Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Парящие над землей

Профессия стюардессы всегда считалась одной из самых престижных. В этом нет никакого секрета: они летают по всему миру, видят много интересного и недоступного простому обывателю, зарабатывают, наконец, неплохие деньги.  С другой стороны, в этой работе много своих нюансов. бортпроводники должны сохранять спокойствие даже в самых экстремальных случаях и быть предельно вежливыми в  обслуживании пассажиров. Корреспондент «АВ» решил на один день сменить привычную сферу деятельности и оценить все прелести «небесной» профессии.

«Челленджер» дает добро
Для начала мне необходимо было попасть в самолет, на самый настоящий воздушный рейс. В этом помогла авиакомпания «Евро-Азия Эйр». Как известно, она открыла авиалинию по маршруту Актобе-Астана-Актобе и  пригласила на первый рейс местных журналистов. В том числе и автора этих строк.
Затем  необходимо было заручиться поддержкой стюардесс для того, чтобы они провели предварительный инструктаж и рассказали о нюансах своей работы и предоставили возможность попробовать себя в новой ипостаси. Без их согласия сделать это было невозможно.
После долгих уговоров взять шефство над новичком  вызвалась старшая бортпроводница «Челленджера» Мариям Саскаева. Она рассказала, что  далеко не каждый человек сможет выдержать бесконечные перелеты с одного континента на другой. По ее словам, в конце концов, все это до того надоедает, что невольно задумываешься о  более «приземленной» профессии.
— Наша профессия только на первый взгляд кажется романтической. На самом деле за ней скрывается огромное напряжение от постоянных перелетов и перегрузок. График работы ненормированный: можно слетать в оба конца в течение дня, а можно за раз провести двое-трое суток в небе.  Порой желание просто посидеть и отдохнуть превыше всех земных благ, — вздыхает Мариям. Кстати, ее «небесный» стаж насчитывает почти 9 лет.
Проведя небольшой инструктаж, она разрешила мне приступить к «работе».  Так как на борту в первых рядах сидели коллеги-журналисты, то с них я и начал обслуживание пассажиров.
— Вы неправильно наливаете чай. Горячие напитки непременно  надо подавать на подносе, иначе вы можете пролить их на клиента, и он может обжечься, — сходу сделала мне первое замечание Мариям. Что касается  пишущей и снимающей братии, то она настолько быстро привыкла к стюарду в брюках, что вскоре коллеги требовали немедленно обслужить именно его, и если не получалось сделать это оперативно, то громко возмущались. Было от чего потеряться!
— Ничего, привыкнете, просто не надо обращать внимание на подобные мелочи, надо спокойно выполнять свои обязанности. Всегда и везде вы должны улыбаться, быть доброжелательным к пассажирам. И как бы они себя ни вели их жизни, в том числе, в ваших руках. Так что всегда будьте невозмутимы, что бы ни случилось, — наставляла и успокаивала старший бортпроводник.
А случиться может всякое. Представьте, что у самолета отказал один из двигателей и приходится совершить вынужденную посадку. Если стюардесса запаникует, запаникуют и остальные пассажиры, что в конечном итоге ни к чему хорошему не приведет. Цена неумелых действий бортпроводника слишком высока — человеческая жизнь. В таких случаях важно оперативно объяснить, как нужно правильно одевать спасательный жилет или кислородную маску и — самое главное — показать, где они находятся. Есть пассажиры, которые постоянно летают  и наизусть знают, где что располагается, но даже они в кризисных ситуациях  забывают все.  Что говорить тогда об остальных, особенно о тех, чей полет первый или же второй.
Отдельно Мариям пояснила, как стюард или стюардесса должны себя вести в отношении слишком буйных пассажиров, нарушающих порядок. По требованию бортпроводника нарушителей спокойствия могут даже высадить на ближайшем аэродроме и сдать его правоохранительным органам для дальнейшего разбирательства. Помимо проблем с людьми в погонах буяну придется оплачивать незапланированные расходы, связанные с вынужденной посадкой. А это, как вы понимаете, достаточно кругленькая сумма.
Но эта мера хоть и направлена на защиту безопасности остальных пассажиров и членов экипажа, все же крайняя, когда никакие уговоры уже не помогают.
Кстати, среди пассажиров попадаются не только буяны, но и самые настоящие звезды первой величины: артисты, политики, спортсмены. С ними можно немного пообщаться, а если повезет, то и сфотографироваться на память. К примеру, Мариям рассказала, что несколько лет назад они обслуживали чартер, на борту которого находился Филипп Киркоров. Общение с ним, хотя и было мимолетным, произвело на нее большое впечатление и до сих пор осталось в памяти.

