Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Образование: качество и конкурентоспособность

Перед системой образования поставлены новые цели и задачи. В рамках госпрограммы развития образования и науки на 2020-2025 годы, основанной на ряде стратегических и программных документов, в нашем регионе наметился качественный рост на всех уровнях.

Инвестиции в будущее
Сфера образования региона в нынешнем году ознаменовалась несколькими позитивными новостями. Есть реальные достижения в качественном развитии отрасли за счет инвестиций. Решается комплекс работ по ликвидации аварийных и трехсменных школ. С учетом демографического и агломерационного роста и факторов ведется строительство 20 общеобразовательных школ на 5 875 мест, это 13 школ на 4 640 мест и 7 пристроек на 1 235 мест. Из них за счет средств областного бюджета строится 7 школ.
До конца года планируется ввести в эксплуатацию 5 школ и 6 пристроек, строительство 9 объектов является переходящим на 2021 год. В целом это должно решить проблему трех старых, шести с дефицитом мест, одной аварийной и десяти трехсменных школ. На сегодня количество учебных заведений с трехсменным обучением уменьшено до 10. Проблему трехсменных и аварийных школ области планируется решить до 2024 года.
Так, в начале учебного года в жилом массиве «Рауан» города Актобе открылась школа № 74 на 300 мест, строительство которой началось в августе 2019 года. Здание оснащено 26 учебными классами, кабинетом информатики, мастерской, спортивным залом, столовой, библиотекой, медицинским кабинетом. Прежде родители были вынуждены возить детей на занятия в другие районы города, поэтому открытие школы стало радостным событием для жителей «Рауана».
Также в Темирском районе введена в эксплуатацию Кызылжарская средняя школа. Потребность в социальных объектах возникла с появлением новых домов на окраинах райцентра. Ввод в эксплуатацию еще одного образовательного учреждения способствовал решению проблемы трехсменных школ. Это первое современное учебное заведение, построенное за 30 лет в поселке Шубаркудык. При школе на 320 мест имеется интернат на 60 мест. Трехэтажное здание оснащено кабинетами новейшего поколения, здесь установлено видеонаблюдение, имеется подключение к сети интернет.
В рамках программы «ДКЗ на 2020-2021 годы» школам № 13, 23, 53, 68 города Актобе выделено 2,1 миллиарда тенге, на которые возводятся пристройки. Основная цель проекта — поддержка отечественного производителя, создание новых рабочих мест, в том числе трудоустройство безработных через центр занятости.
На сегодня ремонтные работы завершены на 46 объектах, до конца года и остальные будут введены в строй. В рамках проекта создано 1 405 временных рабочих мест (запланировано 1 309), в том числе через центр занятости 688 мест (649).

[box type=»shadow» ]В 2020 году по ДКЗ ведется капитальный и текущий ремонт 56 организаций образования, из республиканского бюджета выделено 4 690,5 млн тенге.[/box]

В режиме онлайн
Проводится большая работа по увеличению доли детей, охваченных дошкольным воспитанием, в том числе за счет укрепления связей с частным сектором. Количество дошкольных образовательных организаций достигло 540. Полностью достигнут показатель охвата детей в возрасте от 3 до 6 лет. Только в этом году открыто 17 детских садов на 1 332 места.
Изменился порядок работы дошкольных организаций. Прием в дежурные группы организуется по желанию родителей. В 425 дошкольных организациях действует 1 619 дежурных групп, их посещает 21 514 детей (50,9%).
В связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой с 1 сентября занятия в школах проводятся в формате дистанционного обучения, кроме того, предусмотрен смешанный формат (дистанционное и традиционное обучение в отдаленных населенных пунктах).
Со 2 четверти в штатном режиме обучаются 222 (53,7%) школы с контингентом до 300 учащихся, это 18 640 детей. 191 (46,3 %) школа обучается дистанционно, количество учащихся в них 141 034.
По заявлениям родителей учеников 1-4 классов в 3 432 дежурных группах обучается 44 499 (28%) детей.
Конечно, быстрый переход на дистанционный формат обучения вызвал ряд проблем, в основном с недостаточным техническим оснащением, отсутствием готовности к работе в новых условиях. Но вместе с тем представил широкие возможности и перспективы для изменения и совершенствования системы образования. Благодаря внедрению дистанционного обучения педагоги освоили активные методы и новое программное обеспечение.
В рамках информационно-методического обеспечения дистанционного обучения осуществлен ряд мер. Создан и активно работает саll-центр по разъяснению вопросов, для родителей, учащихся и педагогов проведена широкая информационная работа по специфике организации дистанционного обучения (на платформе You Tube, в Телеграм-канале, Instagram). В соцсетях (сайты, страницы Instagram, Facebook) педагогам предоставлены ссылки на различные образовательные и цифровые платформы, позволяющие готовить онлайн-уроки, знакомиться с интерактивными инструментами. Регулярно велся цикл вебинаров. Содержание страниц управления образования в социальных сетях расширилось и пополнилось новыми рубриками по дистанционному обучению.
Для обеспечения интернетом учащихся из местного бюджета выделено 492,1 млн тенге, приобретен 14 201 роутер. 12 550 единиц компьютерной техники, находящейся на балансе школ, роздано нуждающимся семьям.
Планируется приобретение 24 605 единиц компьютерной техники, в том числе из резерва Правительства РК — 19 146 единиц. Из них 13 151 — детям из малообеспеченных семей, 623 — для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, 3 350 — для детей с особыми образовательными потребностями и 2 022 — нуждающимся детям. На эти цели выделено 2,9 млрд тенге. Из местного бюджета предусмотрено 1,1 млрд тенге на приобретение 5 459 ноутбуков.

