Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Значительным событием недели станет празднование 8 и 9 сентября в Уиле 150-летия знаменитой Кокжарской ярмарки. Открытая полтора века назад на Шелковом пути, она не только способствовала экономическому развитию края, но и ее духовному расцвету. На площадках ярмарки выступали певцы, музыканты со всех концов региона. О некоторых малоизвестных страницах известной ярмарки — в нашей Главной теме.


[box type=»shadow» ]Программная статья Президента страны «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» обязывает нас более углубленно изучать и пропагандировать историю края, его сегодняшние проблемы. Глубокого изучения требует история ярмарок в Казахстане. В середине XIX века ярмарки создавали большие возможности для любителей искусства заявить о себе. Среди них можно назвать певца Кызыла Турдалыулы.[/box]

Герой любого праздника

Искусствовед и композитор Илья Жаканов в своей статье «Певец Кызыл» писал, что Кызыл — один из самых непревзойденных и могущественных певцов на берегах Жайыка. «Зовут меня Кызыл, я с детства был героем любого праздника». Так он пел в своих песнях. Этот знаменитый Кызыл родился в ауле Бабатай Темирского района Актюбинской области, а похоронен в 10 километрах от аула, в местечке Байсалталы. Будучи в экспедиции я побывал на месте захоронения известного певца. Меня сопровождали учителя и другие уважаемые жители той местности. Идти пришлось по зыбучим пескам, и, если бы не специальный транспорт, добраться туда было бы тяжело. Места, где рос певец, были холмистыми, в долинах росла сочная трава. Могила певца одна высится в степи, рядом ничего нет. Она четырехгранная и построена из ракушечника, на надгробном камне написано: «Славный певец Алаша Кызыл Турдалыулы, 1860-1921 г.г., надгробие воздвиг народ в 1999 г.».
О Кызыле интересно рассказал нам школьный учитель и родственник певца Амангелды Жоланов: «Мой отец Ылай Жоланов хорошо знал песни певца Кызыла и часто рассказывал об интересных фактах из его жизни. Его называли «сері». В народе так называли певцов, выделявшихся статью и высоким вкусом, умением великолепно одеваться и вести себя в любой обстановке, т.е. быть настоящим мужчиной и храбрецом. Отец говорил, что до сих пор на его могиле нет надгробия. Очень просил, чтобы когда-нибудь его земляки сделали это благое дело. Это стало возможным после получения независимости Казахстана».
Кызыл хорошо играл на домбре и пел свои песни. Голос его был чрезвычайно мощным и был слышен издалека. Мать певца, услышав, как поет Кызыл, уже радовалась: «Это поет мой единственный, свет моих очей». Она и сама хорошо пела. Кроме певческого таланта, Кызыл обладал силой палуана. Он был высокого роста, широк в плечах, был смелым и отважным. На состязаниях часто получал призы, но деньги и скот раздавал людям, так как у него была щедрая душа. Кызыл из рода аккете, подрода жантай. Отец его Турдалы был бедняком, испытал все трудности жизни и рано умер. Певцу с детства жилось нелегко. Власть имущие не раз незаконно осуждали его за то, что он якобы украл скот. Трижды он был женат, но детей ему бог не дал. Умер он в 61 год, когда Советская власть только установилась, наступили смутные времена, и был голод.
В Кызылкога Атырауской области жил певец Амангали. Жизни и судьбы двух певцов были схожими и тесно переплелись. Акыны и народные певцы были украшением ярмарок. Там они показывали свое искусство, получали в дар то красиво украшенную юрту, то верблюда, то коня, то корову. Они могли выйти перед народом и спеть сочиненную по случаю песню, смело сказать правду в глаза. Кызыл часто сопровождал на ярмарках известных богачей степи Даукена и Мукаша, встречался с купцами, палуанами, разными знаменитостями.
В те времена певцы ездили по степи, по разным празднествам и пели свои песни, что напоминает гастроли нынешних артистов. Так и Кызыл ездил по Актюбинской, Атырауской, Оренбургской областям и пел свои песни на радость людям. В те времена в Оренбурге, на этом берегу Жайыка, проходила знаменитая ярмарка «Меновой двор». С противоположного берега русские приносили инструменты из железа, изделия кузнецов, мануфактуру, бытовые товары, а с этого берега казахи предлагали скот, продукты питания, шкуры и шерсть. Торговля в основном шла по принципу обмена. Казахи «Меновой двор» прозвали «Мінәнай». На этой ярмарке певцы Танирберли Молдабай и Акимжан своим искусством достигли звания «двух столпов Оренбурга». Сюда