гражданин города Актобе

Колонка "Взгляд"