ПЕРЕХОДный период

С 9 января в стране действуют обновленные Правила дорожного движения. Но ни автоинспекторы, ни участники дорожного движения, как оказалось, не готовы к нововведениям.

Таковы результаты эксперимента, который провели журналисты «АВ».

Об этом и многом другом наша Главная тема.

Участников дорожного движения условно можно разделить на два лагеря: пешеходов и водителей. Между ними будто черная кошка пробежала. Пешие актюбинцы жалуются, что им не уступают дорогу. Не самые теплые чувства к ним испытывают водители, обвиняя в неосмотрительности, невнимательности. Мол, сами бросаются под колеса, стремясь проскочить через плотный поток транспорта всего лишь за несколько метров от перехода. Как бы там ни было, аварии с участием пешеходов в областном центре случаются постоянно. Поэтому редакция «АВ» и решила провести эксперимент.

 

Смельчаков

хоть отбавляй

В его первой части корреспонденты выступили наблюдателями. Поведение пешеходов далеко не всегда можно назвать образцово-показательным. Смельчаков хоть отбавляй. Переходят, перебегают дорогу где придется, даже в двух шагах от «зебры». Появление грозного инспектора с жезлом исправляет ситуацию: видя стража порядка, актюбинцы проявляют большую законопослушность. Надолго ли? Конечно, были единичные случаи, когда нарушающий правила пешеход не менял привычного маршрута даже при виде сотрудника УДП. Но, к счастью, обошлось без трагедий, да и без штрафов. В этот день стражи порядка ограничивались лишь предупреждениями.

К сожалению, результаты этой части эксперимента неутешительны. В районах гостиницы «Актобе», школы-гимназии №9, автовокзала и парка им. Пушкина, где наблюдается огромный поток машин, творится настоящий беспредел. Пешеходы-нарушители здесь встречаются наиболее часто.

– Пешеходы нарушают правила, не задумываясь о последствиях, рискуют своей жизнью, а поставить дорожного полицейского на каждый перекресток и переход просто невозможно, – сетует инспектор УДП области Ерболат Саркулов.

 

Нарушение

и наказание

– Управление дорожной полиции обслуживает 1 872 километра автодорог республиканского значения, еще 4 295 километров местного значения. Количество транспортных средств с каждым годом лишь увеличивается. На сегодняшний день в области зарегистрировано почти 165 тысяч 400 машин. Только за год число авто увеличилось на 8 с лишним тысяч единиц, – приводит цифры начальник управления дорожной полиции ДВД области Сырым Ержанов.

С одной стороны, этот показатель радует, но только не полисменов. Увеличение количества транспорта на дорогах области создает немало проблем. Пробки на дорогах, особенно в «час пик», вынуждают водителей выезжать на полосу встречного движения, тротуары. Как результат – аварии. Об этом красноречиво свидетельствуют цифры: в прошлом году в области произошло 346 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 367 человек, погибли 92.

– Безопасность дорожного движения ежедневно обеспечивают 25-30 нарядов. В прошлом году сотрудниками управления было выявлено

107 966 нарушений правил дорожного движения, – продолжает главный дорожный полицейский.

Так, три тысячи водителей сели за руль в подпитии, восемь с половиной тысяч актюбинцев возомнили себя шумахерами и решили полихачить. Почти двадцать тысяч человек сели за руль без водительских прав. Львиная доля – пятьдесят с половиной тысяч шоферов – нарушили требования дорожных знаков, разметки, маневрирования, проезда перекрестка, выехали на полосу встречного движения.

Всего же в прошлом году три с половиной тысячи человек лишились своих прав. От восьми до 15 суток провели в административном приемнике 700 водителей.

Общая сумма наложенных административных штрафов превысила 591 с половиной миллиона тенге.

– Изменения и дополнения, внесенные в правила дорожного движения РК, думаю, позволят снизить аварийность на дорогах, а главное, уменьшится число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, – надеется Сырым Саинович.

 

Экзамен не сдали

Во второй части нашего эксперимента проверке подверглись сами инспекторы дорожной полиции.

Заметив недалеко от жилого комплекса «Актобе Ажары» (двадцатипятиэтажка) служебную «десятку» дорожной полиции, мы решили проверить готовность инспекторов к изменениям правил. По улице М. Маметовой нескончаемым потоком двигались авто. Автор публикации перебежала дорогу по направлению к Саздинке, затем обратно. Когда от полицейского не последовало никакой реакции, прошла чуть дальше и прямо перед его носом вновь нарушила правила дорожного движения.

