Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

На границе фуры стоят хмуро

Одной из проблем для предпринимателей приграничных Актюбинской и Оренбургской областей является пересечение автотранспортом государственной границы между РК и РФ на пропускном пункте
Жайсан – Сагарчин, которое может растянуться до 10 часов.
Вопрос поднимается уже не первый год. На казахстанско-российской границе предприниматели, особенно в летнее время, терпят неудобства, а зачастую и убытки. Если с казахстанской стороны на пограничном переходе действует многополосность пропуска (отдельные полосы для маршрутных автобусов, легковых авто, большегрузного транспорта), то на российской стороне весь автотранспорт стоит в одной очереди. Из-за этого на нейтральной зауженной полосе с российской стороны создаются огромные очереди, в которых легковые авто простаивают по 5-8 часов, а крупногабаритные фуры, бывает, загорают сутками. Собственно, сами пробки образуются именно на российской стороне.
По этому поводу в поселке Казанка Мартукского района, что в 20 км от пограничного перехода, прошло выездное заседание регионального совета по защите прав предпринимателей с участием представителей российской стороны.

Траффик, знаете ли…
– Согласно информации погранслужбы КНБ РК, за период с 2016 по 2019 годы отмечено значительное увеличение пассажиро- и грузопотоков (на 40 процентов), а также транспортных средств (на 25 процентов), следующих через пункты перехода казахстанско-российской границы. Причем 58 процентов всего потока проходит через пункт Жайсан – Сагарчин, – отметил заместитель директора по правовым вопросам региональной палаты предпринимателей Руслан Куйшинов.
Стоит отметить, что железнодорожные перевозки между приграничными регионами осуществляются без каких-либо проволочек. А вот с автотранспортными возникла проблема, и из-за ежегодного увеличения потока она только усугубляется.
– Переход Сагарчин – Жайсан на сегодняшний день самый трудный. Благодаря тому, что мы начали говорить официально и публично на общественных площадках всех уровней, этот вопрос стал подниматься и обсуждаться. Я обращался и писал служебную записку губернатору Оренбургской области Денису Паслеру, тогда он еще был временно исполняющим обязанности, о том, что происходит на границе. После чего к нам приезжал министр транспорта РФ Евгений Дитрих, с которым обсуждалась эта проблема.
По переходу Сагарчин – Жайсан принята программа, согласно которой с 2020 года начнутся проектно-изыскательные работы по расширению полос системы, устройство самой инфраструктуры обслуживания и техническому перевооружению с нашей стороны. С 2021 по 2024 годы мы должны получить новый комплекс с пропускной способностью, в восемь раз превышающей сегодняшнюю. Но в целом это вопрос не решит. Нужно ко всему подходить комплексно и зеркально.
У нас существует подобная проблема с точностью до наоборот на переходе Первомайское – Жиренкопа. С нашей стороны там три полосы, а с вашей идет заужение. Если мы сейчас начнем правильно рассматривать проблему и профессионально задавать вопросы, то сможем решить ее комплексно. Одним переходом, сколько бы мы его ни расширяли, ничего не решим. Как говорят специалисты, он еще больше будет загружаться, – сказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Оренбургской области Виктор Коршунов.
– Мы этот вопрос уже поднимали перед депутатами Парламента РК. Они сейчас его прорабатывают по своей линии. Понимаем, и аким Актюбинской, и губернатор Оренбургской областей решают данный вопрос, но каждый на местном уровне. Теперь хотим поднять этот вопрос на форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, который пройдет в Омске в ноябре этого года. Если проблему не начать решать сейчас, то она будет только усугубляться и расти как снежный ком, – в свою очередь заметил председатель совета по защите прав предпринимателей РПП Актюбинской области Есимхан Курмангазин.

