Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Омбудсмен встанет на защиту прав потребителей

Удовлетворят ли предлагаемые поправки потребителя?
Выведет ли на более качественный уровень систему защиты прав потребителей законодательное закрепление новшеств?
На эти и другие вопросы отвечает руководитель департамента по защите прав потребителей области Жумамурат Алдашев.

— Жумамурат Ердавлетович, в прошлом году для защиты прав потребителей был разработан и утвержден первый пакет поправок в соответствующий закон. Однако практическое применение нововведений выявило проблемы. Что вы скажете по этому поводу?

— Действительно, на практике выявилось несовершенство созданного трехэтапного алгоритма рассмотрения жалоб потребителей. По мнению Верховного суда, потребители до обращения в суд обязаны пройти первые два этапа: продавца и госорган. В связи с этим участились возвраты судебных исков потребителям, которые не прошли этапы досудебного урегулирования потребительского спора.

Имеются также пробелы в правовом поле электронной торговли. Потребители все чаще сталкиваются с мошенничеством при оплате товаров через интернет, что требует законодательного урегулирования товарооборота в социальных сетях.

Кроме того, недостаточно эффективен общественный контроль, так как объединения не наделены функцией проведения контрольного закупа образцов товара с целью оценки его безопасности и качества.

Еще в списке проблем — неполный охват видов нарушений прав потребителей, введенных в Кодекс об административных правонарушениях, чем пользуются недобросовестные
предприниматели.

— Расскажите о возможности создания законодательной основы для функционирования Национальной ассоциации общественных объединений
потребителей.

— Положительным примером существования такой ассоциации может служить успешная деятельность Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». На данный момент не все общественные объединения потребителей работают совместно. Связано это в том числе и с разными подходами к вопросам защиты прав потребителей, разными профессиональными возможностями и финансовым обеспечением, что сказывается на эффективности работы каждого из
объединений.

Для создания такой организации предложено закрепить принципы ее работы, цели, задачи, функции, финансирование и многое другое, создав для этого соответствующую законодательную базу. При этом членство в Национальной ассоциации общественных объединений по защите прав потребителей предлагается оставить на добровольной основе.

Потому возникла необходимость создания скоординированной организации на законодательной базе Закона РК «О защите прав потребителей», которая сможет более эффективно защищать права аудитории и продвигать интересы общественных объединений потребителей. Это приведет к консолидации разрозненных объединений по всей стране в систематизированную, материально и нормативно укрепленную неправительственную
организацию.

— В целом разработка второго пакета закона предусматривает законодательную основу для введения института омбудсмена по защите прав потребителей. В чем будет заключаться его миссия?

— Да, предлагается создать в стране институт омбудсмена по защите прав потребителей, а Национальная ассоциация общественных объединений потребителей будет обеспечивать работу омбудсмена. При этом помощь ему будут оказывать сильные и квалифицированные кадры, работающие в ассоциации. Ожидается, что омбудсмен будет служить голосом народа, вскрывать существующие проблемы в сферах и отраслях, где нарушаются права потребителей. Его задачей будет услышать каждого потребителя и помочь им, представлять их интересы в верхнем эшелоне государственной власти. С введением института омбудсмена снизится нагрузка на государственные и судебные органы по рассмотрению обращений
потребителей.

— Как отразятся в обществе поправки в законе?

— После предлагаемых поправок базовые принципы закона будут распространены на сферы коммунальных, финансовых, медицинских, туристских и иных услуг. Это позволит обеспечить защиту прав потребителей во всех областях деятельности предпринимателей и даст положительный эффект по обеспечению удовлетворенности потребителя, созданию социального баланса. Возрастет доверие населения к институтам государственной власти. Законодательное закрепление разработанных новшеств выведет систему защиты прав потребителей на более качественный уровень и повлечет благоприятные изменения в жизни населения и общества.

Асхат КАЛЖАНОВ

 

 

Колонка "Взгляд"