Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Образец комплаенс-службы и нулевой терпимости к коррупции

АРУ имени К. Жубанова стал одним из первых вузов в западном регионе Казахстана и первым субъектом квазигосударственного сектора нашей области, который внедрил систему менеджмента противодействия коррупции и получил сертификат соответствия — СТ РК ISO 37001-2017.
Руководитель антикоррупционной комплаенс-службы Дархан Мусюров рассказал, как создается в университете честная и прозрачная среда.

— Дархан Темирханович, что такое сертификат соответствия ISO 37001 и какие он дает преимущества?

— В 2023 году в учебных заведениях началось активное внедрение комплаенс-служб. Это хорошая международная практика. Данная служба призвана не только мониторить и соблюдать антикоррупционную пропаганду, но и способна пресекать другие правонарушения.
Стандарт ISO 37001 называется «Система менеджмента противодействия коррупции». В западном регионе мы единственные, кто получил такой сертификат. Наш университет прошел аудит и подтвердил все соответствия. Сертификат действует не только по всему Казахстану, но имеет влияние на международных площадках.
По поручению Президента до 2026 года вузы должны пройти конкурс на соответствие ISO 37001. Но мы, опережая событие, уже в начале этого года подтвердили соответствие и получили данный сертификат.
Какие преимущества дает сертификат? Благодаря утвержденным алгоритмам и нормативам, которые принимают на себя работники организации, исключается часть коррупционных рисков, повышается уровень доверия к организации, идет трансформация сознания.

— С чего начиналась работа комплаенс-службы?

— Комплаенс-служба открылась в вузе в 2022 году. В это время наш университет взял уверенный курс на трансформацию с учетом профилактики и противодействия коррупции.
Мы начали большой проект по приведению наших процессов и деятельности университета к международному стандарту — ISO 37001. В октябре провели обучающий курс по системе менеджмента руководящего состава, 31 работник получил сертификат. Затем внедрили ряд действенных документированных процессов, таких как антикоррупционный стандарт, положение о горячей линии и другое.
Параллельно комплаенс-службой выявлялись и пресекались коррупционные правонарушения. За два неполных года к ответственности были привлечены 32 работника университета. Уделено большое внимание автоматизации и цифровизации многих процессов, что способствует созданию честной и прозрачной среды.

— Обращаются ли студенты и сотрудники университета?

— Несколько лет назад стоял барьер между ними. Молодежь боялась открыто высказывать недовольство, жаловаться на несправедливость. Сегодня жалобы поступают не только в нашу службу, студенты напрямую обращаются к ректору с теми или иными вопросами либо через официальные ее страницы в социальных сетях. Эти проблемы могут быть бытовыми, социальными, психологическими или касаться учебного процесса. Высшее руководство университета оперативно реагирует на каждое обращение студента.
Мы организуем встречи на разных факультетах. Недавно собирали студентов первых курсов во Дворце студентов, рассказали о нашей комплаенс-службе. Мы всегда готовы выслушать любые вопросы, жалобы, рады свежим идеям и предложениям.

— С какими вопросами и проблемами приходят к вам студенты?

— К примеру, в прошлом году к нам обратилась группа студентов за помощью. Один из комендантов заставлял их сдавать деньги на ремонт бытовой техники и праздничные мероприятия. Такую порочную практику мы сразу прекращаем. Антикоррупционная служба провела проверку, комендант призналась и освободила должность по собственному желанию.
Одна из преподавателей продавала студентам книги собственного авторства. Ребята были вынуждены их покупать, хотя эта литература находилась в бесплатном доступе в библиотеке. Благодаря активной гражданской позиции молодых людей мы провели служебную проверку и привлекли преподавателя к строгой дисциплинарной ответственности.
Еще один факт — в 2022 году заведующая поликлиникой университета собирала дань с медработников, которые сдавали деньги под угрозой увольнения. Университет также расторг контракт с заведующей поликлиникой.

— Сколько лет действует сертификат и нужно ли будет его повторно подтверждать?

— Сертификат мы получили на три года, но каждый год его должны подтверждать. Важно сказать: антикоррупционная комплаенс-служба университета добивается высоких оценок благодаря активной гражданской позиции как профессорско-преподавательского состава, так и студентов. Это порядочные люди, которые активно с нами сотрудничают, формируют культуру академической честности и проявляют нулевую терпимость к коррупции.
В университете работает телефон доверия: 8-707-737-19-35. На горячей линии можно получить юридическую консультацию: здесь готовы выслушать предложения, связанные с учебным процессом.
Национальный стандарт является аналогом международного стандарта ISO 37001-2016.
Елена РЫШКИНА

Фото автора

Колонка "Взгляд"