Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Не все то масло, что намазывается

масло 2_reswm_1

Новое поколение стандартов и техусловий в пищевой промышленности дает широкие возможности производителю использовать в своей продукции такие ингредиенты, которым по старым добрым советским ГОСТам путь на стол потребителя был заказан.  

«Вижу – слово неприличное на сарае написано. Открываю – а там дрова!»
Если раньше первую скрипку в пищевой промышленности играли технологи производства, то сейчас акценты сместились в сторону маркетологов. В прошлом ставилась задача создать качественный и вкусный продукт. В настоящее время нужно продать как можно больше продукта, получив максимальную прибыль с минимальными затратами.   Поэтому зачастую производитель использует ассоциативный ряд, связанный с известными, как сейчас модно говорить, раскрученными брендами из недалекого прошлого. Раньше важнее было содержание, сейчас – форма.
Нынешние стандарты и технические условия позволяют на этикетке давать такую информацию, которая является лишь «заманухой» и сведений о продукте практически не дает. Тем самым по большому счету вводит в заблуждение потребителя. Вся подлинная информация об ингредиентах, а также возможных противопоказаниях к употреблению напечатана мелким шрифтом на обратной стороне. И не факт, что она полная и на 100% соответствует действительности.

Ностальжи

масло лим 2_reswm_1
Например, на яркой этикетке газированного напитка одного из алматинских производителей указаны надписи «Буратино» и «Советский», есть герб и знак качества СССР. Нарисован и сам герой сказки с золотым ключиком. Ассоциация – советский лимонад «Буратино».
На самом деле этот продукт, как указано мелким шрифтом, «Советский «Буратино» — безалкогольный газированный напиток с лимонадным ароматом. Он ничего общего со старым добрым лимонадом не имеет.
В состав сего напитка входят: артезианская вода, сахар…, а дальше — привет печени, почкам и желудочно-кишечному тракту – ароматизатор, идентичный натуральному, двуокись углерода, лимонная кислота (естественно, не из натурального лимона), консервант (бензоат натрия), подсластитель (аспартам) и краситель (сахарный колер). Правда, какой сахарный колер – их несколько видов, включая химически синтезированный, – не указано. Стоит полторашка этой отравы почти 200 тенге. Не так уж и дешево.
А вот еще один пример. Наткнулся я в супермаркете якобы на масло. Коровки нарисованы, написано «Крестьянское». Указан ГОСТ Р 52100-2003. Сделано в Беларуси. Ну как не купить такую прелесть?
450-граммовый брикет стоит 308 тенге.
Однако на обратной стороне брикета есть такая информация о составе: смесь топленая растительно-жировая, пахта сухая, вода питьевая, эмульгаторы: Е471, Е475, сорбат калия Е202, ароматизатор «масло сливочное», бета-каротин.
Ой-ой-ой! Разве это можно есть? А как же ГОСТ? А ведь производитель его указал правильно. Вот только «стандарт не распространяется на масло коровье», что и указано в документе. А распространяется он «на спреды, вырабатываемые из молочного жира и/или растительных масел с добавлением пищевых, вкусоароматических добавок».

«Cтрогая дозировка правды — это самая изощренная ложь».
Писатель-фантаст
Роберт Энсон Хайнлайн

Не может быть!
Есть еще один вид ухищрения производителей. Довольно интересный рекламный трюк. Нет, фирма гарантирует и не врет вам – все честно. Однако есть маленькое, но существенное «но».
Например, майонез с лимонным соком. Об этом прямо-таки кричит надпись на упаковке. Да и цена несколько выше. По правилам ингредиенты в составе указываются по мере уменьшения их массовой доли содержания в продукте. Так вот, лимонный сок есть в майонезе. Но стоит он в списке только после поваренной соли и консервантов. Как говорится, две капли на ведро воды.
Это же касается йогуртов и йогуртовых продуктов с соками различных фруктов. Как правило, наличие соков указывается где-то в составе наполнителя, а не основного продукта. И то ближе к концу списка.
Самая распространенная фишка – гордое указание на бутылке с растительным маслом, что оно без холестерина и содержит витамин Е. Это правда. Холестерин – вещество животного происхождения. В растительных маслах либо его нет вообще, либо присутствуют так называемые следы. Витамин Е тоже содержится. Но чем больше степень очистки масла, тем меньше содержания этого витамина.

Одобрям-с и рекомендум-с!
В России то и дело возникают скандалы, когда журналисты или Роспотребнадзор выявляют продукты с надписями «Рекомендовано РАМН» или «Одобрено РАМН». Как грибы после дождя возникают различные ассоциации, общества и тому подобное, которые за денежку ставят свои значки с одобрениями.
Одним из прибыльных и больших рынков является производство зубной пасты. Выбирая данный товар, я заметил, что чем дороже зубная паста, тем больше различных значков, типа «рекомендовано…» на ней стоит. Так чем же паста за 230 тенге отличается от той, которую продают и рекомендуют стоматологи всех стран и народов за 800 тенге, а то и за все 2 000 – 3 000 тенге за тюбик?
Встретил я на упаковке зубной пасты значок Казахстанской стоматологической ассоциации. А есть ли вообще такая?
— Такая ассоциация в Казахстане действительно есть, и она дает свои рекомендации, — говорит стоматолог Константин З. – Поверьте, если кто-то нанесет ее значок без разрешения на свою продукцию, незамедлительно последуют штрафные санкции. Но, если честно, особо большой разницы между дорогой и дешевой зубной пастой нет. Всех тех эффектов, указанных на упаковке, ни одна зубная паста не даст в полной мере никогда. Невозможно отбелить зубы за неделю – это все маркетинговые ходы. Это деньги. За значок на упаковке придется заплатить какому-нибудь профессору или институту, чтобы его получить. И вообще, зубную пасту следует регулярно менять. Ведь то или иное вещество, содержащееся в зубной пасте, сначала помогает, а потом разрушает эмаль или становится бесполезным.

Бренд
Есть у нас в стране пищевая продукция, одобренная Казахской академией питания. Например, соки. Правда или фарс?
— Да, на сок, указанный вами, мы давали свое заключение, — подтверждает профессор Казахской академии питания Юрий Синявский. – Нам дают продукцию, и мы в специализированных лабораториях проводим исследования. Запрашиваем документы, есть ли нарекания со стороны потребителей. При соблюдении качества и безопасности, технического регламента мы можем выдать свое заключение «рекомендовано Казахской академией питания». У нас есть особый перечень документов, по которым мы регламентируем соответствие того или иного продукта на выдачу нашей рекомендации. Но наша академия не является контролирующим органом. Сейчас мы живем в условиях рынка и конкуренции. Если вы признаете значимость КАП в оценке качества и безопасности продуктов питания, можете считать нашу рекомендацию брендом. Казахская академия питания – авторитетная организация. Хотя обращаются к нам не особо часто.

Владимир Бурьянов

Колонка "Взгляд"