Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Не был, не состоял, не привлекался

 

В прошлом году в стране с участием автомобилей с иностранными номерами совершено 42 тысячи нарушений ПДД, и только 10 процентов автовладельцев из этого количества полиции удалось установить. В Актюбинской области с начала года на дорогах области произошло более 530 аварий, в которых погибло 64 и ранено 683 человека. Сколько в этих авариях участвовало автомобилей с иностранными номерами, в департаменте полиции сказать затрудняются.

Дешево и сердито
На сайте «Колеса» около 100 страниц посвящены продажам российских легковых автомобилей в Актобе. ВАЗ (Лада) 2011 года стоит примерно 700 тысяч тенге, но можно легко найти себе железного коня и за 300 тысяч. Соблазн большой, многие покупают. А почему бы и нет? Оформил договор купли-продажи, ввози в страну и катайся себе.
С автомобилями из Армении несколько иначе. Там за копейки машину не купишь. Но даже при этом автомобили в Армении покупать гораздо выгоднее, нежели у нас. К примеру, почти новый по нашим меркам автомобиль Toyota Sienna 2012 года можно, хорошо поторговавшись, купить в Ереване за 3,5 миллиона тенге (здесь он стоил бы не меньше 5 миллионов). Поэтому в эти страны и стремятся те, кто хочет сэкономить на покупке, и те, кто хочет на этом заработать.
Если из России в основном идет поток дешевых, «одноразовых» автомобилей марки «ВАЗ», которые используют чаще всего до первой аварии, а затем сбывают на авторазбор, то из Армении автомобили пригоняют более комфортабельные и дорогие. Их уже эксплуатируют более бережно в надежде позже перепродать. Но и они, по признанию многих покупателей, большой прочностью не отличаются, поскольку зачастую тамошние продавцы, зная, что автомобиль уходит далеко за границу, стараются сплавить казахстанским покупателям любой автохлам, внешне выглядящий вполне респектабельно.
Актюбинцы добираются в Армению, арендуя место в микроавтобусах предприимчивых земляков, которые за 35-50 тысяч тенге с каждого пассажира за пару дней довезут до места.
30-летний предприниматель Саян Нурушев так и доехал до Еревана.
– Мы с дядей, собрав 4 миллиона тенге, решили купить в Армении два автомобиля, – делится своей историей Саян. – В этом году они подорожали, хотя все равно цены намного ниже, чем у нас, но бензин, кстати, в Армении на 100 тенге дороже, чем в Казахстане.
Микроавтобус «Мерседес-Спринт», на котором вместе с остальными 14 пассажирами поехал Саян, добирался до Еревана двое суток через три границы – России, Грузии, Армении. Туда и обратно на дорогу Саян с дядей потратили не менее 200 тысяч тенге.
– Мы поехали круговым путем, так решил наш водитель, – продолжает рассказ Саян. – В Ереване, прежде чем нашли более дешевую, сменили три гостиницы. Авторынков в столице Армении много, все они расположены за пределами города. Работают в основном на казахстанцев и россиян, других покупателей почти нет. Большинство армян предпочитают покупать российские «Нивы», поскольку они более удобны для езды по горам. На рынке можно встретить самые разнообразные марки автомобилей. Их завозят сюда из Грузии, куда они, в свою очередь, попадают морским путем из дальнего зарубежья.
Армяне, как поделился своими впечатлениями Саян, очень разговорчивы. Каждый продавец на рынке, прежде чем сообщить информацию об автомобиле, обязательно должен рассказать тебе какую-нибудь захватывающую историю или похвастаться чем-либо.
– В первую очередь нужна временная прописка, без нее купить машину невозможно, прописка стоит примерно 25-50 долларов, – рассказывает Саян. – Затем выбираешь машину и начинаешь оформление. Это нетрудно, но долго. Желающих очень много, в ГАИ, где идет оформление, большие очереди. Мы вообще-то хотели купить два автомобиля марки Lexus «RX-330» 2005-2006 годов. Денег хватило лишь на один автомобиль марки «Hyundai Tucson» 2010 года за 3,5 миллиона. Это очень дешево, в Актобе такую машину можно купить лишь за 5 и более миллионов тенге. Для того чтобы оформить договор купли-продажи, необходимо перевести на армянский язык паспорт, это тоже стоит денег. Оформив авто, мы заправились бензином, кстати, в Армении заправляют машины метаном, и если на машине уже стоит газовое оборудование, то оно совершенно бесполезно у нас, в Казахстане. Путь обратно был вдвое короче, мы поехали через Астрахань и Атырау. В каждой стране (Армения, Грузия, Россия) приходится покупать временную страховку. В Казахстане тоже, но тут уже не надо ставить на учет, платить утилизационный сбор и т.п., этого пока не требуют. В общем, от поездки мы ничего не потеряли. Если получится собрать необходимую сумму и не изменят правила ввоза автомобилей, поеду в Ереван еще раз. Сейчас идут разговоры, что можно будет регистрировать машины у нас. Это было бы хорошо.

