Окно в Европу открыто лишь для избранных?

Актюбинские грузоперевозчики не могут выехать в ЕС из-за дефицита бланков разрешений.

В РПП обратилась группа актюбинских бизнесменов, работающих в сфере международных грузоперевозок. Это представители семи компаний. По их словам, они не могут попасть в страны ЕС из-за дефицита иностранных бланков разрешений (ИБР). Связывают это с влиянием внешних источников – западных санкций в отношении перевозчиков России и Беларуси. Как показал анализ, после их введения со стороны Евросоюза все транспортные компании данных стран переключились на перевозки внутри Таможенного союза. Это поспособствовало перенасыщенности автомобилями на рынке перевозок. Как результат, предложение превысило спрос и, соответственно, упали цены на перевозки.

НеДОЗВОЛительная роскошь?

– Чтобы осуществлять грузоперевозки в страны ЕС, необходимы данные бланки, на сленге называемые дозволами. Но сейчас их очень тяжело получить. Бывает, что бланков не бывает в резерве. Почему-то очень мало выделяется на нашу область. Постоянно сидим в Telegram и ждем информацию о поступлении бланков. Получается, кто успел, тот и съел. Проспишь – останешься без них. Сейчас дозвол в Азербайджан сложно взять, – сокрушается представитель ТОО «Rokos Logistics» Виталий Урубков.
По его словам, трудности стали возникать еще в конце прошлого года. До этого проблем не было.
– Дайте нам поработать. Дайте из резервов, у кого они просто лежат. У нас люди сидят, машины стоят. На сегодня в моем парке 17 автомобилей, из них два в последний раз съездили в Европу, когда был латвийский дозвол. Литовский дозвол дефицитный, на нашу область дали всего 200 штук, мы его использовали уже в первом полугодии. Дайте хотя бы польский, чтобы в Европу заезжали через Польшу. Если не будет изменений, придется утилизировать авто, отдать их в лизинг, потому что мы не сможем платить кредит. А это потеря рабочих мест, поступлений в бюджет, – в свою очередь сказал директор ТОО «MR Logistics» Рустам Мартасов.
В поддержку перевозчиков России и Беларуси их государствами реализованы программы, в которых обязали всех производителей товаров и услуг сотрудничать с местными перевозчиками. В этой связи грузоперевозчики Актюбинской области переориентировали автопарк на дальнее зарубежье, но столкнулись с дефицитом иностранных бланков разрешений.
Согласно распределению и выдаче бланков в территориальные инспекции, составленных Комитетом транспорта МИИР РК, наглядно прослеживается их малое количество в нашу область, при этом в каких-то областях они лежат в остатках. Таким образом, у многих перевозчиков начинаются простои, а это убытки и дальнейшие негативные последствия.
Вот что по этому поводу на заседании совета по защите прав предпринимателей рассказал заместитель директора РПП Руслан Куйшинов.
– К примеру, ТОО «Rokos Logistics» получены уведомления об отклонении заявок от 13 июня 2022 года по направлению в Польшу и от 17 июня 2022 года в Латвию. Причинами отказа является отсутствие ИБР в территориальном органе и резерве Комитета транспорта. Однако палатой предпринимателей согласно выгруженному файлу с официального сайта Комитета транспорта МИИР РК по данным «О наличии ИБР» на 27 июня 2022 года установлено, что количество полученных бланков «Польша универсальные» составляет 13 500 штук, остаток – 2 728. Из них в Актюбинской области получено бланков 185 и в остатке 3. Возникает вопрос: на каком основании уполномоченным органом было отказано ТОО «Rokos Logistics»? При этом в Алматинской области в остатке 289, Атырауской – 177, Карагандинской – 517, Костанайской – 652, Павлодарской – 119. В этой связи полагаем, что распределение и выдача бланков в территориальные инспекции проходят необъективно и требуют тщательной проработки вопроса с грузоперевозчиками, – отметил он, подчеркнув, что если вовремя не решить данный вопрос, перевозчики столкнутся с другими проблемами: невыплата зарплат, трудности с погашением кредитов за авто и так далее, вплоть до банкротства. Половина парка уже стоит на приколе.
Стоит заметить, что у каждого государства своя форма ИБР. Поэтому наши бизнесмены просят увеличить количество бланков на Актюбинскую область в следующие страны: Австрию – «универсальные», Латвию – «в третьи страны» и «универсальные», Германию – «евро 4», Польшу – «универсальные», Грузию – «универсальные», Азербайджан – «универсальные», Турцию – «универсальные».
Вместе с тем бланки Чехия «в третьи страны», Германия «евро 6» и «евро 3», Финляндия «в третьи страны» вообще не выдавались.
Предприниматели никого не обвиняют, лишь просят дать им больше разрешительных бланков.

Ответ как бы есть

РПП для решения этого вопроса обратилась в департамент логистики и перевозок НПП «Атамекен», который направил запрос в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК. И получила ответ: «На сегодня проводятся переговорные процессы по увеличению квот с рядом европейских стран (Польша, Литва, Болгария, Венгрия, Словения, Чехия и другие).
В части автоматизированной системы распределения иностранных разрешений разъясняют, что с учетом нынешней геополитической ситуации резко увеличился запрос казахстанских перевозчиков на европейский рынок. Данная тенденция показала необходимость актуализации Автоматизированной системы распределения иностранных разрешений. Поэтому создается рабочая группа с участием представителей профильных ассоциаций, крупных перевозчиков, а также экспортеров для усовершенствования данной системы для учета всевозможных аспектов перевозок.
Вместе с тем министерством проводится работа по внесению поправок в Правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в части отмены требований, запрещающих перецепку и перегрузку, распространяются как на иностранных, так и на казахстанских перевозчиков, и предоставляет возможность активного участия отечественных компаний в перевозочном процессе в направлении европейских стран…».
– РПП, рассмотрев ответ по вопросам обеспечения иностранными бланками разрешений, полагает, что доводы предпринимателей не рассмотрены должным образом. Министерство лишь ограничилось проводимой работой в части обмена иностранными бланками, где идет переговорный процесс по увеличению квот, также не усовершенствована Автоматизированная система распределения иностранных разрешений, – добавил Руслан Куйшинов.
На заседание пригласили и представителя областной инспекции транспортного контроля.
– Действительно, такая проблема есть. И это можно видеть наглядно по тем бланкам разрешений, которые мы выдаем. Допустим, если за прошлый год мы выдали всего лишь 1 612 бланков, то за минувшее полугодие уже 1 301, то есть в два раза больше. Это мы связываем с введенными санкциями. Соответственно, для казахстанских перевозчиков появилась работа, но в настоящее время распределение бланков организовано в автоматической системе, чтобы исключить коррупционные риски и не было человеческого фактора. И есть вопросы по распределению. На сегодня в Комитете транспорта идет проверка Главной транспортной прокуратурой по распределению и самой работе автоматической системы, будет дана соответствующая оценка, – ответил заместитель руководителя инспекции транспортного контроля Ерулан Курманиязов.

Послесловие

По итогам обсуждения председатель совета Алмат Калымбетов озвучил резолюцию, в которой РПП рекомендовано оказать содействие в получении ИБР для наших грузоперевозчиков, проработав предварительно данный вопрос с департаментом логистики и перевозок НПП «Атамекен». Также дана рекомендация вынести его на заседание республиканского совета по защите прав предпринимателей НПП с учетом состояния ситуации в других регионах страны.
Владимир БУРЬЯНОВ

Фото из архива «АВ»

..............................................................®За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель................................................................