Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Особенности отдыха в стране пирамид

В последние годы Египет стал для актюбинцев не менее популярным направлением отдыха, чем Турция. Причин этому несколько: улучшающийся сервис, хорошее питание, прямые рейсы из Актобе и, конечно, уникальное Красное море. Но наш материал не о египетских красотах, об этом можно прочитать в интернете, а о подводных камнях и как их избежать.

Пару слов о хорошем

Действительно, сейчас Египет способен предложить комфортный отдых по более или менее доступной цене. Правда, последняя, как и в случае с Турцией, зависит от курса американской валюты. Разбег здесь, надо сказать, весьма большой. Разница в стоимости путевок на семью из четырех человек (для тех, кто брал путевки в мае и июле – Прим. авт.) составляет до 400 тысяч тенге.
В настоящий момент единственным египетским направлением является Шарм-эль Шейх. Именно туда в основном летают чартерные рейсы из нескольких городов Казахстана: Нур-Султана, Алматы, Шымкента, Актобе.
Гораздо лучше стало с питанием. Кухня от лучших шеф-поваров, приглашенных из Италии, Франции и Ближнего Востока, стала своего рода фишкой каждого крупного отеля. Но, как и с Турцией, во всем разнообразии питания начинаешь разбираться лишь на второй или третий день.
Многие отели Синайского полуострова относительно новые, и, соответственно, их состояние более или менее приличное. В номерах чисто, мебель крепкая, постельное белье свежее.

 

[box type=»shadow» ]Лайфхаки для туристов:

1. Где бы вы ни были, всегда торгуйтесь. Это поможет сбить цену до ее номинальной стоимости.
2. Не покупайте товар у первого встречного. Лучше пройдите по рынку или магазину и приценитесь.
3. Крайне невыгодно расплачиваться банковской картой. Доллары вы в банкомате не получите, а при снятии наличных египетских фунтов много потеряете на комиссии. В Египет лучше лететь с наличными долларами США.
4. Не берите дополнительные услуги у гостиничного оператора. Пройдитесь за пределами отеля, с большой вероятностью вы найдете туры по гораздо более выгодным ценам.
5. Если почувствовали плохое отношение со стороны персонала, подойдите на ресепшен. Требуйте объяснений и встречи с директором. Действенным фактором является угроза написать негативный отзыв или выложить видео в соцсети.[/box]

Намек на доллар

Первое, с чем сталкиваешься на территории отеля, – назойливость персонала и его заточенность на вымогание денег у туристов. Речь идет о пресловутом долларе или его эквиваленте в египетских фунтах.
Глубокой ночью, во время заселения, как минимум двое намекали на чаевые. Первым был сотрудник ресепшена, который предлагал за десять дополнительных долларов подобрать лучший номер. Но это обыкновенный обман. Нашим соседям из России дали такие же номера без всякой дополнительной оплаты.
Вторым «выбивалой» оказался уборщик номеров, который потребовал один доллар за ежедневную уборку номеров. Не стеснялись просить дополнительную оплату за свои услуги бармены и официанты в ресторанах и пабах. Причем, если кто-то подумал, что одного доллара хватит на весь отдых, то ошибся, придется давать ежедневно.
В итоге у отдыхающих два пути: платить или жаловаться. С одной стороны, суммы небольшие, по два-три доллара в день. За десять дней придется отдать порядка тридцати долларов США.
С другой, не каждый захочет отдавать такую сумму, тем более что уже заплатил за сервис «все включено». Потому совсем не хочется и имеешь право не думать о дополнительных тратах. Но чаевые – это гарантия того, что тебя быстро, вежливо обслужат и предложат напитки в стеклянной таре.
Справедливости ради хочу отметить: условия труда персонала гостиниц Шарм-эль-Шейха достаточно суровые. Месяц непрерывной работы, затем семь дней отдыха, и так весь туристический сезон. Платят за это от 300 до 500 долларов, поэтому сотрудники так бьются за чаевые. Ясно, что деньги у туристов они клянчат не от хорошей жизни. Вопрос, давать или нет, каждый решает сам.
По собственному опыту могу сказать, что жалобы – довольно-таки приемлемый вариант решения проблем. Ссориться с постояльцем из-за пустяков никакой отель не станет, но на уступки пойдет. Эффективнее подавать жалобу сразу в двух направлениях – своему туроператору и работникам ресепшена.
Жалоба одной нашей соотечественницы привела к тому, что назойливого бармена отстранили от работы и перевели уборщиком. Правда, лишь на время ее пребывания в отеле. По крайней мере компромисс был достигнут.

