Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Обгоняющие ветер

img_6675_reswm

«Знакомому зимой надо было пересадить почку, врач пообещал железно: «Доживи до лета, когда мотоциклисты появятся — будет тебе почка».
В словах врача из анекдота доля истины присутствует. Современный мотоцикл дает незабываемое ощущение полета, мощный прилив адреналина. Но он мгновенно превращается в орудие смерти, если водитель на секунду теряет осторожность.

Увлечение без условий
Сейчас в нашей области официально зарегистрировано 2 384 мотоцикла, 672 из них — в Актобе. Цифры не такие уж большие, если не знать, что в городе имеется множество двухколесной техники, нигде не зарегистрированной, а значит, как бы несуществующей. К слову, в Актобе существует единственное учебное учреждение ТОО «Авто», которое занимается непосредственно обучением вождения на транспорте категории «А».
— Стоимость обучения в этой школе составляет 15 тысяч тенге, но до сих пор ни одного желающего отучиться в ней и получить права не нашлось, — признался в разговоре с корреспондентом «АВ» заместитель начальника ДВД Ерлан Алтынбаев.
Между тем с начала этого года в авариях погибли четыре мотоциклиста и еще 13 доставлены в больницы с различными ранениями.
— Я лично считаю, что необходимо создать условия для мотоциклистов, — выразил  мнение Ерлан Алтынбаев. — Наверное, можно организовать большую площадку или полигон за городом, где любители такого вида транспорта могли бы кататься вдоволь и собираться вместе. Это увлечение всегда было модным среди молодежи, а в последнее время желающих прокатиться на мотоцикле становится больше. Участниками дорожного движения являются все, начиная от пешеходов, велосипедистов и заканчивая погонщиками скота, поэтому не лишним было бы создать в городе и велосипедные дорожки.
К слову, с начала этого года произошло 14 ДТП с участием велосипедистов. Все они получили травмы различной степени тяжести, а некоторые были доставлены в больницы. Что касается мотоциклистов, то каждый любитель быстрой езды развлекается как может — выезжает за город и вволю катается по бездорожью, мчится по ночному и пустынному городу или, наплевав на правила, лавирует между рядами авто.

Без правил и ограничений
— Я вырос в селе, мотоциклы были у моего деда и у отца, — рассказывает Руслан Бегимбетов. — Это же настоящий сельский транспорт, который необходим в хозяйстве. На нем можно проехать везде, нагрузив коляску мешками с зерном или картошкой.
В шестилетнем возрасте Руслан впервые самостоятельно сел за руль мощного «Урала» и пытался проехать на нем по двору. Это была в те времена престижная техника, такая же уважаемая как «Харлей» в Америке. Позже он купил себе мотоцикл «ИЖ-Юпитер», но мечтал, как и все мальчишки, о быстрой и красивой «Яве».
Руслан переехал в Актобе, женился, но сохранил  любовь к двухколесному другу. Старый мотоцикл он уже давно поменял на заграничный, более современный и быстрый. В редкие выходные парень выбирает пару часов и, оседлав железного друга, выезжает за город.
— Ни в каких клубах по интересам не состою, — признается Руслан. — На это просто нет времени. Но люблю мотоцикл всей душой.
Даже при том, что Руслан считает себя очень осторожным ездоком и неукоснительно соблюдает ПДД, ему не удалось избежать аварии и травм. Случившееся не сильно расстроило и не заставило его бросить любимое занятие. Он по-прежнему выезжает за город и мчится по пустынным дорогам, выжимая предельные скорости.
В 2000-е годы в городе начали появляться первые скоростные мотоциклы — байки, и актюбинская молодежь постепенно пересела с ненадежной советской техники на японские «Хонды» и «Ямахи», американские «Харлеи» и «Индианы». Их вождение требует особого внимания. Это не отечественный «Восход». Всего за несколько секунд заграничное чудо набирает более ста километров и буквально рвется из-под водителя. Желающих владеть таким чудом техники в нашем городе становится больше.
— Мы считаем себя свободными байкерами, — говорит член добровольного мотосообщества «М-Байкерс» Андрей Ростовский. — Клуб подразумевает какие-то ограничения и правила, которых мы хотим избежать, чтобы чувствовать независимость. Поэтому мы называемся сообществом любителей, имеем свой флаг и участвуем во многих городских мероприятиях.
Андрею 39 лет, и он с юности увлекся мотоциклами. Он отец троих детей, но свое занятие опасным не считает.
— Еще в школьные годы у меня уже был велосипед с мотором, — рассказывает об  увлечении Андрей. — Чем больше я взрослел, тем больше увеличивалась так называемая кубатура, мощность железных коней. Сейчас у меня мощный мотоцикл, который легко срывается с места и набирает максимальную скорость за несколько секунд.

