О цветах и садовниках

Накануне Международного Дня защиты детей расхожее выражение о цветах жизни первым приходит в голову.

Действительно, они – цветы, украшающие нашу жизнь. По сути, мы все ради них и живем, взращивая наши цветы с любовью и вполне понятным родительским умилением.

Но садовники, то есть мы, родители, должны не только умиляться. Гораздо важнее – что, вернее, кого мы взрастим?

 

Мой сын, старшеклассник одной из русскоязычных школ, высказал в прошлом году желание поехать летом пожить в английской семье или поработать в Америке по программе «Work and travel», чтобы изучить язык. Это было невозможно в принципе, и вместо чужих краев сын уже по нашей домашней программе отправился в Кобдинский район, где в одном из крестьянских хозяйств целый месяц работал на сенокосе: грузил, скирдовал сено, возил его на продажу в Акраб.

После его приезда я сделал несколько выводов. Во-первых, парень здорово прибавил в знании и владении родным языком, причем у него были не только правильное произношение, но и настоящая народная речь. Во-вторых, он узнал жизнь во многих ее проявлениях, в том числе то, каким трудом достаются деньги. Кстати, деньги он потом потратил на одежду, обувь и учебники к школе, предварительно подарив родителям по 10 тысяч тенге, что, не скрою, было очень приятно.

К чему я это говорю? К тому, что лучше для нашего казахстанского ребенка: учить английский язык, мыть посуду в кафе, убирать навоз где-то в штате Висконсин или Нью-Джерси, не зная при этом свой, или все-таки освоить сначала родной язык, народные обычаи и культуру на родине?

Раньше, помнится, дети на лето ездили к бабушке или дедушке в село. Сейчас не у всех городских семей есть в аулах родственники, чтобы летом отвезти к ним детей. Почему бы тогда в нашей области в дни каникул не организовать на той же платной основе такую же программу пребывания детей в казахских семьях, например, в Шалкарском, Иргизском или любом другом районе, или работы для подростков по контракту? Уверен, родная языковая среда, народное воспитание, быт дадут им гораздо больше, чем книжное обучение.

Лично я поддерживаю принцип трехязычия: русский и английский языки дети должны знать обязательно, и ездить им за рубеж по различным программам тоже нужно. Но, думаю, прежде всего надо помочь детям освоить свой родной язык, обычаи и культуру.

 

..............................................................®За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель................................................................