Если ты не европеец…

Заметил, что персонал гостиниц сразу распознает туристов из бывшего СНГ. И если раньше мы все для них были русскими, последнее время они научились отличать белорусов и украинцев от других славянских народов. Кстати, по словам Хани, работника отела «Нубиан Вилладж», выходцы из Минска и Киева ведут себя гораздо скромнее. К нам, казахстанцам, как подчеркнул Хани, отношение ровное. Персоналу импонирует наша манера поведения, открытость, расположенность к общению, дружелюбие. Общая религия играет, наверное, тоже не последнюю роль. Редкие конфликты, возникающие между казахстанцами и египтянами, по большей части касаются жалоб наших женщин.
К европейцам же работники отелей проявляют большой пиетет. В нашем случае к гражданам Италии. Просьбы казахстанцев или россиян официанты, к примеру, конечно, выполняют, но без особого желания. Итальянцам только стоит поднять руку, как возле них оказываются сразу двое. Причин для такого иного отношения, как выяснилось позже, две.
Первая, Италия – страна Европейского Союза, а значит, более высокого уровня жизни. Не секрет, что многие египтяне мечтают уехать на заработки в эту страну или, если посчастливится, на ПМЖ.
Тем более ментально эти народы похожи между собой. На чисто подсознательном уровне никто из граждан страны пирамид не хочет, чтобы о них шла дурная слава, тем более в государстве их мечты.
Может поэтому жалобы итальянцев четко фиксируются в местном бюро туризма. Одно такое заявление способно вычеркнуть любой отель из условного шорт-листа. Это означает, что туры в провинившуюся гостиницу в Италии продаваться не будут, а это пусть не фатальные, но весомые денежные потери. Что мешает поступать так же представителям туриндустрии РК, непонятно.
Вторая причина гораздо тривиальнее – итальянцы щедры на чаевые и никогда не торгуются на базаре.

Лохотрон начинается с отеля

Априори, предоставление любых дополнительных услуг – банальная попытка выкачивания денег из туристов. И здесь необходимо проявить предусмотрительность. Те, кто бывал ранее в Шарм-эль-Шэйхе, знают все возможные уловки, а вот новички, к сожалению, часто попадаются на крючок.
Это характерно и для крупных туроператоров, осуществляющих трансфер из аэропорта в гостиницу. Пока вы едете в автобусе, гид предупреждает: не пейте воду из-под крана, не общайтесь с подозрительными людьми за пределами отеля, не покупайте ничего на базаре и т.д.
«Проявляет заботу о нас, беспокоится о репутации своей турфирмы», – наверняка думает каждый из русскоязычных туристов. Особенно если гид – выходец из бывшего СССР.
На следующий день представитель туроператора собирает в конференц-зале новичков и проводит инструктаж. Самое полезное в нем – заполнение бланков для обязательной регистрации. Далее идет обыкновенная реклама яхт-туров, аквапарков, езды на квадроциклах, поездок в Каир, Иерусалим и многого другого. Причем все по завышенным ценам.
Между тем через дорогу можно найти туры гораздо дешевле того же качества. Искренне удивился, когда узнал, что соседи по гостинице приобрели тур на яхту у «проверенного» оператора, вторые – за углом, у частника. Разница составила 100 долларов.
Как говорится, зачем платить больше, если получишь то же? Оттого полезно и выгодно для бумажника прочесть отзывы на порталах о том или ином операторе. На мошенника вы, конечно, не нарветесь, но подпортить отдых можно вполне.
Не иначе как лохотроном является и так называемая бесплатная поездка по Шарм-эль-Шейху. В числе объектов одна непримечательная стела, две мечети и церковь. Гвоздем программы является посещение косметической фирмы местного бренда.
Сначала там проводят собрание, очень похожее на встречу представителей сетевого маркетинга. Там рассказывают о чудотворном действии масла, мази, бальзама, затем всю группу заводят в пункт продажи продукции и предлагают огромные скидки.
Благо из нашей группы никто не заинтересовался, но одна пожилая пара из Караганды приобрела полный комплект масел, мазей, чаев и другого, выложив за это полторы тысячи долларов.
По проверенным данным, наш гид получил 20 процентов от этой суммы. Земляки-карагандинцы поняли, что их, мягко говоря, обманули, только в отеле, но было уже поздно.

Торгуйтесь!

Каждый из туристов, как правило, покупает сувениры и презенты домочадцам, друзьям и знакомым. Единственное место, где можно отовариться, – местные рынки и магазины.
Как и в наших ЦОНах, здесь вовсю орудуют «помогайки», не прячась, в открытую. Сносно владеющие русским языком, они зазывают туристов в свой магазин, где предлагают сувениры и прочую продукцию. К слову, разброс цены огромный. Одному туристу продали женскую тунику за 4 доллара, другому – за 14. С каждого товара «помогайка» имеет свои проценты, потому заинтересован продать товар как можно дороже.
Еще один трюк зазывал: уложить все понравившиеся вам вещи в один ящик, а цену сказать позже, при покупке. Не соглашайтесь, вероятность того, что вас объегорят, стопроцентная.
При оплате покупки картой берут непонятно откуда взявшиеся 10 процентов накрутки. Например, товар стоит 80 долларов, но вы заплатите 88. Они объясняют это комиссионным сбором, но он уже включен вашим и банком продавца. Все остальное — элементарная ложь.

Асхат КАЛЖАНОВ,
Актобе – Шарм-эль-Шейх – Актобе

Колонка "Взгляд"