Неосторожность карается смертью
Андрей, живший с родителями в районе Авиагородка, без каких-либо затруднений по объездной трассе добирался на мотоцикле до своей бабушки, жившей в районе Сазды. До 19 лет он сменил несколько железных коней и, наконец, купил вожделенный «Урал», на котором гонял без номеров. Лишь в 20 лет сдал  экзамены на категорию «А», дающую право водить мотоциклы. А в 2001 году его самоуверенность сыграла с ним злую шутку. Двигаясь на большой скорости по главной дороге, Андрей, не успевший среагировать на ВАЗ, внезапно выехавший со второстепенной, буквально протаранил мотоциклом легковой автомобиль. Он чудом остался жив, хоть и совершил 20-метровый полет через дорогу, но морально приходил в себя долго.
Сейчас Андрей владеет роскошным скоростным японским байком «Эндуро» за две тысячи долларов, на котором любит «гладить» дороги и тропинки пригорода. Все так же, с пренебрежением, он относится к автовладельцам, которые не всегда вежливы с ним, и твердо уверен, что погоня дорожных стражей за мотоциклистом, нарушившим правила, будет безуспешной.
При этом мотоциклист осознает опасности, подстерегающие байкеров на дорогах. В мае этого года погибли трое молодых ребят, бывших членами сообщества.
— Первый трагический случай, закончившийся смертью, произошел в начале мая на прямом и пустынном отрезке дороги между «Мега Актобе» и районом Сазды, — сообщил Андрей. — Наш байкер на большой скорости наехал на перебегавшего дорогу ежа и слетел с дороги.
Это была первая смерть и, как оказалось, не последняя. Друзья не успели справить 40-дневные поминки по другу, как произошел второй случай, унесший жизнь еще одного любителя.
— Тогда один из членов нашего сообщества, ехавший по улице Тургенева, не справившись с управлением, вылетел на встречную и погиб при столкновении с автомобилем, — продолжает перечислять скорбный список Андрей. — Третий наш товарищ погиб в том же месяце в ночной дорожной аварии, случившейся на одной из кольцевых развязок города.
А в июле этого года, как рассказал Андрей, произошла четвертая в этом году авария, в которой погиб совсем  неопытный молодой человек, начинавший осваивать свой мотобайк.
Количество мототранспорта в городе неуклонно растет, и любителей прокатиться с ветерком становится больше. При этом не всякий даже взрослый владелец осознает, что приобрел не красивую игрушку для катания по воскресным дням, а монстра, который с легкостью может унести его на тот свет. Один из мотоциклистов-любителей, пожелавший, чтобы его имя не называлось, пафосно заявил, что они называют себя «обгоняющие ветер». Звучит красиво, но, глядя на то, с какой скоростью порой лавируют между рядами плотно передвигающихся автомобилей иные любители быстрой езды, невольно думаешь, что их, скорее, можно назвать «догоняющие смерть».

Мнение автоводителей и пеших актюбинцев о мотоциклистах на дорогах, как показал небольшой опрос, неоднозначно.
Лишь один из десяти водителей частного такси отозвался о мотоциклистах недоброжелательно, пожаловавшись на то, что они мешают дорожному движению, создавая аварийную ситуацию.
Остальные водители ответили, что не обращают внимания на мотоциклистов.
Трое из десяти актюбинцев, которым был задан вопрос, не мешают ли им мотоциклисты, пожаловались на сильный шум, издаваемый мотоциклами, разъезжающими по пустынным улицам ночного города.

 

Санат РАШ

Колонка "Взгляд"