Неромантичная история

Во время ограничительных мер пострадали многие сферы предпринимательства.
Не стал исключением и цветочный бизнес.

Практически все представители цветочных салонов признались: выручка упала вдвое. Свой отпечаток на себестоимость продукции наложило падение курса тенге.
– Во время карантина выручка нашей сети цветочных салонов упала на 50%. Зарабатывали только на доставке. До карантина мы тоже занимались доставкой. Но во время жестких ограничений это стало единственной статьей дохода. При этом объем онлайн-заказов доставки существенно вырос. Особо свой бизнес не пришлось переформатировать. Но мы были готовы к этому. Просто перешли на удаленный режим работы. Единственная трудность, которая возникла у нас – это отсутствие поставок из Нидерландов в течение нескольких дней. Когда ввели режим ЧП, границы закрыли. Пару поставок пришлось пропустить. Реализовывали цветы местных производителей, – рассказывает директор сети цветочных салонов Romantic Дмитрий Бондаренко.
По словам предпринимателя, пользуясь моментом, производители цветов подняли цену на продукцию. Они объясняли это тем, что в период ЧП пришлось сократить число садовников, и самих цветов выращивалось меньше. Но качество местной продукции значительно уступает импортным аналогам.
После двухнедельной паузы доставка из Нидерландов возобновилась. Кстати, в этой стране большой цветочный хаб. Туда они слетаются со всего мира.
– Если в салоне вы видите надпись «голландская роза», это еще не значит, что она там выращена. Вполне возможно, что ее родина – Эквадор. В Нидерланды самолетом цветы поступают со всего мира. Фурой из Нидерландов – в Актобе. Здесь производится растаможивание, и отсюда они поступают в сети цветочных салонов Romantic по Казахстану, – продолжает Дмитрий Бондаренко.
Сейчас с поставкой проблем как таковых нет. Проблема в другом – приостановлены многие авиарейсы, как регулярные, так и чартерные. Тарифы на авиаперевозки возросли. С поставкой цветов в Нидерланды возникают трудности. Плюс к этому подешевевший тенге. Все это повлияло на цену для конечного потребителя. В среднем она повысилась на 30%. Напомним, 19 марта доллар на KASE взлетел до 448,5 тенге, что стало антирекордом национальной валюты на фоне резкого падения нефтяных котировок.
– Но сейчас постепенно все проблемы решаются, возобновляются авиарейсы. Однако по всему миру открываются цветочные магазины, появился повышенный спрос на цветы. Поэтому подорожало предложение, – комментирует предприниматель.
С точно такими же проблемами столкнулись в сети салонов «Натали».
– Мы тоже импортируем цветы из Нидерландов. У всех цветочных магазинов и салонов одни и те же проблемы возникли во время ограничительных мер. Выручка упала вдвое, цветы подорожали на 30%. Бизнес выживал только за счет доставки. Магазины пришлось закрыть для покупателя. Сейчас открылись, постепенно входим в обычный ритм, – говорит предприниматель Дмитрий Каратаев.
Владимир БУРЬЯНОВ

Фото из архива «АВ»

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель