Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Не зарастет к нему народная тропа

В Астраханской области Российской Федерации, в местечке Малый Арал, всего в пятистах метрах от казахстанской границы открыто величественное сооружение — мавзолей хана Внутренней орды Бокея. Он был воздвигнут на средства атырауских меценатов. На открытие мавзолея приехали посол Казахстана в России Заутбек Турысбеков, аким Атырауской области Бергей Рыскалиев и губернатор Астраханской области Александр Жилкин. На место события был командирован и корреспондент «Актюбинского вестника».

Немного истории

Более полутораста лет назад, вплоть до середины 18 века, обширную территорию в междуречье Волги и Жаика, от Уральских степей до седого Каспия, заселяли калмыки, которые завоевали эти земли. Во второй половине 18 века под натиском яицких и астраханских казаков они покинули обжитые места и ушли на правый берег Волги. Долгое время после этого огромная степная территория оставалась незаселенной. Эти просторные пастбища и облюбовал для своего кочевья внук Абилкайыр хана султан Бокей.

Ранней весной 1801 года султан Бокей отправился в Санкт-Петербург к русскому царю Павлу I. Он ехал к нему с дорогими подарками и, по одной из версий, с возом золотых изделий и украшений, перед которыми якобы российский государь не устоял. Так или иначе, но 11 марта 1801 года Павел I подписал указ, в котором говорится: «…Председательствующего в ханском совете киргиз-кайсацкой Малой орды султана Бокея, сына Нурали хана, принимаю к себе охотно, позволяю ему кочевать там, где он пожелает, и в знак моего благоволения назначаю ему медаль золотую с моим портретом на черной (мальтийской) ленте».

Вместе с указом султан Бокей получил карту с четко очерченными границами кочевой Внутренней орды. В тот же день, то есть 11 марта 1801 года, султан отправился в обратный путь. В сорока верстах от Санкт-Петербурга он получил известие, что в России произошел государственный переворот, а Павел I убит.

Конечно, эти события совпали по чистой случайности, но знаменательно, что на руках султана Бокея остались документы, согласно которым он имел право на расширение своих кочевий. Весной следующего года Бокей с 6 тысячами юрт и с 21 тысячей душ перешел на правый берег Жаика и расселил свой народ по кочевьям.

Прося у царя новые земли, султан Бокей ставил перед собой конкретную цель — стать ханом новой орды. В то время между сыновьями и внуками Абилкайыр хана разгорелась нешуточная борьба за ханский трон. Видя, что в этой ожесточенной борьбе ему не выиграть, Бокей решил создать свое ханство.

Десять лет спустя ему все же удалось обрести этот титул. Старшины и баи Малого жуза в торжественной обстановке подняли его на белой кошме и провозгласили своим ханом. Это произошло 7 июля 1812 года. Ему была вручена грамота Александра Первого об утверждении его в ханском достоинстве, в которой говорится: «…Мы за нужно сею Нашею отвестительною Грамотою дать знать всем тоя Страны Солтанам, Биям, Старшинам, Тарханам и народу Меньшой Киргиз-кайсацкой орды, кочующему в вышеназванных местах, с присовукоплением Нашего точного повеления ему Букею Нурали Ханову сыну как признанному и по желанию их подтвержденному от Нашего Императорского престола Ханом над тем народом и отделениями оного, отдавать надлежащее почтение и оказывать послушание во всем, что будет следовать к пользе народа Киргиз-кайсацкого, благоустройству и к Нашей Императорской службе» (стиль и орфография документа сохранены).

Ханом Внутренней (Бокеевской) орды он был всего три года. В мае 1815 года Бокей после тяжелой и продолжительной болезни скончался. До этого он успел оставить завещание о передаче ханской власти своему сыну Жангиру. Он завещал также захоронить его в местечке Малый Арал Красноярского уезда Астраханской губернии, около святого Сейд-Баба.

 

Святой

старец Сейд-Баба

Такое пожелание было неслучайным: он любил своего духовного учителя, почитал его святым. Сейд бин Кулвай Саид Гали (его полное имя) был действительно неординарным человеком. В 17 лет он оставил родные места и уехал учиться в Египет, пополнял знания в Багдаде, Туркестане, Индии, получил высокие звания суфизма Мурхиса и Муршида, посетил все мусульманские святыни.

В начале XIX века он вернулся в родные края, был проповедником и учителем в ногайских степях и казахских кочевьях Бокея. Умер в возрасте семидесяти лет в 1812 году. Похоронен в местечке Малый Арал на холме близ реки Кичач, одного из рукавов Волги. На месте захоронения по приказу хана Бокея был возведен деревянный мавзолей. До наших дней он не сохранился, однако могила Сейд-Баба стала местом настоящего паломничества. Даже во времена Советского Союза праху святого старца открыто поклонялись люди всех национальностей и вероисповеданий из разных уголков страны и, как утверждают, многие находили здесь исцеление.

