Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Обычная школа для «особенных» детей

kak-oformit-vremennuyu-registratsiyu-rebenku_reswm

Педагоги со стажем признаются, что в советское время им не приходилось работать с учениками, ограниченными в своих возможностях. Такие дети почти всегда попадали в специализированные учебные заведения. Однако сегодня пришло понимание, что дети с особыми потребностями не могут жить изолированно. Инклюзивное образование стало первой ступенью, помогающей инвалидам социализироваться в обществе.  Инклюзивное обучение, как отдельная область образования, у нас в стране стало рассматриваться в последние 10 лет. За прошедшие пять лет оно полностью получило нормативно-правовое обеспечение. Работа в этом направлении ведется и сегодня. По словам специалистов управления образования, многим образовательным учреждениям нашего региона предстоит улучшить материально техническую базу, расширить штат специалистов, а также открыть коррекционные кабинеты.

Инклюзив или коррекция?
До 2015 года к категории детей с ограниченными возможностями в развитии относили только тех, кто имел какие-либо отклонения в здоровье. Сегодня согласно инструкции об организации 2015-2016 учебного года используется немного другая формулировка — «дети с особыми образовательными потребностями». К этой категории относятся не только дети-инвалиды, но также дети мигрантов, беженцев, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Прежде чем ребенку поставят диагноз, до трех лет он проходит специальное обследование — ранний скрининг, в ходе которого оценивается состояние здоровья малыша. При обнаружении какого-либо нарушения  в развитии по рекомендации врачей родители обращаются в психолого-медико-педагогическую консультацию (ПМПК).
В ПМПК детские врачи узкой специализации коллегиально рассматривают ребенка, проводят беседу с родителями и определяют, на каком уровне идет нарушение состояния здоровья их ребенка. После этого уточняется диагноз и определяется программа обучения.
— Есть определенные требования к обучению детей с нарушениями здоровья, — говорит руководитель отдела опеки, попечительства и специального образования управления образования Алтынгуль Ауесхан. —  В основном в общеобразовательную среду интегрируются те дети, которые могут освоить общеобразовательную учебную программу. Например, учащиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата или речи, в послеоперационный период, после кохлеарной имплантации и другие.
Если в ходе обследования врачи установят, что ребенок способен осваивать школьную программу, то он может обучаться инклюзивно в обычном классе любой средней школы. Дети с приграничным состоянием интеллекта также имеют возможность учиться в обычной школе, однако для них созданы специальные (коррекционные) классы. Считается, что они могут освоить адаптированную общеобразовательную программу.
В Актобе коррекционные классы имеются в средних школах № 4 и № 19. В первой обучаются дети с нарушениями речи и другими осложнениями, во второй — дети с задержкой психического развития. Обучаясь в отдельном классе, они могут свободно общаться со сверстниками, участвовать в мероприятиях, что способствует их скорейшей реабилитации.
Во всех районах, кроме Мартукского и Иргизского, и в Актобе имеются кабинеты коррекции. Специалисты работают в основном с детьми, которые находятся на надомном обучении. Они проводят с детьми специальную работу по социализации, адаптации, учат их социальному самообслуживанию и коммуникативным навыкам. В кабинетах работают дефектологи, логопеды, инструкторы лечебной физкультуры, а также сурдопедагоги (городской кабинет психолого-педагогической коррекции).

