Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Разложили по полочкам

Департамент экологии разъясняет нормы нового Экологического кодекса РК.
На днях в соцсетях выступили руководители отдела экологического регулирования Салтанат Альмурзаева, отдела государственного экологического контроля Гасыр Урынбасаров и отдела лабораторно-аналитического контроля Нурбига Айтжанова.
В начале года в Казахстане был принят новый Экологический кодекс.
С учетом интереса к нововведениям и актуальности поправок для предпринимателей спикеры остановились на некоторых вопросах вступивших в юридическую силу изменений.
В частности, кодекс ужесточает правовой режим для крупных промышленных объектов, оказывающих наиболее значительное воздействие на окружающую среду. Следует помнить, что нововведения коснулись изменений в классификации объектов (предприятий, сооружений), используемых для предъявления к ним более или менее строгих экологических требований; оценки воздействия на окружающую среду; процедуры получения экологических разрешений, применения наилучших доступных техник, а также системы управления отходами.
Предприятия и сооружения, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, делятся на четыре категории, но в кодексе эта классификация не зависит от санитарной классификации производственных объектов. Критерии, на основании которых объектам присваивается одна из трех категорий, закреплены в приложении 2 к новому кодексу. Объектам, не соответствующим указанным критериям, присваивается четвертая категория. В остальных случаях присвоение категории будет осуществляться:
в ходе ОВОС — объектам, для которых кодексом предусмотрена обязательная оценка воздействия на окружающую среду;
в ходе скрининга — к объектам, для которых будет предусмотрен обязательный скрининг намечаемой деятельности;
в остальных случаях — операторами самостоятельно с учетом требований кодекса.
Было подчеркнуто, что операторам объектов следует предоставлять уполномоченному органу полную и достоверную информацию. Особенно внимательными нужно быть операторам, которые будут определять категорию объектов самостоятельно: им необходимо внимательно изучить и правильно применить как приложение 2 к новому кодексу, так и инструкцию по определению категории объекта.
Дифференциация экологических требований заключается в том, что для каждой категории объектов кодекс предусматривает разные виды обязательных документов.
Для первой — комплексное экологическое разрешение;
для второй — экологическое разрешение на воздействие;
для третьей — подача оператором декларации о воздействии на окружающую среду;
для четвертой разрешение или декларация не предусмотрены.
Поэтому ошибка оператора в определении категории объекта может привести к отсутствию необходимого разрешения или декларации, что в свою очередь может повлечь применение к оператору серьезных административных взысканий (которые с введением в действие кодекса серьезно ужесточены).
При разработке положений об ОВОС (так же, как и многих других положений) был использован положительный опыт государств Европейского союза. Обязательной ОВОС подлежат виды деятельности, оказывающие существенное воздействие на окружающую среду. Они перечислены в разделе 1 приложения 1 к кодексу. Виды деятельности, перечисленные в разделе 2 приложения 1 к кодексу, могут оказывать существенные воздействия на окружающую среду в зависимости от обстоятельств, складывающихся в каждом конкретном случае — места осуществления деятельности, ее продолжительности, характеристик объекта и т.п. Поэтому такие виды деятельности подлежат скринингу намечаемой деятельности — процедуре, в ходе которой уполномоченный орган определяет, может ли намечаемая деятельность в каждом конкретном случае оказывать существенные воздействия на окружающую среду и, следовательно, нужно проводить ОВОС данной деятельности.
Кроме того, предусмотрена процедура определения сферы охвата ОВОС, предназначенная прежде всего для определения тех воздействий, на которых должны быть сфокусированы исследования. В зависимости от характера деятельности, в одном случае возможны существенные воздействия на подземные воды, в другом — на растительный и животный мир, в третьем — на атмосферу. В ходе определения сферы охвата уполномоченный орган будет устанавливать, какие виды воздействий требуют детального изучения, какие методы исследований следует при этом применить, какие минимально необходимые источники информации следует использовать, какие альтернативные варианты осуществления деятельности должны быть рассмотрены при выборе варианта, подлежащего внедрению.
Важнейшей частью ОВОС станет составление отчета о возможных воздействиях, в котором будут отражены результаты проведенных исследований. На основании таких отчетов уполномоченный орган будет выдавать заключения по результатам оценки — документы, закрепляющие выводы о возможных существенных воздействиях намечаемой деятельности на окружающую среду, допустимости осуществления намечаемой деятельности и условиях, при соблюдении которых эта деятельность признается допустимой.