Рассказывают, что в последний год своего правления могилу Сейд-Баба посетил бывший губернатор Астраханской области Александр Гужвин. Он увидел много паломников и завалившуюся могилу старца, а рядом разрушенное захоронение Бокея и распорядился привести их в порядок.

Деревянный мавзолей Сейд-Баба отреставрировали, поправили металлический шанырак над могилой Бокея. Рядом построили дом для смотрителя, гостиницу для паломников, кухню и столовую. Электрифицировали и газифицировали комплекс, выложили тротуары, разбили газоны и цветники.

На ханской могиле

Разговор о возведении достойного мавзолея на могиле Бокей хана шел давно, но до дела не доходило, пока за это не взялся Мухит Избанов, возглавляющий в Атырау территориальное управление Агентства по делам госслужбы. Он создал организационный комитет и стал искать спонсоров. Желающих помочь в возведении мавзолея оказалось много.

— Однако мы решили пойти другим путем, — рассказывает Мухит Каримович. — Обычно в таких случаях создаются благотворительные фонды, но где фонды, там деньги, а где деньги — там недоверие людей. Мы не стали собирать средства, а предложили спонсорам закупать строительные материалы. Один вез бетон, другой — кирпич, третий — облицовочный мрамор. Много спонсоров привлекать не стали, так как получилась бы неразбериха.

Высокая организация труда и дисциплина помогли строителям возвести огромный объект за короткие сроки, всего за два месяца. Во многом благодаря умению и опыту алматинского прораба Оразалы Издебаева.

Мавзолей возведен по проекту астанинского зодчего Садуакаса Агитаева.

— Мы старались, чтобы он не походил на появившиеся в последние годы мавзолеи великих личностей, — говорит Мухит Избанов. — Многие из них — видоизмененная копия мавзолея Курмангазы в Астраханской области и Есет батыра — в Актюбинской. Нам пришлось изрядно поездить по республике, познакомиться с лучшими работами, и мы решили остановиться на варианте, похожем на мавзолей Ахмета Яссауи в Туркестане. Конечно, это далеко не его копия, но в принципе есть какое-то внешнее сходство: такой же высокий портал у входа.

Ширина мавзолея — семь метров, длина — пятнадцать, а высота — двадцать один метр вместе со шпилем. Внутри мраморный склеп, в котором покоится прах Бокей хана. Над склепом высокий свод. Внутри мавзолея хорошее естественное освещение, созданы условия для чтения молитв.

Особенно привлекает вход в мавзолей, портал которого играет несколькими цветами красок, и красивые резные двери. Кстати, их изготовили узбекские мастера на средства Мухита Избанова за четыре месяца. Такая была тонкая и кропотливая работа!

Большой вклад в строительство мавзолея внесли атырауские меценаты Амангельды Баракатов, Аманжан Рыскали, Абдибек Бисенов, Болат Даукенов, Мереке Исмуратов, Орынгали Алдекенов, Болат Конырбаев, Сарсенбай Енсегенов и Адил Жубанов, которые в срок и бесперебойно выполняли взятые на себя обязательства.

Впрочем, это не первый мавзолей Бокея. В первой четверти 19 века его сын Жангир заказал в Санкт-Петербурге надгробный постамент в виде казахской юрты с шаныраком из кованого железа. В металл было добавлено серебро, поэтому конструкция не подверглась коррозии. Рядом из такого же металла выполнена ограда на могиле жены Бокея Гитан, и она также сохранилась в первозданном виде.

В годы металлического бума вандалы хотели сдать конструкцию на лом, но не сумели разобрать даже с помощью трактора, изрядно покорежив ее. Сейчас постамент поправили и выставили для обозрения во дворе мемориального комплекса.

 

Мост дружбы

Утром 12 октября 2011 года в мемориальном комплексе хана Бокея было очень оживленно. На этот день было назначено открытие мавзолея. Многие гости приехали еще накануне. Собрались астраханские казахи из близлежащих Володарского и Красноярского районов, а также из Курмангазинского района Атырауской области. Из Атырау приехала большая делегация во главе с акимом области Бергеем Рыскалиевым.

К одиннадцати подъехал посол Казахстана в России Заутбек Турысбеков, а вскоре губернатор Астраханской области Александр Жилкин и имам центральной Астраханской мечети. Официальные лица по пути к мавзолею отдали почести на могиле святого Сейд-Бабы, прошли к месту захоронения Бокей хана. Внутри мавзолея имам прочитал суры из Корана.

