Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

От фрески до стрит-арта

Заметили, как преображаются многоэтажки в Актобе? Гигантские портреты, а также разные красочные композиции, расписанные на стенах домов, заметно скрыли их серость, безликость и привнесли яркость в окружающую обстановку. Одним из авторов надомной уличной росписи является 34-летний Тулеген Дарбаев. Актюбинский райтер, то есть граффити-художник, известен далеко за пределами страны. Заказы к нему поступают из России, Турции, ОАЭ.

Имя художника стало чаще мелькать в новостях с появлением в нашем городе муралов – картин, нанесенных на поверхность стен зданий. Современное уличное искусство, которое направлено на придание красоты строению, стало популярным в областном центре в последние годы. Мода на муралы растет. Сегодня объемными изображениями стараются украсить не только старые хрущевки и новостройки, но и социальные объекты, торговые центры и даже частные дома.
Тулегена нам удалось застать на ипподроме — одном из объектов, где трудился граффити-художник. На 120 квадратных метрах на высоте второго этажа райтер увлеченно творил. Баллончик распылял краску по стене, складывая изображение скачущей лошади. Удивительно, как идеально вырисовывались детали картины у Тулегена, который в процессе работы не имел возможности целиком обозреть свой труд.

Началось все с подражания старшему брату
— В нашей семье каждый наделен талантом художника. Мама – учитель начальных классов — отлично рисует. Зарисовки к открытым урокам она готовит сама. Старший брат простым карандашом может создать шедевр. Папа – больше технарь. Разобрать старое авто и собрать новое – это по его части. Ну и мне по генам передалось желание творить, создавать что-то прекрасное. Сначала я подражал старшему брату. Потом рисование стало моим хобби. Рисовал везде: на школьных плакатах, в альбомах, тетрадях. Художественную школу не оканчивал. Всему учился сам. Когда пришло время выбора специальности, не задумываясь, поступил в университет имени Жубанова на факультет изобразительного искусства. Там-то и ознакомился с тонкостями будущей профессии, — рассказывает художник.
Получив диплом, Тулеген занялся росписью стен в детсадах, после аэрографией — разрисовывал по желанию клиентов машины и стены гаражей, а потом уже пошли заказы украсить интерьеры ресторанов, кафе, кальянных.

Кисть – это вам не баллончик
— Не важно, с каким материалом придется работать: будь то железо, стекло или дерево. Главное, не бояться проявлять себя. Страх нужно рубить на корню. У меня тоже на первых порах не все получалось. Случалось, что заказчик попадался капризный. Уже почти готовый рисунок приходилось закрашивать белой краской и потом заново начинать с нуля, — признается Тулеген. — На первых порах я работал с кистью. На выполнение заказа уходило несколько дней, а то и больше. Стену в десять квадратных метров как-то разукрашивал месяц, целый год ушел на оформление интерьера одного из ресторанов города. Потом перешел на краскопульт, баллончики с краской. Сейчас на один мурал на стене дома тратится один день.
Технологию работы перенимаю с каналов YouTube. По нему же учился правильно пользоваться краскопультом, выбирать марки красок и производителей. С другими райтерами делимся опытом и советами. Мы не конкуренты друг другу, а помощники. Если не заладится у одного, другой придет ему на помощь. Всякое случается в жизни.

Контур – не главное
— Рисунок не всегда начинается с нанесения контура. Я, к примеру, обхожусь без этого. Достаточно лишь представить будущее изображение на поверхности, и работа кипит, — поясняет граффити-художник. — Вначале грунтую стену. Грунт усиливает основу краски и позволяет меньше ее расходовать. Рисую сразу краской сверху вниз. Раньше делал это для подстраховки: вдруг краска начнет течь, а потом уже привык. Фасадные краски выбираю сам. Они дорогие, но качественные, на силиконовой основе, когда ложатся на стену, становятся как резиновое покрытие. Такая краска держится 40 сезонов, или 10 лет. Ей не страшны ни дождь со снегом, ни солнце. Высыхает она за 15 минут.

Мода на муралы
До муралов Тулеген Дарбаев выполнял работы по художественной росписи залов ресторанов и кафе. Заказов поступало много. Вот где фантазии мастера не знали пределов. Для антуража изготавливал гипсовые скульптуры оленей, дельфинов с русалками, разных вазонов. Скульптуры могли использоваться и в оформлении интерьера залов. Некоторые из работ райтера можно просмотреть на его странице в Инстаграме: @trumon47. Художник признается, что не раз его приглашали для оформления ресторанов в Россию, Турцию и ОАЭ.
Впервые росписью стен дома он занялся в Санкт-Петербурге на конкурсе по стрит-арту. И уже затем его работы стали появляться в Актобе. В составе команды художников-граффити он принял участие в оформлении панно на стенах трех девятиэтажек в 12 микрорайоне с изображением достопримечательности столицы – монумента «Байтерек», символа независимости – Золотого человека и парящего на голубом небосклоне орла.
— Одним из первых моих муралов в Актобе стал мальчик с велосипедом на доме в жилом массиве «Батыс-2». Потом последовали изображения Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой, композиция Батыр жыры, портреты Абая. Мне выдавался рисунок, и я работал по нему. Проще говоря, срисовывал. Правда, увеличивая его в n-кратном
размере.
Для Жилстройсбербанка готовил рекламный проект с логотипом банка и изображением счастливых новоселов на доме по улице Кунаева. Там же появился рисунок юрты с антикоррупционной тематикой. С другими художниками я стал автором граффити в парке Астана и стелы со стихами Абая, появившейся недавно на проспекте, носящем имя поэта-просветителя. К украшению домов по улице 101 Стрелковой бригады тоже имею отношение, — посмеиваясь, признается Тулеген. — На мой взгляд, мурал – это чисто видение самого художника. Каким будет изображение, может сказать только автор. Мне же зачастую приходится работать с готовым рисунком. Заказчик диктует свои правила.
Несмотря на обширный фронт работ, актюбинский Бэнкси не собирается ограничиваться только художественным оформлением залов и росписью стен. Его голубой мечтой стало открытие собственной галереи. Для этого пока отбирает свои лучшие работы.
Собрав команду единомышленников, художник занимается также росписью мебели, изготовлением гипсовых 3D панелей, ставит на ноги производство входных дверей, украшенных граффити.
— Я люблю то, чем занимаюсь сегодня. Отсюда, видимо, и высокая отдача. Стремлюсь постоянно совершенствоваться. Как японцы, упорно улучшаю свою технику. Несмотря на то, что любимое дело давно превратилось в средство заработка, художественное мастерство остается по-прежнему и моим хобби, — заключает райтер.
Айжан ШАУКУЛОВА

Фото Мирлана АМАНЖОЛОВА

Колонка "Взгляд"