Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

От понятия к пониманию

Почему большинство известных казахов выросли в селе и что нужно делать для его возрождения? Какие меры могут способствовать оздоровлению микроклимата в аулах, сохранению и развитию национальных традиций? Какова роль аксакалов в этом процессе? На тему озвученных вопросов рассуждает председатель совета старейшин АНК Актюбинской области «Бiрлiк», деятель культуры РК, почетный гражданин Актобе Еркин Курманбек.
– Если обратиться к списку выдающихся казахов, то увидим: Жубановы – из села Жанатурмыс Мугалжарского района, Алия Молдагулова — из аула Булак Кобдинского района, Нурпеис Байганин — из местности Сулюкты Темирского района, из Шабагана Иргизского района – Куандык Шангытбаев, — говорит Еркин Жолмырзинович. — Список бесконечный. В моем родном Жаркамысе Байганинского района можно открывать филиал Союза писателей Казахстана, столько отсюда вышло поэтов и писателей; Мугалжарский район славен композиторами и музыкантами, Шалкар — батырами, Иргиз – государственными деятелями. Отталкиваясь от казахского понятия құнар, скажу, что у каждой земли свои таланты, и это нужно использовать для пропаганды второго пункта («Великие имена Великой степи») программной статьи Президента РК «Семь граней Великой степи».
Собеседник напоминает, что село – основа государственного языка, национальной культуры, истории. Обычаи и традиции здесь представлены в чистом виде, поэтому проект «Ауыл – Ел бесігі» очень своевременен:
— На встрече с Бердыбеком Сапарбаевым я предложил проводить конкурс «Ең үздік ауыл», который не только сплотит сельчан, но и станет прорывом в улучшении их быта и культуры. Безусловно, задействованы будут экономические, социальные, правовые, морально-этические, нравственные и вопросы личной культуры каждого крестьянина, которые бросаются в глаза при виде того или иного двора. Не зря же по чистоте и красоте села судят о его жителях. Жил в Кобдинском районе жырши Айса Байтабынов, он знал 42 жыра (музыкально-эпических произведения). Изучая его творчество, я выяснил, что поэту было дело до сел родного района, и он неплохо критиковал их состояние меткими фразами, напоминая, как красовались улицы Астрахановки и Успеновки до войны. Конечно, облик села – одна из первостепенных задач его жителей.
Опять хочется привести народное понятие. Ақсүйектер у казахов – сельская элита, а на людях думающих обычно лежит ответственность за эстетику места их проживания. Нужны лидеры. Аким области говорит о советах аксакалов, которые должны быть в аулах – это верно, у казахов так всегда было. Эти советы должны, как и встарь, регулировать морально- психологический климат. На юге Казахстана, в Узбекистане я видел заседание совета старейшин: один раз в месяц они обсуждают все вопросы — и той, и горе, и проблемы — и выносят решения: кто-то нуждается в помощи, кто-то должен исправляться. Ценность этого органа – в работе по поддержанию благосостояния села, воспитание подрастающего поколения, а ведут его люди знающие, умудренные опытом, пользующиеся уважением соседей. Опираясь на народные традиции, аксакалы могут вести и профилактику правонарушений. Кто такой преступник? Это человек, которому в свое время не объяснили, что такое хорошо и что такое плохо и почему плохо поступать нельзя.
Еркин Курманбек напомнил, что сегодня воркаут-площадки имеются не только в городах и райцентрах, что школьные спортзалы открыты по выходным для желающих проводить досуг активно, во всех селах есть библиотеки, а кое-где даже коворкинг-центры.
— Главное, чтобы люди стремились к единству, чтобы имели одну цель, считает аксакал. – Тогда актюбинские села опять станут филиалами творческих союзов, а основные ценности казахов – уважение старших, соблюдение обычаев и традиций, защита земли и народа, преданность делу, знание истории и почтение памяти – сохранены. При соблюдении и развитии этих ценностей крепким селом цель попасть в тридцатку самых развитых стран мира трансформируется в реальность.
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"