[box type=»shadow» ]Для приобретения современного оборудования в рамках проекта «Жас маман» 5 колледжам выделено 1,4 млрд тенге, из областного бюджета направлены дополнительные средства на сумму более 80 миллионов тенге.[/box]

«Жас маман»: точки роста
Особенностью нынешнего года стало зачисление абитуриентов в организации технического и профессионального образования по среднему баллу аттестата. Учитывались профильные и текущие дисциплины. Прием в колледжи был доступен в автоматизированном режиме. Обучение в них по специальностям педагогического, IT, социального, гуманитарного направлений осуществляется дистанционным, по технологическому, аграрному, медицинскому, художественному направлениям –комбинированными способами обучения. То есть студенты при необходимости могут участвовать в лабораторных работах и производственной практике.
В этом учебном году 2 264 студента в 13 колледжах, расположенных в селах и моногородах, таких как Хромтау, обучаются в штатном режиме, 17 200 студентов 28 колледжей — в дистанционном формате. Во всех колледжах города созданы виртуальная приемная директора и штаб по оказанию онлайн-консультаций преподавателям, студентам и родителям. 100% ссузов имеют доступ к образовательным информационным ресурсам, таким как Platonus, Google Classroom, Edu page, а также Moodle, «Электронный журнал» и другим. Все преподаватели и студенты, не имеющие компьютера, временно обеспечены оборудованием.
В рамках проекта «Жас маман» 5 колледжей обновляют материально-техническую базу. Целью проекта является модернизация 180 колледжей и 20 вузов страны по более чем 100 востребованным специальностям и внедрение международного опыта подготовки квалифицированных специалистов. В прошлом году по этому проекту было отобрано 80 колледжей республики, из Актюбинской области выбор пал на 9.
В рамках проекта 5 колледжей будут оборудованы в 2020 году, 4 — в 2021 году. Это позволит оснастить современным оборудованием учебные лаборатории и мастерские, кабинеты, модернизировать лаборатории. Приоритет отдается практической работе студентов.
В проекте принимают участие высший политехнический колледж, колледж строительства и бизнеса, автодорожный, транспорта, коммуникаций и новых технологий и Хромтауский горно-технический колледж.
Проект «Жас маман» — прекрасная возможность для учебных заведений расширить и улучшить материальную базу. В перспективе эти инвестиции позволят подготовить востребованные квалифицированные кадры для экономики области. На сегодня в рамках проекта приобретается оборудование для обучения по 24 востребованным в регионе специальностям: техническим и в сфере обслуживания. До этих пор в Казахстане не было технически оснащенных учебных заведений такого уровня. Несомненно, спрос на специалистов подобных колледжей будет расти по стране.
Для обеспечения прозрачности закупок и поставок оборудования в колледжах создана комиссия. Наряду с приобретением нового оборудования в рамках проекта «Жас маман» разрабатываются учебные планы и программы, ведутся ремонтные работы в мастерских и лабораториях.

[box type=»shadow» ]11 981 единица компьютерной техники доставлена в область
Прозрачность приема компьютерных устройств обеспечила специальная рабочая группа, включающая представителей проектного офиса «Aqtobe — adaldyq alańy», департамента по обеспечению качества в сфере образования Актюбинской области и членов общественных и попечительских советов. Следует особо отметить, что компьютерные устройства принимаются только при условии соответствия их требованиям, предъявляемым МОН РК. Устройства, не соответствующие технической спецификации, заменяются поставщиками.[/box]

Статус педагога
На выплату дополнительного фонда заработной платы работникам образования из республиканского бюджета выделено 16 187 480 тенге, из областного бюджета —
6 811 171 тенге. Реализуются и другие меры по повышению статуса педагога.
Работникам образования области присуждаются нагрудные знаки «Лучший педагог Актюбинской области» и звание «Почетный учитель Актюбинской области» с выплатой единовременного вознаграждения.
Ведется активная поддержка будущих специалистов. Уже в этом году 50% из выделенных 80 грантов из средств местного бюджета переданы на педагогические специальности.
Педагоги региона полностью проходят курсы по ІТ-квалификации.
С 1 сентября 2020 года в организациях среднего образования, расположенных в Актобе, внедрена система подушевого финансирования.
В этом году из-за эпидемиологической ситуации не во всех регионах страны функционировали летние лагеря отдыха для детей. Тем не менее в Инстаграме создана страница «Онлайн лето-2020», у которой более 12 тысяч читателей. Чтобы максимально эффективно использовать свободное время детей, здесь размещена необходимая информация по всем отраслям.
Открытость и прозрачность — одна из наших основных задач. Усилен общественный контроль над всеми процессами и действиями с коррупционными рисками в сфере образования. В социальной сети Instagram проектного офиса «Актобе — адалдық алаңы», акимата области, управления регулярно проходят онлайн-приемы граждан, на вопросы жителей отвечают в прямом эфире.
Управление всегда готово к открытому диалогу с населением.

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"