Новый Экологический кодекс требует, чтобы на всех стадиях ОВОС создавались необходимые условия для участия в ней заинтересованной общественности и заинтересованных
госорганов.
При скрининге и определении сферы охвата ОВОС уполномоченный орган будет собирать, рассматривать, учитывать замечания и предложения заинтересованных органов и общественности, поступившие в установленный срок. После завершения подготовки отчета о возможных воздействиях он будет выноситься на общественные слушания. Если после общественных слушаний будут оставаться замечания и предложения, не снятые их авторами, инициатор намечаемой деятельности должен будет организовать доработку отчета и его представление на повторные слушания. Если в ходе повторных слушаний замечания и предложения не будут сняты и инициатор не будет согласен с ними, возникшие разногласия будут рассматриваться экспертной комиссией, в которую, помимо представителей уполномоченного органа и заинтересованных госорганов, войдут по одному представителю Национальной палаты предпринимателей РК и аккредитованных некоммерческих организаций.
Таким образом, нововведения в части ОВОС направлены на обеспечение детального изучения существенных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду, применение методов исследований, соответствующих современному уровню развития знаний, обеспечение участия заинтересованной общественности и заинтересованных госорганов во всех стадиях ОВОС, обеспечение возможности заинтересованной общественности отстаивать свои права и законные интересы.
Касательно объектов первой категории, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, кодексом предусмотрено обязательное комплексное экологическое разрешение, условия которого, в сравнении с экологическим разрешением на воздействие, являются наиболее строгими.
Особенностью комплексного экологического разрешения является то, что оно включает технологические нормативы выбросов, сбросов, технологические удельные нормативы потребления воды, электрической и/или тепловой энергии. Эти нормативы не должны превышать технологические показатели, связанные с применением наилучших доступных техник (НДТ).
НДТ — это эффективные, передовые, практически пригодные технологии, способы, методы, применяемые в процессе деятельности. В настоящее время разрабатываются справочники НДТ, которые будут утверждаться Правительством РК. Для объектов второй категории предусмотрена обязанность получения экологических разрешений на воздействие. Эти разрешения будут выдаваться и на объекты первой категории, которые кодекс освобождает от обязательного получения комплексных экологических разрешений (т.е. объекты первой категории, введенные в эксплуатацию или получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы или комплексной вневедомственной экспертизы проектов до 1 июля 2021 года).
Экологические разрешения на воздействие будут во многом аналогичны выдаваемым сейчас разрешениям на эмиссии в окружающую среду, но будут при этом и отличия. Первое, в экологические разрешения на воздействие будут включаться лимиты накопления отходов; лимиты захоронения отходов будут включаться только при наличии у оператора собственного полигона. Второе, экологические разрешения на воздействие в качестве условий осуществления деятельности будут содержать требования по охране окружающей среды, установленные в заключении по ОВОС, если ОВОС в отношении данной деятельности будет обязательной.
Декларация о воздействии на окружающую среду является для экологического законодательства РК нововведением. Обязанность предоставления декларации будут нести операторы объектов третьей категории. Декларации будут представляться в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного ЭЦП, в соответствующие местные исполнительные органы. До подачи декларации в отношении намечаемой деятельности оператор объекта должен будет получить заключение государственной экологической экспертизы на свой объект (на раздел «Охрана окружающей среды» в составе ПСД).
В декларации о воздействии на окружающую среду, помимо прочего, должны быть указаны декларируемое количество выбросов загрязняющих веществ, количество и виды отходов (образовываемых, накапливаемых и передаваемых специализированным организациям по управлению отходами). Если фактические объемы выбросов, сбросов, накопления или захоронения отходов будут превышать задекларированные, оператор может понести административную ответственность за предоставление недостоверной декларации. Такая ответственность, помимо штрафа, может включать приостановление деятельности объекта.

Тугель ДАУЫЛТАЕВ

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"