Пароль для своих
Взяв себя в руки, я покатил тележку с напитками дальше и подошел к самому настоящему пассажиру.
— Что-нибудь желаете? — спросил я у молодого на вид мужчины.
— Налейте мне кофе без молока и киньте туда дольку лимона, —  произнес он.
Обрадовавшись столь «легкой» просьбе, я с удивлением обнаружил, что  кипяток в термосе закончился, и не знал куда себя девать: то ли самому пойти поставить чайник или попросить кого-нибудь. На подмогу пришла Мариям и объяснила, что в таких случаях нужно подать знак другим бортпроводникам  (их на одном лайнере как минимум  трое) и они поднесут все необходимое.
Обратный путь по направлению к так называемой кухне был значительно легче: оставалось только собрать пустые чашки и откатить назад тележку.
Кстати, за кухней находится кабина пилотов, куда доступ для пассажиров запрещен. После трагических событий 11 сентября 2001 года  все авиакомпании мира приняли беспрецедентные меры безопасности. Экипаж «Челленджера» не стал исключением. Как объяснила Мариям Саскаева, еще до начала посадки пассажиров бортпроводники и пилоты  договариваются об общих паролях доступа в кабину, который не знает никто, кроме них. После взлета и до самой посадки  кабина летчиков закрыта изнутри. Как правило, в таком положении она остается до конца полета и только в случаях крайней необходимости открывается. Если возникла угроза, к примеру, захвата самолета, она не открывается вовсе. Если пилоту нужно отлучиться, то возле кабины обязательно  дежурит кто-нибудь из бортпроводников, а второй пилот закрывает кабину до прихода напарника.
Напоследок я не мог не спросить у Мариям о размере ее заработной платы. Сославшись на договор с авиакомпанией, она деликатно отказалась сообщать сумму, сказав лишь, что зарплата старшего бортпроводника больше, чем у простого стюарда. Но с уверенностью можно сказать, что она как минимум раза в два-три выше среднереспубликанского показателя плюс хорошие суточные и командировочные.

Минусы и плюсы
В заключение хотелось бы поделиться собственными впечатлениями от увиденного.  Сразу оговорюсь, что полностью проникнуться духом небесной профессии мне, разумеется, не удалось. Те полтора часа, что мы провели над облаками, не дают возможности в полной мере оценить все плюсы и минусы работы бортпроводника.  Тем не менее кое-что отметить можно. Во-первых, в отличие от многих других профессий эта не лишена романтики (правда, до тех пор, пока перелеты туда и обратно не превратятся в обыденную рутину). Во-вторых, относительно высокий доход. Как бы кто ни говорил, а зарплата стюардессы выше, чем у врача или учителя. Третий плюс — это престиж. Бывать во многих странах мира и воочию видеть мировых знаменитостей удается далеко не всем нашим соотечественникам, но бортпроводники могут себе это позволить.
Самым главным минусом в этой работе, на мой взгляд, является ущерб здоровью из-за постоянных перегрузок и стрессов. К примеру, не все стюардессы выдерживают такой ритм жизни и уходят в другие сферы. В профессии остаются самые преданные, кто уже не мыслит своей жизни без неба.

Как стать бортпроводником?
Рекомендации от Мариям Саскаевой
1.  Для начала нужно найти вакантные места в авиакомпаниях. Подобные объявления можно найти как в общественно-политических, так и в специализированных изданиях.
2.  Затем надо пройти полное медицинское обследование и не менее
3-4  туров собеседования. Как правило, на этом этапе отсеивается большинство кандидатов.
3.  После этого необходимо будет пройти специальные тренинг-курсы за рубежом.  В зависимости от бюджета авиакомпании вас могут отправить в разные точки мира. Для казахстанцев наиболее предпочтительным в плане цена-качество является тренинг-центр в иорданском Аммане. В ходе обучения, которое длится до двух недель, будущего бортпроводника научат всему необходимому. Начиная от правильного обслуживания клиента и заканчивая умением обращаться со спасательными жилетами на воде.  По окончании курсов (их должна оплатить направляющая авиакомпания) выдается свидетельство или сертификат.
4.  По приезде на родину проводится дополнительный инструктаж и получается допуск для налета 30 стажерских часов. Правда, более суток претендент будет летать исключительно в небесных просторах  Казахстана. Все это время инструктор выявляет недостатки у кандидата и объясняет, как их исправить.
5.  После набора необходимого количества налета проводится контрольный полет, но уже с другим инструктором.  Если все прошло успешно, то выдаются летная книжка и свидетельство бортпроводника международного образца  МВЛ (международные воздушные линии). После этого можно приступать к работе.

Асхат КАЛЖАНОВ

Колонка "Взгляд"