приезжал и певец Кызыл. Таким образом, певцы встречались, обменивались опытом, поднимали свой престиж, совершенствовали свое искусство. Певец Кызыл бывал и на ярмарке Каракамыс (Темир). Этой ярмаркой руководил потомок Абилкайыр хана Усен торе. Кстати, кюйши Казангап встретился с Усен торе именно на этой ярмарке. Певец Кызыл, посещая ярмарки, развивал свое песенное искусство, становился знаменитым, был в центре внимания благодаря своему таланту. Народ любил и пел его песни «Сары ирек», «Камшыгер», «Когажай», «Жангак», «Ой, кок» и др. О своей жизни он писал, что там, где он, всегда праздник, народ его любит и почитает, без чапана он не уходит с любого торжества. Так народ оценивал величие песенного искусства. Но тем не менее жизнь Кызыла была полна и радостей, и горестей. Приспешники баев не раз чинили бесчинства по отношению к поэту и его родителям. Однажды приспешники баев забрали двух коз, которые имели его родители, а когда он пошел узнавать, те сказали, что коз съели волки. Тогда певец Кызыл запел: «Что за глупые волки, вместо того, чтобы съесть скот несметно богатых, съели последнее пропитание бедняка». Однажды певец Кызыл встретил в степи великана-слугу бая и, сбросив его с седла, сказал: «Тебе должно быть стыдно за свои проступки смотреть людям в лицо», изрезал ножом его лицо и заставил поклясться больше не трогать бедняков, не обижать слабых. С тех пор этот байский приспешник был прозван «разрезанное лицо». Отважный Кызыл как мог боролся с несправедливостью.
В 1880 году певца и его друзей Жубаналы, Тажена, Уздибая, Кобена и др. обвинили в том, что они якобы украли лошадей бая. Задержали 31 джигита. Когда их вели к баю, парни попросили Кызыла спеть. Он запел: «Если я спою, разве дорога станет короче? Если бы не я, то осудили бы 31 человека? Я виновник ваших бед». Эта история стала известна уважаемому алашординцу Жанша Досмухамбетулы, который освободил его и его друзей, а поэта одарил конем. А в конце жизни он стал свидетелем голода в степи, о котором он пел в своей песне: «Дорогие моему сердцу Кайынды, Бабатай и Кенжалы, народ умирает с голоду, сколько домов остались без жильцов, наступили тяжелые для джигита времена, у меня глаза закрываются пеленой горя и отчаяния».
С годами песенное наследие певца Кызыла обретает величие. Песня «Сары ирек» является вершиной его песенного творчества. Здесь он говорит, что хотя его зовут Кызыл (красный), он светлолицый (сары), а жизнь его полна перипетий (ирек), оттого его песня называется «Сары ирек».
На Уилской ярмарке за исполнение этой песни он получил в дар косяк лошадей. У него был сильный голос и широкий диапазон, поэтому не каждый мог исполнить его песни. Сейчас по этой причине никто не поет эту его знаменитую песню. Только редкие певцы исполняют его песни со сцены, поэтому его наследие не пропагандируется широко. Раньше его песни пели Кабыл Сарманов, Амангелды Жуманов, Жолдыбай Айткулов, Бисенгали Бимурзин, Рахым Косымбаев, Гималай Атшыбаев, Аккали Бергалиев. Ученик известного певца Гарифоллы Курмангалиева Хайдар Отегалиев, ветеран труда Актюбинской филармонии им. Г. Жубановой, рассказывал, что, когда он был на гастролях в ауле Кайынды, его в гости пригласил аксакал Бисенгали Уссаров, который часто сопровождал певца Кызыла.
— Мы всю ночь проговорили о певце, аксакал показал могилу Кызыла. Старец рассказывал, что Кызыл садился в тарантас и ездил в аул Мухита, учился его песням, а потом возвращался домой. Кызыл сам был бедняком и всегда защищал простых людей. Баи не раз сажали его в тюрьму, но за его искусство и острый язык вынуждены были освобождать знаменитого певца. Дедушка Бисенгали спел песни Кызыла. У него я выучил песню «Бабатай бойында» и долгие годы пел со сцены, а в 1975 записал на грампластинку. Сейчас она находится в Актюбинском областном краеведческом музее», — сказал певец Хайдар.
Хайдар в свое время обучил свою ученицу Ырысты Сулейменову песне Кызыла «Ой, кок». Сейчас эта песня звучит со сцен Алматы и Астаны. В ней история народа, мысли и чаяния автора, называются имена его сверстников, названия местностей и исторические события тех времен.
Воплощая в жизнь поручения Президента, надо по крупицам собирать песенное наследие таких самородков из народа, как Кызыл Турдалыулы. Пока вышли в свет только статьи Ильи Жаканова «Кызыл әнші» и Абдикани Аймагамбетова «Алаштан ән оздырған ақын Қызыл».
Еркин КУРМАНБЕК, деятель культуры РК, председатель совета аксакалов «Бірлік».[divider]

