Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Он сказал: «Поехали!»

Это слово стало поистине историческим. Всего лишь каких-то 50 лет назад человечество сделало прорыв в освоении околоземного пространства. Пилотируемый человеком космический корабль сделал один виток вокруг Земли и успешно вернулся обратно. 108 минут полета «Востока» стали триумфом всего человечества.

С тех пор в освоении космоса люди шагнули несоизмеримо далеко в неизведанные просторы Галактики, но тот самый первый полет человека в космос навсегда останется в истории.

Приятно сознавать, что именно с казахстанской земли началась звездная дорога в космос, а Актобе причастен к полету трех космонавтов — Пацаева, Мусабаева и Лончакова. Знаем: небо и космос всегда будут манить к себе людей. Верим: будут у нас и другие покорители космоса. Обо всем этом наша Главная тема.

За миг до славы…

Хроника и фотографии, сделанные 12 апреля 1961 года

В 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур произведен старт корабля «Восток».

В 10:55:34 выполнив один оборот вокруг Земли, на 108-й минуте, корабль завершил плановый полет.

В 10:48 на обзорном локаторе радиотехнического наблюдения Энгельсского аэродрома майор штурман М. Тепляков в юго-западном направлении (азимут 240°) на высоте 8 км и удалении 33 км зафиксировал цель. Это был спускаемый аппарат с Юрием Гагариным на борту…

В 10:55 (по сообщению ТАСС) неподалеку от трассы Энгельс — Ровное, рядом с обрывом напротив деревни Смеловки Энгельсского района приземлился спускаемый аппарат, а около 11:00 примерно в 2 км от него, дальше от Волги, приземлился Гагарин.

Первые минуты пребывания на саратовской земле после приземления. 12 апреля 1961 года. Окружившие

Ю. А. Гагарина военные — поисковая команда, возглавляемая командиром ракетного дивизиона майором А. Гасиевым (дивизион ракетно-зенитной воинской части № 40218). Во время встречи Ю. А. Гагарин именно А. Гасиеву отрапортует об успешно завершенном полете. В свою очередь А. Гасиев сообщит приятную новость о присвоении лейтенанту Гагарину звания майора. Вспоминая этот эпизод, А. Гасиев обычно шутил: «Это было самое быстрое повышение по службе — всего за 108 минут!». Ведь именно столько Юрий Гагарин пробыл в космосе.

В 11:15 А. Гасиев на машине ГАЗ-69 доставит Юрия Гагарина в свой дивизион и обеспечит ему телефонную связь с

г. Куйбышевым (Самара). Командир дивизии ПВО, генерал-майор авиации Ю. Вовк примет следующий рапорт Ю. Гагарина: «Прошу передать Главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

В 11:50 вертолет с Ю. Гагариным сядет на поле Энгельсского аэродрома,

где его будут встречать командир авиасоединения генерал-майор авиации С. Евграфов с офицерами штаба. Тут же майору Гагарину вручат поздравительную телеграмму от Советского Правительства.

В 12:15 на автомобиле «Победа» космонавт будет доставлен на командный диспетчерский пункт аэродрома, затем в штаб гарнизона, чтобы связаться с Москвой. На фотографии: у телефона, в ожидании связи.

Летная часть г. Энгельс, Саратовская обл. В руках у

Ю. Гагарина фуражка, которую ему даст майор А. Гасиев, а взамен получит автограф на память в партбилете (это будет самый первый автограф космонавта). Слева в шляпе спортивный комиссар И. Г. Борисенко, прибывший для оформления и регистрации данных о рекордных достижениях, установленных во время полета.

Место приземления космонавта Гагарина Ю. А. около деревни Смеловка Саратовской области. 12 апреля 1961 года. Столб будет вкопан в тот же день уже известным нам майором А. Гасиевым и его подчиненными. Надпись на табличке: «Не трогать! 12.04.61 г. 10 ч. 55 м. моск. врем.».

Когда зовет небо

Космонавтом сегодня может стать не только летчик, но и ученый, врач или даже миллионер — в качестве туриста. Но все же у тех, кто освоил летные специальности, больше шансов увидеть нашу Землю из космоса.

Военный институт Сил Воздушной обороны им. дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бегельдинова

(ВИСВО) — единственный вуз в Казахстане, который готовит военных летчиков. Здесь учатся курсанты не только нашей страны, но и из Таджикистана и Кыргызстана. Даже в России нет аналогичного вуза, в котором обучали бы сразу восьми специальностям, связанным с воздушной обороной. Четыре из них — летные, это летчики фронтовой и армейской авиации, штурманы и офицеры боевого управления, еще четыре — инженерные. И еще. ВИСВО дал путевку в космос своему выпускнику — космонавту Талгату Мусабаеву.