Из первых уст
Самыми эмоциональными спикерами были, конечно же, сами предприниматели, которые на себе прочувствовали проблему, которая вылилась либо в реальные убытки, либо в недополученную прибыль.
Например, учредитель ТОО «Болат ЛТД», специализирующегося на промышленном выращивании и переработке ремонтантной малины, Аскарбек Мамырбаев с сожалением отметил, что при всей перспективности приграничного рынка он не может поставлять туда свою скоропортящуюся продукцию из-за проблем с переходом границы.
– Мы несколько лет живем в Евразийском экономическом союзе. Основные цели, которые ставились при его создании, – свободное перемещение товаров, услуг и трудовых ресурсов. Ежегодно наши президенты встречаются на саммитах приграничного сотрудничества. Даются одни и те же поручения – устранить препятствия для развития бизнеса. Также, чтобы любой человек, живущий в ЕАЭС, мог беспрепятственно сесть в машину и свободно перемещаться по территории союза. Летим самолетом или едем поездом – никаких проблем. А автотранспорт стоит на границе по 10-12 часов. Скорее всего, здесь есть большая коррупционная составляющая. Раньше все грешили на таможню. Теперь ее нет внутри союза. Тогда что проверяют пограничники? Почему мы опять сталкиваемся с подобной проблемой? На одном из саммитов Владимир Путин поднимал этот вопрос и давал соответствующие поручения. Прошло два года. Да, сделали хорошее дело – отремонтировали дорогу со стороны России. Теперь от Оренбурга до пункта перехода Сагарчин отличная трасса. Осталось по большому счету дополнительные ворота поставить. Теперь год будут проектировать, три года расширять. У нас нет на это времени. Эти вопросы надо поставить перед руководителями наших стран. Ни акимы, ни губернаторы их не решат, – высказал свое мнение предприниматель.
Айгуль Сактаганова – директор ТОО «Экспресс-груз». Компания занимается грузоперевозками. С ее стороны были претензии не только к российской, но и казахстанской стороне.
– Это уже наболевшая тема. С нашей стороны существует три полосы: для большегрузного транспорта, легковых автомобилей и рейсовых автобусов. С российской стороны только одна полоса, весь транспорт идет единым потоком. Но и на нашей стороне есть проблемы у транзитных перевозчиков. Не все знают наши требования. И если кто-то встал по какому-то вопросу, то за ним выстраивается вся колонна, пока тот не решит его. Никакого заездного кармана для подобных случаев нет. К нашему экспортному контролю есть вопросы. Отнести-принести бумажку занимает время. Мои водители по 12 часов стоят на границе. А в договоре прописаны сроки доставки. Представьте, какое нервное напряжение. В прошлые годы мы отлично отрабатывали российское направление. Сейчас водители не хотят туда ехать, и я их понимаю. В последнее время перевозим груз по Казахстану. Прибыли меньше, но спокойнее, – резонно подчеркнула предпринимательница.
Совет по защите прав предпринимателей принял решение обратиться во внешнеторговую палату Казахстана и НПП «Атамекен» с просьбой о включении вопроса о пунктах пропуска между РК и РФ в повестку дня предстоящего XVI Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Омске.

Фото Альмиры БИСЕКЕНОВОЙ[divider]

Стремительные события на рынке
На Лондонской фондовой бирже (LSE) и на площадке международного финансового центра «Астана» (AIX) компания «Казатомпром» провела вторичное размещение (SPO) 9,86 миллиона глобальных депозитарных расписок (GDR), или 3,8% от акционерного капитала.
Стоит отметить, что SPO прошло довольно неожиданно в прошлый четверг. Накануне вечером АО «Самрук-Казына» объявило об SPO «Казатомпрома». Для исключения фактора спекуляций с разницей времени бирж торги акциями KAP (AIX) и KZAP (KASE) были заморожены до открытия LSE в 13.00 по времени Нур-Султана. Акции размещались с дисконтом (13 долларов), поэтому рынок мгновенно отреагировал. Если на LSE в среду цена GDR на закрытии была 14,95 доллара за акцию, при этом в ходе торгового дня в моменте доходя до 15,15$, то на следующий день котировки рухнули на 12,5% и на закрытии составили 12,9 доллара за акцию. Минимум торгов – 12,75$.
Не стали исключением и казахстанские площадки. На KASE акция «Казатомпрома» упала с 5 623 до 5 400 тенге за акцию, причем просадка шла еще три торговых дня. 30 сентября зафиксирован минимум – 5 155 тенге за бумагу. На AIX – с 5 665 тенге на момент закрытия биржи в предыдущий день до 5 295 к закрытию в день SPO. Минимум сессии – 5 150 тенге за акцию. И хотя бумаги считаются фундаментальными, восстановление котировок идет медленно. За счет размещения на SPO «Казатомпром» привлек 128,2 миллиона долларов. Всего до 2020 года, с учетом прошедшего SPO, планируется в общей сложности в рамках приватизации разместить 6,2% акций (GDR). Стоит отметить, что первоначально на SPO 26 сентября предполагалось разместить 2,5% акционерного капитала на сумму 6,5 миллиона тенге.
Готовится ко вторичному размещению и Народный банк. Эта новость также привела к существенной просадке котировок. Если 26 сентября на KASE максимум достигал 130,8 тенге за бумагу, то на следующий день на минимуме акции упали до 120,82 тенге. А уже в понедельник акции коснулись ощутимого дна – 118,2 тенге. Если говорить о LSE, то 27 сентября акции упали с 13,1 до 11,9 доллара за GDR. В данном случае 1 GDR = 40 простым акциям.
Но это рынок, и сейчас можно докупить эти акции (KAP, KZAP, HSBK) по низкой цене в свой портфель под предстоящие дивиденды за 2019 год. У них большой потенциал роста.
Напомним, SPO проводятся компаниями для дополнительного привлечения капитала и увеличения ликвидности на рынке.

Над страницей работал
Владимир БУРЬЯНОВ

Колонка "Взгляд"