Поймать лихача
Транспортные средства, завозимые из стран Таможенного союза, как отметил старший инспектор административной полиции области, майор Асхат Баилов, можно зарегистрировать, но прежде они должны пройти таможенную очистку и соответствовать экологическим требованиям Евро-5, нужно оплатить утилизационный взнос и первичную регистрацию. А это стоит больших денег. Поэтому сейчас автовладельцы автомобили из Армении и России на учет в Казахстане не ставят.
– Разговоры о временной регистрации все еще остаются лишь разговорами, – признается Асхат Баилов. – А количество аварий с участием российских и армянских автомобилей, надо признать, увеличивается. При этом зафиксированные видеокамерами нарушения автомобилей с номерами стран Таможенного союза результатов не дают, невозможно определить их хозяев, поскольку нет единой интегрированной базы данных между странами ЕАЭС. В России эти автомобили тоже уже не числятся, и поэтому они своего рода невидимки для закона. Гораздо хуже обстоят дела, когда на автомобилях с такими номерами совершаются преступления, дорожно-транспортные происшествия.
Подлил масла в огонь и Комитет административной полиции МВД РК, во всеуслышание заявивший, что владельцы автомобилей из стран ЕАЭС могут не волноваться и спокойно эксплуатировать автомашины, а совсем скоро будет введен временный учет таких авто. После этого количество желающих выехать в Армению и Россию за подержанными авто резко увеличилось. При условии обязательной оплаты таможенных пошлин, утилизационных сборов, регистрации авто такого ажиотажа не было бы, поскольку в таком случае автомобили из России и Армении стоили бы в 2-3 раза дороже, чем обходятся сейчас.

Пугающие цифры
Между тем ситуация, надо откровенно признать, пугающая, и это подтверждают сухие цифры статистики. Как сообщает пресс-служба МВД РК, в 2018 году в стране с участием автомобилей с иностранными номерами совершено 42 тысячи нарушений ПДД, а с начала текущего года – почти 50 тысяч. Из-за отсутствия необходимой информации в базе данных МВД на транспортные средства с иностранной регистрацией привлечь нарушителей ПДД к ответственности в оперативном порядке не всегда представляется возможным. Из 42 тысяч нарушителей установить удалось меньше 10 процентов.
Ситуация в нашем регионе не лучше. Только за 8 месяцев этого года в области совершено более 530 ДТП, в которых погибло 64 и ранено 683 человека. Выявлено более 87 тысяч нарушений, случаев вождения в нетрезвом виде – 1 765. 15 683 водителя нарушили скоростной режим, 682 водителя выехали на полосу встречного движения. По неофициальной информации, чуть ли не треть из этого количества приходится на автомобили с иностранными номерами. Как утверждают представители полиции, это стало головной болью для сотрудников правоохранительных органов.
– Наши видеокамеры фиксируют нарушения, и они автоматически заносятся в базу данных, – сообщил Асхат Баилов. – Соответственно, контролирующие органы запрашивают, взимались ли штрафы по этим нарушениям. Это невозможно, поскольку владелец авто неизвестен. Нередки случаи, когда автомобили с иностранными номерами попадают и в тяжелые аварии. В августе этого года водитель минивэна с армянскими номерами, не справившись с управлением, допустил опрокидывание, в результате которого один пассажир погиб и семь человек, включая самого водителя, с различными травмами госпитализированы в медицинское учреждение.
Все решило бы введение временной регистрации, и сейчас этот вопрос поднимается. Речь не идет о запрете эксплуатации данных транспортных средств, введения каких-либо ограничительных мер, тем более о так называемой «растаможке» или уплате налогов. Вопрос стоит только о временной регистрации. Таким образом учет иностранных автомобилей позволит, в случае совершения правонарушения, фиксировать их автоматическими системами, привлечь нарушителя к административной или уголовной ответственности, что в свою очередь обес­печит исполнение принципа неотвратимости наказания за содеянное. Это дало бы ощутимый результат, но сейчас это лишь предложение, которое находится на стадии обсуждения. Причин долгих дебатов по этому вопросу много. Одна из них ясна многим. Введение временной регистрации и, как следствие, новый мощный всплеск ввоза автомобилей из стран ЕАЭС может полностью уничтожить и так уже дышащий на ладан отечественный автопром. Как будет решена эта проблема? Время покажет.

Санат РАШ

Колонка "Взгляд"