— Чтобы поступить к нам, нужно набрать пороговый уровень баллов на ЕНТ, пройти медицинские комиссии в городском и областном военкоматах, а также непосредственно у нас, — рассказывает Сергей Евстафьев, заместитель начальника института по летной подготовке. — Для тех, кто идет в летчики, отбор серьезный. Абитуриенты проходят дополнительные исследования — на быстроту реакции, оценку интеллекта, специалисты испытывают, как юноша ведет себя в трудных ситуациях, в условиях воздействия громкого звука, электросигнала и так далее.

Первоначально космонавтов готовили именно из летчиков истребительной авиации: они имеют хорошую физическую подготовку, готовы к перегрузкам, умеют мгновенно реагировать в сложных ситуациях. Сейчас, в принципе, для того, чтобы полететь в космос, летчиком быть не обязательно, но большинство космонавтов — это все же летчики.

Кстати, Сергей Евстафьев когда-то был инструктором у группы летчиков, в которой тренировался Айдын Аимбетов, казахстанский кандидат в космонавты.

— Когда я был командиром звена на полигоне в Луговом, они проходили подготовку на самолетах «МИГ-23» истребительной авиации, — говорит он — Между прочим, на этом полигоне обучались полетам многие иностранцы, в том числе и ливийский лидер Муаммар Каддафи.

В первый год обучения в ВИСВО будущие летчики постигают теорию. Со второго курса они приступают к практике. Сначала это полеты на тренажерах, потом – на настоящих самолетах с инструктором и самостоятельно. Именно в полете и выявляется, станет ли курсант летчиком, некоторым приходится переводиться на нелетные специальности.

После обучения в институте курсанты повышают уровень подготовки в Балхашском учебном центре, а потом идут служить. Ведь каждый из них заключает контракт на 10 лет службы в авиации. Часть выпускников попадает в МВД, МЧС, погранвойска, в этих службах тоже имеются самолеты.

Как ребятам готовиться к поступлению в Военный институт Сил Воздушной обороны?

— В первую очередь нужно желание, — считает Мурат Жалмуханов, начальник авиационного центра ВИСВО. — Хорошо бы пройти обучение в школе юных летчиков. Там не просто занимаются военно-патриотическим воспитанием, школа активно сотрудничает с нами, она дает представление о работе летчика. Будущий летчик должен хорошо знать точные науки — математику, физику. Конечно, важна и физическая подготовка. Тренируйте вестибулярный аппарат. Но мы не рекомендуем заниматься силовыми видами спорта — боксом, борьбой, так как они довольно травматичны. Нам нужны абсолютно здоровые молодые люди. Лучше заниматься спортом, который развивает реакцию — волейболом, теннисом, шахматами. Летчик должен уметь в кратчайшие сроки принимать правильное решение, ведь от этого может зависеть его жизнь и жизнь других людей.

Опустела без тебя Земля…

В этом году нам предстоит отметить еще одну памятную дату, связанную с космосом. 40 лет прошло со времени полета нашего земляка, космонавта Виктора Пацаева. О своем брате рассказывает журналист, писательница, поэтесса Галина Ивановна Пацаева.

Досье героя

Виктор Иванович Пацаев, советский космонавт. Родился 19 июня 1933 года в Актюбинске. 6 — 30 июня 1971 года совершил полет в качестве космонавта-испытателя на космическом корабле «Союз-11» и орбитальной станции «Салют-1». На борту станции провел большой комплекс научных исследований. Продолжительность космического полета составила 23 сутки 18 часов 21 минуту 43 секунды. Погиб с товарищами по экипажу при возвращении на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата. Герой Советского Союза посмертно.

Способный и романтичный

— Детство брата прошло в Алге, куда перевели на работу в райком партии нашего отца, Ивана Пантелеевича, — вспоминает Галина Ивановна. — Первая учительница Виктора, Нина Георгиевна Мельниченко, рассказывала, что Витя был способным учеником, всегда помогал товарищам, любил природу и запоем читал книги про отважных летчиков и путешественников. Кумиром его тогда был Валерий Чкалов.

Вите пришлось рано повзрослеть. Отец, Иван Пантелеевич, в первые дни войны добровольцем ушел на фронт. На прощанье он сказал

8-летнему сыну: «Витенька, помогай маме, вырастай и будь героем своей страны».