Общение помогает
Инклюзивное образование подразумевает включение детей, имеющих какие-то особые потребности, в общеобразовательную среду. Основная задача такого включения — более быстрое «выравнивание» ребенка. Можно сказать, что инклюзия — это ранняя социализация человека с особыми потребностями.
— На сегодня в 251 общеобразовательной школе области внедряется инклюзивное образование. Постепенно идет перевод детей из специальных школ в общеобразовательные. В результате  развития инклюзивного образования количество специальных школ в 2013 году сократилось на одну единицу (было 5 школ, сейчас — 4). Со временем число спец-организаций уменьшится, но это не значит, что их не будет. В них будут учиться дети, требующие постоянного медицинского наблюдения.
В тех школах, где обучаются дети с особыми потребностями, учителя прошли специальные курсы повышения квалификации, внедрены штаты дефектологов. К сожалению, штат внедряется только в том случае, если число «особенных детей» более десяти, — отмечает Алтынгуль Ауесхан.
В настоящее время в наших школах детей со сложными диагнозами, требующих постоянного сопровождения, нет. В перспективе, когда появится возможность введения в штат тьюторов (наставников), можно будет по желанию родителей некоторых сложных детей переводить в общеобразовательные школы.
— Наблюдения подтверждают, что дети, которые обучаются инклюзивно, «выравниваются» быстрее, — подчеркивает специалист. — Даже дети с нарушениями речи, занимающиеся в нормальной среде, быстрее начинают разговаривать.
В обществе сегодня формируется толерантное отношение к инвалидам. Современные люди с ограниченными возможностями ведут энергичный образ жизни и занимают активную жизненную позицию. Дети-инвалиды ничуть не уступают в этом взрослым, они также участвуют в различных областных, республиканских и международных конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях.
Когда мы только начинали эту работу, мы сомневались: не сложно ли будет им осваивать обычную программу? Но потом поняли, что введение инклюзивного обучения необходимо. Щадящая программа не всегда способствует восстановлению и развитию ребенка, дети лучше реабилитируются в нормальной среде, — говорит Алтынуль Ауесхановна.
Она отметила, что в ее практике не было жалоб на то, что обучение детей с особыми потребностями затрудняет обучение остальных детей.
В ходе наблюдений выяснилось, что в классах, где учатся инклюзивные ребята, учащиеся становятся несколько добрее и внимательнее к сверстникам, более внимательны и бережны к своему здоровью. Присутствие ровесника с ограниченными возможностями учит детей сопереживать, проявлять участие и сочувствие к проблемам другого человека.

Тандем педагога и родителя
По словам директора средней школы № 19 Розы Аманбаевой, современные учителя в своей работе сталкиваются с немалыми трудностями. Вместе с тем за последние несколько лет педагогам удалось «выровнять» десятки детей.
— Инклюзивные дети находятся в общеобразовательных классах и обучаются наравне со всеми учениками, — говорит директор. — В классе таких детей может быть не более трех, каждый из них приравнивается к трем обычным детям. При планировании урока учитель составляет индивидуальный план для детей с особыми потребностями. Во время урока также идет индивидуальная работа с каждым ребенком.
Кроме инклюзивного обучения, здесь действуют коррекционные классы, в которых обучаются дети- аутисты, с нарушениями слуха, речевой деятельности, а также педагогически запущенные дети. Если у ребенка наблюдается задержка психического развития, в течение двух-трех лет он учится в коррекционном классе. После «выравнивания» его переводят на инклюзивное обучение в обычный класс.
В коррекционных классах может обучаться не более 12 детей. С каждым из них идет индивидуальная работа по особенной программе. Уроки здесь кардинально отличаются от обычных занятий. Половину занятия, в зависимости от диагноза, с детьми проводят специальные педагоги: дефектолог, логопед и психолог.
— За эти годы мы «выровняли» большое число детей. Это очень тяжело. Основная трудность, с которой мы сталкиваемся — недостаточная материально-техническая база. Во время поездки в Астану мы ознакомились с существующими техническими возможностями. У нас пока нет специального оборудования, хотя для восстановления детей требуется особое оснащение кабинетов. К примеру, мы остро нуждаемся в кабинете Монтессори, в котором проходят релаксация и дополнительная работа с наглядностями.
Инклюзивное обучение — это важный и необходимый элемент нынешней школы, — подчеркивает педагог. — Мы должны поддержать тех, кто нуждается в этом. Родители не могут оставаться один на один со своими проблемами. Для них мы — большая поддержка, и все трудности мы учимся преодолевать сообща ради детей.
По словам директора школы, дети, прошедшие коррекцию и инклюзивное обучение, находят свое место в обществе. Если раньше после выпуска они могли поступить только в специализированные колледжи, то сегодня для них открыты двери всех учреждений ТиПО.
При грамотной и своевременной поддержке педагогов и родителей дети с особыми потребностями могут не просто стать полноценными членами общества, но и добиться больших высот.

На сегодня в области проживают 5 234 ребенка
с ограниченными возможностями в развитии.

В прошлом году инклюзивно обучались 1 953 ребенка, в Актобе — 917. Из них 521 — в дошкольных организациях, 1 372 — в школах, в том числе
63 ребенка в специальных классах, и 70 детей —
в колледжах.

Инклюзивным обучением охвачено 37,8 процента детей с ограниченными возможностями.

В 182 организациях образования
созданы условия для инклюзивного обучения.

 

Нина ГРУЗИНОВА

Колонка "Взгляд"