Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Основные принципы Кодекса судейской этики

В своем Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Глава государства — Лидер нации Н.А. Назарбаев указал, что необходимо добиться повышения доверия к судебной системе. Важно исключить любое неправомерное влияние на деятельность судей.

Очень важным элементом повышения доверия к судебной ветви власти является поведение самих судей. Именно по морально-этическому облику судей и экс-судей граждане оценивают весь судейский корпус Казахстана.
21 ноября 2016 года на VII съезде судей в Астане был принят новый Кодекс судейской этики (далее — Кодекс). Кодекс установил этические нормы поведения для действующих судей и судей, пребывающих в отставке, а его принятие стало важным моментом в деятельности судейского корпуса Республики Казахстан.
Хотелось бы подробно остановиться на некоторых моментах, установленных в Кодексе.
В преамбуле Кодекса указывается, что судьи руководствуются принципами независимости, объективности, честности и неподкупности, равенства, соблюдения этических норм, компетентности и старательности судей1 .
Многие положения Кодекса напрямую сопряжены с принципом независимости судей, установленным статьей 77 Конституции, а также Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей».
Так, согласно статье 2 Кодекса, судья при осуществлении своих профессиональных обязанностей должен следовать закону и пресекать любые посторонние воздействия, противостоять угрозам, давлению и неправовому влиянию, прямому или косвенному вмешательству в судебный процесс, от кого бы они ни исходили, чтобы это было очевидно даже стороннему наблюдателю.
Принцип независимости судей, закрепленный в Основном Законе страны, является одним из гарантов судебной власти в Республике Казахстан. Судья должен принимать решения самостоятельно, и никто не должен на него воздействовать. В Кодексе отмечается, что решение принимается судьей независимо от какого-либо публичного обсуждения или какой-либо оценки его деятельности.
На конституционном уровне независимость судей обеспечивается системой разделения властей. Судебная ветвь власти независима от других ветвей, и на судью не может оказывать давление ни депутат, ни госслужащий.
Именно по этой причине судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, что закрепляется пунктом 2 статьи 23 Конституции, а также указывается в статье 6 Кодекса.
Принцип независимости лежит в основе всей правовой системы государства, так как он гарантирует справедливость законов страны и верховенство Конституции.
Важность данного принципа отмечена и на международном уровне. Так, резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года № 40/32, которой были приняты «Основные принципы независимости судебных органов», указанными принципами устанавливается, что независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в Конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов.
Приверженность данным принципам установлена и в преамбуле Кодекса.
Принцип объективности и неподкупности судей также является важным элементом системы правосудия в Республике Казахстан. Пункт 1 статьи 28 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей» указывает, что судьи обязаны избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его честности, справедливости, объективности и беспристрастности.
Кодекс предписывает судьям исключать любые непроцессуальные контакты. Под такими контактами понимается любое, не предусмотренное процессуальным и иным законодательством, общение с лицами, участвующими в деле, и иными заинтересованными лицами. Все эти действия могут подорвать как доверие к судье, так и ко всей судебной системе Республики Казахстан. Не говоря уже о том, что действия судья могут дискредитировать само судебное разбирательство.
Кодекс не запрещает судьям давать сведения средствам массовой информации о процессуальных стадиях рассмотрения дела, пояснения к принятому судебному решению. Однако согласно пункту 3 статьи 25 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей» судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве судебных дел.
Таким образом, судья может дать разъяснения по принятому судебному решению, если сочтет это нужным, но следует помнить, что он не обязан этого делать.
Безусловно, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом РК «О доступе к информации» граждане имеют право на получение информации любым, не запрещенным законом способом. Однако пункт 2 статьи 77 Конституции указывает, что судьи по конкретным делам не подотчетны. К тому же судья формирует свое мнение по делу, находящемуся в его производстве, в судебных актах. Судебные акты, в свою очередь, за исключением не подлежащих размещению в открытом доступе, размещаются на интернет-ресурсах (пункт 6 статьи 16 Закона РК «О доступе к информации»). Таким образом, граждане и средства массовой информации могут свободно ознакомиться с мнением судьи через опубликованный судебный акт. Предоставление комментариев или разъяснений остается на усмотрение самого судьи.
С другой стороны, Кодекс предписывает судьям содействовать профессиональному освещению в средствах массовой информации судебной деятельности. Поэтому судье не следует избегать общения с прессой, если подобные действия могут повлечь негативное освещение деятельности суда в прессе.
Если проанализировать нормы Кодекса, то можно отметить указание на запрет абстрактной, неаргументированной критики законов и других нормативных правовых актов. В этой связи комментарии и разъяснения судебных актов, даже тех, что были вынесены самим судьей, могут повлечь нарушение норм Кодекса и законодательства Республики Казахстан. Ведь судебный акт может быть оспорен в вышестоящем суде, в таком случае комментарии судьи могут быть представлены в прессе как критика решений его коллег, что не только неэтично, но и непрофессионально.
Критика решений других судей в конечном счете скажется на статусе судебной системы. А ведь согласно нормам Кодекса судья должен избегать любых действий, которые могут привести к умалению авторитета судебной власти, обоснованным сомнениям в независимости и объективности правосудия.
Таким образом, если судья все же решит прокомментировать свое решение по делу, он должен быть осторожен в высказываниях и предоставлять информацию по существу, ведь любое неосторожно сказанное слово может быть интерпретировано в негативном контексте.
Основной идеей, заложенной в Кодексе, является соблюдение судьями и экс-судьями принципа этического поведения. Высокий статус судьи требует от его носителей нравственного поведения, морального сознания. Этические требования распространяются не только на рабочие, но и на бытовые взаимоотношения.
По поведению судьи в обществе складывается мнение обо всей судебной системе в государстве. Поэтому Кодекс предписывает, что поведение судьи при исполнении профессиональных обязанностей должно формировать и поддерживать уверенность общества в честности и неподкупности судьи.
Безусловно, судья имеет право на собственное мнение, однако в своей деятельности он обязан быть беспристрастным и руководствоваться только Законом. Недаром мыслители эпохи Просвещения указывали на особую роль судебной системы.
Так, Шарль Монтескье указывал, что подлинная свобода устанавливается только законом, а судью сравнивал с машиной, произносящей закон. Это актуально и по сей день, ведь судья является проводником правосудия, который не имеет права проявлять в своей работе личностные и оценочные суждения. А его решения должны быть объективными и справедливыми.
Отметим, что отправление правосудия невозможно без честного и независимого судейского корпуса. По этой причине Кодекс устанавливает в отношении судей ряд ограничений. Так, судьи и экс-судьи должны быть разборчивыми в личных знакомствах и связях. Судье не следует принимать самому и позволять членам семьи принимать подарки, льготы, преимущества и т.д. в связи с осуществляемой им деятельностью по отправлению правосудия.
В настоящее время Глава государства поставил перед судейским корпусом задачу повышения авторитета судебной системы, укрепления доверия к судебным органам со стороны населения. Поэтому так важно неукоснительно соблюдать нормы, установленные Кодексом судейской этики, и с достоинством нести высокое звание судьи Республики Казахстан.

Мухтар ТОЙБАЗАР,
судья специализированного административного суда г. Актобе

Колонка "Взгляд"