Ивана Пацаева назначили политруком отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона 312-й стрелковой дивизии. В октябре 1941 года она встала на защиту Москвы западнее города Малоярославца. И здесь в жестоких боях у деревни Березовка Иван Пантелеевич пал смертью храбрых.

После войны Пацаевы перебрались в Актюбинск, здесь Виктор учился в школах № 45 и 2. Затем они переехали в Калининградскую область, город Нестеров, где Виктор закончил 9-й и 10-й классы. Когда пришло время выбирать профессию, он был уверен, что станет геологом.

Приехав в столицу, Виктор решил поступать в геолого-разведочный институт имени Серго Орджоникидзе. Хорошо сдал экзамены, но конкурс не прошел, не хватило одного балла. В это время в вуз приехал представитель Пензенского индустриального института, он предлагал тем, кто хорошо сдал экзамены, поступить в это учебное заведение. Так Виктор попал в Пензу и стал студентом индустриального института. Позже здесь открыли факультет точных приборов, куда отбирали лучших студентов.

— Витя был очень активным, — говорит его сестра. — Он увлекался шахматами, лыжами, стрельбой, играл в драматическом кружке, писал заметки в молодежную газету. Но больше всего брат увлекся фехтованием, он даже вошел в сборную РСФСР и досрочно сдавал экзамены, чтобы ездить на соревнования.

Путь к мечте

В 1955 году с дипломом инженера-механика точных приборов Виктор Пацаев в числе лучших выпускников был направлен на работу в Центральную аэрологическую обсерваторию Гидрометслужбы СССР в город Долгопрудный (Подмосковье). Он работал инженером в конструкторском бюро и проектировал метеорологические ракеты. Когда полетели в космос первые спутники и Юрий Алексеевич Гагарин, Виктору запала беспокойная мысль приобщиться к великому делу освоения космоса.

В 1958 году Пацаев переходит на работу в знаменитое конструкторское бюро Сергея Павловича Королева, где участвует в разработке образцов космической техники. Здесь Виктор снова начал работу с простого инженера, а через несколько лет стал начальником отдела. В 1965 году он подал заявление о переводе его в отряд подготовки космонавтов. Когда Сергей Павлович сказал ему, что способные инженеры нужны производству на земле, Виктор Иванович объяснил ему свое желание так: «Я — конструктор, и хочу проверить в полете системы, которые конструировал на земле».

Для того чтобы стать космонавтом, надо было сначала научиться управлять реактивными самолетами, совершать прыжки с парашютом и многое другое. В 1968-70 годах Пацаев был включен в состав экипажа для полета на Луну в качестве бортинженера. Но после того как на Луне первыми высадились американские астронавты, наши ученые эту программу свернули и перешли на изучение космоса и околоземного пространства с помощью долговременных орбитальных станций (ДОС).

Первая орбитальная станция «Салют» была запущена в космос в апреле 1971 года. На ее борту должны были находиться три экипажа космонавтов и выполнить большую научно-исследовательскую программу.

Первый экипаж не смог состыковаться с орбитальной станцией.

К старту стал готовиться второй экипаж (Леонов, Кубасов, Колодин). За два дня до старта у космонавта Кубасова врачи обнаружили затемнение в легких. Весь экипаж был отстранен от полета. На их корабле «Союз-11» полетел дублирующий третий экипаж в составе: командир корабля Георгий Добровольский, бортинженер — Владислав Волков и космонавт-испытатель Виктор Пацаев.

Они стартовали с космодрома Байконур 6 июня 1971 года. На этот экипаж ученые и конструкторы возлагали большие надежды.

В невесомости

7 июня состоялась стыковка с орбитальной станцией. С этой первой победой их поздравили руководители полета.

Надо отметить, что первым в салон станции вплыл навстречу неизвестности Виктор Пацаев. За ним — Волков, следом Добровольский.

Виктор Иванович проводил научные эксперименты, разработанные коллективами ученых. С помощью телескопа «Орион» он наблюдал за звездами. Этим исследователь осуществил многовековую мечту астрономов — изучать звезды вне земной атмосферы. Дело в том, что земная атмосфера поглощает часть лучей, и мы не видим всех звезд. Он наблюдал за солнечной плазмой, проводил астрофизические наблюдения космоса, изучал земную поверхность. Космонавты сообщали о пожарах, тайфунах на земле.

19 июня 1971 года, в полете, Виктору Пацаеву исполнилось 38 лет. С этим событием его в эфире поздравляли жена и мама, космонавты на глазах у всей страны. Когда с земли Добровольского спросили, как отмечают день рождения, он ответил, что хотел дать имениннику выходной, да тот слишком занят научными экспериментами.