Здесь, перед входом в мавзолей, состоялся большой митинг, который своей вступительной речью открыл Заутбек Турысбеков:

— Сегодняшнее событие можно по праву назвать историческим. Этот мавзолей воздвигли простые наши сограждане, настоящие патриоты своей земли. Они понимают значение Бокей хана в истории страны и народа. По сути дела без острых конфликтов, без единого выстрела он объединил огромную территорию и подарил ее казахскому народу. На этой земле сегодня находятся основные богатства нашей Родины.

Я благодарю губернатора Астраханской области Александра Александровича Жилкина за то, что он с пониманием отнесся к строительству мавзолея, отвел землю и создал все условия для работы.

— Астраханская земля стала местом последней обители великих сынов казахского народа Курмангазы и Бокей хана, — в свою очередь сказал губернатор Александр Жилкин. — Память о них и сегодня служит мостом дружбы между нашими народами. В Астраханской области проживают более 170 тысяч казахов. На нашей земле им созданы все условия для развития родного языка и культуры. У нас проводятся ежегодные музыкальные фестивали «Голос степи», на которые собираются казахи со всего бывшего Союза. Пусть дух Бокей хана поддерживает ваш народ и зовет его на еще большие свершения!

В заключение Александр Александрович вручил организатору строительства мавзолея хана Бокея Мухиту Избанову благодарственное письмо.

На митинге выступил аким Атырауской области Бергей Рыскалиев:

— Бокей оставил в истории Казахстана и России неизгладимый след. Он навсегда останется в памяти потомков как высокообразованный человек и великолепный политик. Он первым на землях Младшего жуза создал школы, открыл библиотеки, казначейство. Это способствовало тому, что многие казахи потянулись к знаниям и получили высшее образование.

Я благодарю своего коллегу, губернатора Астраханской области за условия, которые он создает для наших исторических соотечественников. Сегодня мы поддерживаем тесную экономическую и культурную связь со своими соседями-астраханцами. Наша молодежь учится в престижных вузах Астрахани. Пусть наша дружба, основу которой заложил Бокей хан, будет вечной!

После митинга в столовой мемориального комплекса был дан поминальный ас.

 

Об истории

Бокеевского ханства

Бокеевское ханство, или Внутренняя орда занимает особое место в истории Казахстана. Вскоре после своего избрания в 1812 году хан Бокей умер (1815 г.). До совершеннолетия старшего сына Бокея Жангира управлял ордой брат хана султан Шигай. Жангир был провозглашен ханом 24 июля 1824 г. в г. Уральске.

Период ханствования Жангира был конструктивным в плане осуществления преобразований.

Впервые в истории казахских ханств земли передавались в частную собственность кочевников, переходящих в оседлость. Жангир реформировал старую систему налогов, создал аппарат управления, состоявший из ряда функциональных подразделений: канцелярия, депутатская группа, coвет 12 биев, институт есаулов, группа базарных султанов, ханские вестовые из 14 человек, в Бокеевской орде была учреждена должность ахуна — главного духовного лица ханства.

На территории ханства появились значительные торговые центры. Учрежденная в 1832 году ярмарка в ханской ставке имела объем торгового оборота более миллиона рублей. В Россию переправлялись сотни тысяч голов скота, на ярмарку приезжали тысячи купцов со всех сторон Азии и Европы. Торговый характер ханской ставки ярко вырисовывается хотя бы из того, что из 89 домов в 46 были лавки, а в 19 — торговые склады.

В ханской орде было довольно много мусульманских мектебов. Образовательная концепция хана нашла выражение в открывшейся в 1841 году первой не только в Бокеевской орде, но и во всем Казахстане светской школе. В этой школе преподавали «татарский, арабский и русский языки, начальные правила арифметики и грамматики, в кратком виде — географию и историю, правила оспопрививания… Лучшие выпускники поступают отсюда в Оренбургский Неплюевский корпус». В своей интереснейшей статье «Заметки киргиза о киргизах» (1861 г.) Салих Бабаджанов подробно описал состояние народного образования в Бокеевской орде.

Среди примечательных явлений в культурной жизни Бокеевского ханства особое место занимает «оружейная комната». По отзывам современников, в ней было немало уникальных экспонатов, свидетельствовавших о высоком мастерстве казахских ремесленников. В этом первом музее Казахстана было много вещей восточного происхождения: «азиатские кольчуги, шлемы, налокотники и другие воинские доспехи». В числе сабель были дарованные его роду от российских императоров. Сам хан Жангир был в свое время избран почетным членом научно-исторического общества при Казанском университете. Им был записан ряд эпических поэм и шежире казахов. Умер хан Жангир в 1845 году, и ханская власть после него в орде не восстанавливалась. Орда управлялась Временным советом.

 

Муапих БАРАНКУЛОВ

Актобе — Малый Арал Астраханской области — Актобе

Колонка "Взгляд"