Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Определяя вектор развития

Финансовой системе суверенного Казахстана — 20 лет

В преддверии важного события для нашей страны — двадцатилетия со Дня провозглашения государственного суверенитета Казахстана, финансисты страны отмечают две знаменательные даты: 20-летие самостоятельности в проведении государственной финансовой политики и 90-летие финансовой системы Казахстана.

Знаменательно и то, что 17 декабря 1991 года, т.е. на второй день после провозглашения независимости страны, был введен в действие один из важнейших законодательных актов государства — Закон «О бюджетной системе Республики Казахстан». Это и логично, поскольку без определенного порядка в бюджете не только огромного государства, но даже маленькой семьи невозможно планировать будущее.

Для Казахстана двадцать лет стали не только годами тяжелых испытаний, но и достижения успехов на внешнеполитической арене, повышения благосостояния и благополучия каждого казахстанца, выполнения задач, определенных Лидером Нации Н.А. Назарбаевым.

Тяжелые испытания выпали, конечно, на долю национальной экономики и финансов.

Надо отметить, что в условиях кризиса удалось сохранить достаточно высокий уровень бюджетных расходов, направленных на финансирование приоритетных инфраструктурных и индустриальных проектов, социальной сферы, стратегии региональной занятости и переподготовки кадров, развитие сельского хозяйства и т.д.

Для сравнения: объем бюджета области 2011 года по сравнению с 1993 годом вырос на 119 451,6 миллиона тенге. Финансирование социальной сферы возросло на 70 300,9 миллиона тенге, из них образования — на 41 622,5 миллиона тенге, культуры, спорта и информационного пространства на 7 137,2 миллиона тенге, здравоохранения — на 17 169,4 миллиона тенге. Финансирование ЖКХ возросло на 19 299,9 миллиона тенге.

За годы независимости в области построено и введено в эксплуатацию 54 школы на 20 345 ученических мест, в том числе 41 школа на 13 797 ученических мест за последние десять лет. В области с 2005 года начата работа по поэтапному оснащению общеобразовательных школ предметными кабинетами. Только на эти расходы из государственного бюджета выделено 800 миллионов тенге. За последние 10 лет открылось 428 детских дошкольных организаций. По программе «Балапан» на реализацию государственного образовательного заказа в дошкольных организациях области за 10 лет выделен 1 миллиард 46 миллионов тенге. За 2005-2011 годы построено 6 больниц, 3 поликлиники, 19 амбулаторий, 45 медицинских пунктов.

Так, только за 11 лет (2000-2010 годы) в социальную сферу было направлено 322 миллиарда 32 миллиона тенге (т.е. 58% от общего объема бюджета), в том числе на образование — 172 миллиарда 155 миллионов тенге, здравоохранение — 90 миллиардов 270 миллионов тенге, социальную защиту — 25 миллиардов 667 миллионов тенге, культуру, спорт — 33 миллиарда 940 миллионов тенге, жилищно-коммунальное хозяйство — 78 миллиардов 563 миллиона тенге (14,1% от общего объема бюджета).

Основной новизной бюджета области на 2011-2013 годы является направление значительных средств на индустриально-инновационное развитие области.

В трехлетнем бюджете предусмотрены средства на реализацию мероприятий в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы.

За последние 7 лет расходы на реализацию инвестиционных проектов развития теплоэнергетических систем регионов составили в общей сумме 21  миллиард 631,7 миллиона тенге; на капитальный и средний ремонт автомобильных дорог — 15 миллиардов 120,8 миллионов тенге; на развитие транспортной инфраструктуры — 2 миллиарда 850 миллионов тенге; на развитие индустриальной инфраструктуры в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020» — 903,2 миллиона тенге; на развитие, обустройство и приобретение инженерно-коммуникационной инфраструктуры — 33 миллиарда 426,9 миллиона тенге; на строительство и приобретение жилья государственного коммунального жилищного фонда — 5 миллиардов 646,8 миллиона тенге; на развитие коммунального хозяйства — 4 миллиарда 197,2 миллиона тенге.

Основную долю в общем объеме затрат занимает социальная сфера (58%). Так, в среднесрочном периоде предусмотрено финансирование новой Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы и продолжения реализации отраслевой программы «Балапан». В рамках указанных программ предусматриваются: внедрение системы электронного обучения, доступ организаций образования к широкополосному Интернету; строительство школ; открытие мини-центров при школах и других организациях для полного охвата детей дошкольного возраста воспитанием и обучением, размещения государственного заказа в дошкольных организациях образования независимо от формы собственности и строительство новых объектов дошкольного образования. На строительство и реконструкцию объектов образования направлено 18 миллиардов 467,6 миллиона тенге. В настоящее время в сфере здравоохранения функционирует Единая национальная система здравоохранения, где также на строительство и реконструкцию объектов направлено 19 миллиардов 394,9 миллиона тенге. Также с 2011 года начинается реализация новой Государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы. На 2011 год выделено 2 миллиарда 351 миллион тенге.

В последние три года в нашей стране предпринят ряд важных шагов по совершенствованию бюджетного процесса в рамках реформы государственного управления. В числе приоритетов, выделенных Главой государства в ежегодном Послании народу Казахстана, было обозначено внедрение новой системы государственного планирования и бюджетирования, ориентированной на результат. С 2009 года все центральные государственные органы перешли на новую систему планирования, переход местных исполнительных органов осуществлен с 2010 года.

Кроме того, с 1 января 2013 года планируется переход организаций, в том числе государственных, на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Внедрение МСФООС по методу начисления, наряду с раскрытием информации по их соблюдению, приводит к значительному повышению качества финансовой отчетности, представляемой субъектами государственного сектора.

Высокий профессионализм, грамотность, ответственность отличают финансовых работников нашей области. Это помогает им в кратчайшие сроки решать поставленные задачи на благо развития области.

Грамотное планирование и распределение денежных ресурсов, управление эффективностью их расходования – такие непростые задачи стоят сегодня перед финансистами.

Анализируя историю с реальных позиций, представляешь, какой крупный вклад в дело финансового развития внесены энтузиастами-финансистами.

Заслужили глубокое уважение и право быть сохраненными в памяти поколений

Т. Алдияров, Я. Нам, С. Бердешев, Н. Балмуханов, И. Ахметова, Б. Кульманов.

Теплые слова благодарности адресуем Г. Бурину,

Р. Абашевой, М. Байгановой, А. Когай, Б. Сайжапарову,

Е. Сейтаханову, А. Умирбекову, Р. Умурзаковой, Т. Индиеву, К. Сейтехан, много лет проработавшим в аппарате управления финансов и воспитавшим целую плеяду высококвалифицированных финансистов, и всем другим финансистам-ветеранам, находящимся на заслуженном отдыхе, и продолжающим трудиться.

С большим уважением и признательностью хочется назвать известных специалистов, составляющих и по сей день финансовую славу управления, — А Давлетову,

А. Уразгулову, Ш. Касимову, Ж. Мендигалиеву, Т. Тулегенова, Ж. Тасмагамбетову, М. Токову, Ш. Копекову.

Они были и остаются в числе тех, кто продолжает создавать историю финансовой системы суверенного Казахстана.

Мы отчетливо сознаем, что нам надо продолжать совершенствоваться, чтобы достигнуть желаемых перемен в стабилизации экономики, в том числе и в сфере финансов. Хотим надеяться, что молодые финансисты будут достойно продолжать славные традиции старшего поколения работать на благо народа и для процветания нашего молодого независимого государства.

Сагат Енсегенулы,

начальник управления финансов Актюбинской области

 

Колонка "Взгляд"