Трагедия

30 июня 1971 года ночью экипаж возвращался на землю. Нужно было сделать три круга вокруг земли и сесть в заданном районе. После второго круга вдруг загорелось табло «Разгерметизация». Космонавты успели сообщить об этом на землю.

Посадочная кабина совершила мягкую посадку в Джезказганской области Казахстана. Тела космонавтов были еще теплыми, но не подавали признаков жизни. Они погибли за 15 минут до приземления.

Государственная комиссия позже выяснила, что в посадочной кабине преждевременно открылся один из двух клапанов. Эти клапаны должны были открыться во время вхождения корабля в плотные слои атмосферы, чтобы выровнялось давление снаружи и внутри кабины. Но так как это произошло еще в космосе, воздух в считанные минуты вышел из посадочной кабины, и космонавты погибли.

Гибель трех советских космонавтов всколыхнула всю планету. Посмертно им присвоили звания Героев Советского Союза. Их имена носят малые планеты Солнечной системы, кратеры на Луне, научно-исследовательские судна АН России. На родине космонавтов поставлены памятники.

Памятник Виктору Ивановичу в Актобе был открыт 4 июня 1976 года на главном проспекте. На торжественное открытие в город приезжали космонавты А. Губарев, Г. Гречко, В. Лебедев, Н. Рукавишников. Архитектором и скульптором памятника стали москвичи А. Заварзин и Ю. Тур. Заварзин так объяснил замысел памятника сестре нашего космонавта: пятиугольный памятник символизирует значок космонавта. Он сужается книзу, это говорит о пламени, которое вырывается из ракеты при старте. Галина Ивановна считает этот памятник самым удачным. «Он очень похож на Виктора», — говорит она.

Гагарин, не ставший космонавтом

Когда в декабре 1966 года в семье Бакыта и Гульжан Назаркуловых родился четвертый ребенок, глава семейства недолго думал, как назвать сына. «Он будет Гагариным», — сказал он.

Так в семье чабана первой фермы совхоза «Джурунский» Мугалжарского района появился свой Гагарин — Гагарин Бакытович Назаркулов. И это только подтверждение того, насколько был известен и уважаем в мире космонавт №1, насколько на слуху была его фамилия, если в далекой степи она стала именем.

Бакыт и Гульжан Назаркуловы всю жизнь проработали в совхозе чабанами. Работали неплохо — получали, бывало, по 140 ягнят на сотню овцематок, их награждали государственными наградами, избирали депутатами. Вырастили они девятерых детей. А какая может быть мечта у всех родителей? Конечно, чтобы их дети добились больших высот. Ну а называя своего сына Гагариным, они действительно хотели, чтобы их сын полетел в космос.

— Тогда все вокруг только и говорили о Гагарине, космосе, и мы хотели, чтобы наш сын тоже стал космонавтом, так мечтали, наверное, все родители, — говорит Гульжан апа, которая сейчас вместе с Бакыт ага давно уже на пенсии.

Но судьбе было угодно, чтобы Гагарин продолжил семейное чабанское дело.

Его жизнь складывалась вполне предсказуемо. Отслужил во времена Союза в армии в Амурской области, вернулся в родные места.

Застать самого Гагарина оказалось делом нелегким — он выехал на отдаленное пастбище, и тут неожиданно поднялась вода в степной речушке. Автору пришлось искать внедорожник, чтобы кружным путем добраться до единственного в области, а, может быть, и в стране обладателя имени Гагарин.

Как ему живется все эти 45 лет с таким редким именем, помогало ли оно ему?

Немногословный Гагарин рассказал нам, что с именем больших проблем не было. Реакция людей, когда ему приходится представляться, всегда одинакова — они просят повторить и всегда переспрашивают: это имя или фамилия? Очень часто не верят, и поэтому приходится доставать удостоверение и показывать его людям. А многие, наверное, считают, что Гагарин — это его кличка. Но он бы не назвал все это проблемами и неудобствами. Скорее, наоборот: у кого еще есть такое громкое и легендарное имя, которое знают во всем мире?

За все время освоения космоса там побывали около 500 человек. Нашему Гагарину не удалось стать космонавтом, как хотели того его родители. И его необычное имя не столько даже мечта родителей, сколько свидетельство величия эпохи освоения космоса, дорогу в который 50 лет назад, взяв старт в казахстанской степи, проложил Юрий Алексеевич Гагарин.

Над Главной темой работали

Мария КОРЖЕВА,

Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ

и Аманбай КОНАКБАЕВ

Колонка "Взгляд"