[box type=»shadow» ]После вхождения в состав Российской империи в казахской степи широко начали распространяться новые виды торговых отношений – ярмарки. Только в Западной части Казахстана – Младшем жузе – организовывались ярмарки во Внутренней (Бокеевской) орде (ярмарка Жангир хана), Уральске, Гурьеве, Иргизе (Жармола), Темире (Каракамыс), Кокжаре (Уил) и Актобе. Данные ярмарки были не только местом крупной торговли, но и своеобразными центрами развития казахского искусства.[/box]

Воспевавшие жизнь

Ярмарки заметно повлияли на творчество акынов и жырау того периода, а также играли особую роль в духовном развитии простого народа.
Одним из тех, кто проявил свое творчество на ярмарках и развил его, является акын Кердери Абубакир. Он учился в школах и медресе Оренбурга и Троицка, а после сам обучал детей в населенных пунктах близ Соль-Илецка, Уральска, Актобе, Орска и Оренбурга, некоторое время служил толмачом-секретарем (писарем) у местных властей. В эти годы Кердери Абубакир на ярмарках Оренбурга, Орска (Жаманкала), Уральска, Актобе, Темира, Кокжара знакомится с богатыми купцами, а также становится желанным гостем простых людей.
В своих песнях Кердери Абубакир описывает ярмарочную жизнь. К примеру, в айтысе с загадками (жұмбақ айтыс) с Алимом Кожахметом он ярко рассказывает о меновом дворе Оренбурга, в то же время повествуя, что вдоль реки Едиля сплошь и рядом построены русские города.
Еще одной личностью, без которой невозможно представить Оренбургскую ярмарку, является Танирберли Молдабай. Предки Танирберли Молдабая (настоящее имя Жылкышы) переехали из Приуралья в актюбинский регион (Мартукский район), и он стал гордостью рода тама. Его автобиографическая песня, спетая на ярмарках Оренбурга, Актобе и Уила, была широко распространена на Западе Казахстана и стала любимым произведением народа. В свое время песни Молдабая и Акимжана записал Али Курманов и распространил среди населения.
Еще одним священным центром развития казахского искусства, но уже кюя, стала ярмарка во Внутренней (Бокеевской) Орде, которая была основана в 1832 году Жангир ханом. Здесь можно было услышать произведения таких виртуозов кюя, как Узак, Курмангазы, Даулеткерей. По историческим данным, их приходил слушать сам Жангир хан. Искусствовед В. Аравин предполагает, что Курмангазы и Даулеткерей встретились в 1868 году на ярмарке Внутренней Орды. Писатель М. Кенжалиев считает, что данная встреча была чуть раньше, на весенней ярмарке в Жаскусе. Как бы то ни было, то, что Курмангазы и Даулеткерей встретились на ярмарке во Внутренней (Бокеевской) орде и народ с упоением слушал их кюи, доказано историческими фактами.
Кроме них, ярмарку ханской ставки украшал своим искусством поэт-импровизатор Бекберген, который славился еще своей изысканностью и щедростью. К примеру, во время ярмарки Бекберген отдал 25 кобылиц-двухлеток за скакуна, а в следующий раз купил за пять кобылиц-двухлеток гончую.
В мае и сентябре 1833 года в местность Булдирген, где проходили ханские ярмарки бокейцев, приезжали кюйши Узак Мырзабаев, поэт Махамбет Утемисулы и другие сказители, поэты, силачи, стрелки.
Что касается Кокжарской ярмарки, и ныне на устах воспевание Уила великим философом Асан Кайгы. И ярмарка на этой благодатной земле превратилась в священный центр, куда съезжались знаменитые представители казахского искусства. Духовную жизнь населения своими песнями, айтысами, сказаниями украшали поэты-импровизаторы адай Калнияз, таз Коспак, бериш Мурат Монкеулы и другие. В дальнейшем традицию великих на Кокжарской ярмарке продолжили Мухит Мералыулы, его ученик Шынтас Каратаев, автор знаменитого сказания «Сары ирек» Кызыл Турдалыулы. На ярмарке со своими кюями выступали ысык Саулебай и Амиреш.
Академик Ахмет Жубанов в своем труде «Замана бұлбұлдары» так описывает один из эпизодов выступления певца Мухита на Кокжарской ярмарке: «Обходя Кокжарскую ярмарку, Мухит заметил татарского старца, который пел песню «Мухаммедия». Немного постояв рядом, он присел рядом и исполнил эту же песню. Мухит так перепел песню «Мухаммедия», что татарский старец сам слушал, разинув рот. В этот момент Мухит вытащил свою шапку и подал рядом находящемуся волостному правителю Соналы Акшолаку со словами: «Люди дают деньги за песню этого старца, а как вы оцениваете мое исполнение». Волостной, посмотрев по сторонам, достал из кошелька 10 рублей и бросил в шапку. Когда Мухит своим высоким голосом еще несколько раз исполнил эту песню, правоверные вмиг наполнили его шапку деньгами. Мухит, в свою очередь, всю собранную сумму выложил перед бедным стариком и пошел дальше».
Заметим, Мухит был желанным гостем и других ярмарок Западного Казахстана. К примеру, его песня «Зауреш» стала широко популярной в степи благодаря ярмарке на Иргизе (Жармола). (Песня была посвящена кончине супруги Альмухамеда Кунтореулы Сейдалина, выпускника Оренбургского кадетского корпуса, статского советника царского правительства. Песню «Зауреш» Мухит сочинил по просьбе А. Сейдалина и отца Зауреш, и, кстати, она по сей день исполняется ценителями казахского искусства).
Другой почетный гость Уилской ярмарки – акын Нурпеис Байганин, знакомивший народ с выдающимися образцами казахского народного творчества. По воспоминаниям его друга К. Елешова, ни один праздник не проходил без участия Нурпеиса. На большие торжества, где состязались акыны, Нурпеиса приглашали специально. На ярмарках Нурпеис Байганин неустанно пел «Қобыланды батыр», «Алпамыс батыр», «Ер Тарғын», «Қыз Жібек», «Айман-Шолпан» и другие эпические сказания. Кроме них, такие обновленные сказания, как «Құбығұл», «Төрехан», «Ақкенже», «Нарқыз» люди могли слушать до утра. Блистал на ярмарках Темира и Кокжара и дядя Нурпеиса Байганина Битеген.
Помимо этого, ярмарки Западного Казахстана способствовали пропаганде казахских национальных игр и прикладного искусства. Для большего привлечения местного населения на ярмарки здесь специально организовывались скачки. К примеру, чтобы увидеть скачки, на Актюбинскую ярмарку прибыл губернатор Торгайской области со своей свитой. Наравне с традиционным искусством акынов, жырау, ярмарки дополнялись русским цирковым искусством. Непременными атрибутами ярмарок стали состязания по борьбе (палуанов), поднятию гири, сгибанию железа, тяге повозки, разбиванию камня на груди силачей и другие.
В этом плане можно привести массу интересных случаев из событий на Уилской ярмарке. К примеру, была организована такая забава: на одну сторону весов (безбен) посадили полную русскую женщину. Долго не могли найти более тяжелого человека среди казахов, который бы перевесил ее. Но в итоге уилцы нашли своего земляка Демесина, который и выиграл пари.
В ХІХ веке ярмарки в Западном Казахстане сыграли большую роль не только в развитии социально-экономической жизни, но и стали центрами народной культуры и искусства. Открытие ярмарки на уилской земле повлияло на развитие культуры в этой местности. Сюда стекались певцы, акыны, сказители и другие творческие люди, которые широко пропагандировали искусство. А во время айтысов основной темой поэтов-импровизаторов были обличение колониальной политики царского правительства и страданий, которые она несла простому народу.
Нургуль ДЕМЕУОВА, научный сотрудник кафедры истории Казахстана Казахского агротехнического университета имени C. Сейфуллина, г. Астана.[divider]

Хронология Уилского района

Слово «Ойыл» часто встречается в текстах песен и сказаний ХV века. Некоторые исторические факты в своем научном труде «Қазақ әдебиетінің қалыптасу кезеңдері» (1967 г.) приводит профессор Х. Суиншалиев.
По сведениям 1864 года, территория современного Уилского района была аулом № 2 Калмыковского уезда Уральской области Оренбургской губернии. Основу населения аула составили роды ысык, кете, есентемир, ожырай, адай.
Комиссия во главе с губернатором Уральской области Н. Веревкиным в течение трех месяцев составляла проектные чертежи Уилского укрепления.
19 июня 1865 года был заложен первый фундамент Уилского укрепления. Строения в основном возводились из кирпича, сделанного из местной глины. Основную часть строения составляли торговые дома и караван-сараи. В целом было 15 комплексов, состоящих из 18 строительных объектов и 9 торговых точек.
7 сентября 1866 года министр внутренних дел России утвердил основное правило о Кокжарской ярмарке.
1867 год – в Казыбекской волости открылась Кокжарская ярмарка, в которой участвовали 137 купцов. Ярмарка проходила два раза. Весной — с 15 мая по 15 июня, осенью — с 15 сентября по 15 октября. Из городов Оренбург, Саратов, Самара торговали русские и татарские купцы, с юга прибывали караваны из Узбекистана и Туркмении.
22 октября 1869 года была создана Уилская волость с центром Уилское укрепление. Волость подчинялась Калмыковскому уезду с населением 1 357 семей.
1869 год – товарооборот ярмарки достиг 46 061 рубль.
С 1870 года в течение 40 лет председателем Кокжарской ярмарки был Мендибай Кумисбаев.
1877 год – в Уилской волости работали 3 медика. В целом в Уральской области были 4 волостных медпункта. Один из них, который был и больницей на 10 коек, находился в Уиле.
1877 год – рядом с Уилским укреплением работала мельница, которая была установлена на одноименной реке Уил. Владельцем был казах Досжан Иманов. Мельница молотила до 100 пудов зерна, и сюда приезжали люди из Эмбы и Темира.
1881 год – Уил включен в состав Темирского уезда Уральской области.
1893 год – по просьбе торговцев Кокжарской ярмарки начато строительство Кокжарской мечети. Фундамент был заложен из необожженного кирпича, балки были привезены из Оренбурга на верблюдах. Первым главным имамом был Сагидолла Изтлеуов, который обучался в Медине.
По сведениям 1911 года, товарооборот Кокжарской ярмарки составлял 2 млн 140 тысяч рублей (9 место среди 13 самых крупных ярмарок).
1917-1918 годы – создается Уилский уаляят Западной Алаш орды.
1922 год — открывается ярмарка, товарооборот которой составил 166 тысяч рублей. Кокжарская ярмарка работала до 1937 года.
Балкия РЫСБАЕВА, директор районного музея;
Дулат ИСАБАЕВ, руководитель экскурсии.

 

 

Колонка "Взгляд"