Никто меня не окликнул, не схватил за руку, не потребовал объяснений. И только когда увидел, что фотограф навел свой объектив на служебную машину УДП и сделал несколько снимков, страж порядка подошел к нам. Оказалось, сотрудника полиции возмутило то, что мы фотографировали машину без согласования с ним, а вовсе не переход дороги в неположенном месте.

Только после того, как он узнал, что мы выполняем редакционное задание и пошли на нарушение правил намеренно, инцидент был исчерпан.

 

Последнее

китайское

предупреждение?

Как оказалось, сотрудники ДПС стараются не наказывать пешеходов. За две недели, что действуют изменения ПДД, к ответственности привлечены всего 135 актюбинцев.

– Для составления административного материала у пешехода-нарушителя должен быть документ, удостоверяющий личность. Но, как правило, многие не носят его с собой. Поэтому для составления протокола инспектор дорожной полиции должен проехать по месту жительства для выяснения личности пешехода. Все это отнимает немало времени, отвлекая дорожного полицейского от контроля за безопасностью движения, выявления правонарушений и раскрытия преступлений на маршруте патрулирования, – считает инспектор управления Ерболат Саркулов.

Вместе с тем наш собеседник отметил, что число аварий с участием пешеходов, как по их вине, так и по вине водителей, снижается. Однако погибших под колесами машин по-прежнему немало.

– Особую тревогу вызывает гибель детей. Так, в прошлом году жертвами аварий стали 12 детей, пострадал 61 ребенок. В этих ДТП виноваты взрослые, которые не научили ребенка правилам безопасного поведения на дороге, не отработали с ним на практике, как надо переходить проезжую часть, садиться в общественный транспорт. Некоторые родители откровенно игнорируют эту обязанность, итог такой безответственности обычно предсказуем и весьма печален.

– Мы также рекомендуем пешеходам обязательно носить на одежде специальные светоотражающие элементы, которые позволяют быть заметнее на дороге, особенно в темное время суток, – продолжил он. – Данные элементы широко применяются в других странах, однако у нас, к сожалению, их пока еще используют редко. А они очень эффективны, ведь это помогает водителю разглядеть в темноте пешехода и вовремя принять меры для предотвращения возможного ДТП.

 

Урок

безопасности

Водители должны:

Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, на котором находятся пешеходы, должен уменьшить скорость, а в случае необходимости остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам, для которых может быть создана помеха или опасность.

Проезжая около пешеходов, которые не успели закончить переход проезжей части и вынужденно находятся на островке безопасности или линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, водители должны придерживаться безопасного расстояния.

Если перед нерегулируемым пешеходным переходом уменьшает скорость или останавливается транспортное средство, водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, должны уменьшить скорость, а в случае необходимости остановиться, и могут продолжить (возобновить) движение, только убедившись, что на пешеходном переходе нет пешеходов, для которых может быть создана помеха или опасность.

Пешеходам запрещается:

Выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников дорожного движения.

Внезапно выходить, выбегать на проезжую часть, в том числе на пешеходный переход.

Задерживаться и останавливаться на проезжей части, если это не связано с обеспечением безопасности дорожного движения.

 

Водитель, запомни!

1. Из ПДД вычеркнуто понятие «прилегающая территория» для решения проблем с возмещением ущерба при ДТП, произошедших во дворах, жилых массивах, автостоянках, автозаправочных станциях, предприятиях и т. д.

2. Новый смысл обретает понятие «препятствие для движения». Уточняется, что это – любой материальный объект, мешающий движению по дороге, но не заторы или остановившиеся на проезжей части машины.

3. Теперь любой находящийся в авто должен в обязательном порядке быть пристегнутым ремнем безопасности. Раньше это было необязательно для детей до 12 лет, инструкторов по вождению, сотрудников оперативных и спецслужб, водителей такси.

4. Ужесточены требования для пешеходов, стремящихся перебежать дорогу в неположенном месте. Новые ПДД оговаривают, что штрафу не подлежит лишь тот пешеход, который перешел дорогу в том месте, где «зебра» или подземный переход отсутствовали в «зоне видимости».

5. Пассажирам запрещается открывать двери транспорта на ходу, высовываться в окна и люки.

6. Не соблюдать некоторые знаки, например, «уступи дорогу», теперь позволено и мобильным группам оперативного реагирования частных охранных организаций.

7. Перед остановкой общественного транспорта теперь нельзя останавливаться «ни при каких обстоятельствах» ближе, чем за 15 метров.

8. Никаких пластиковых шторок на госномерах.

 

12 детей погибли

на дорогах области

в 2011 году

 

 

 

8 090 тенге – таков штраф

за нарушение ПДД пешеходами

 

 

ТВ на колесах

Дорожные полицейские намерены в профилактике нарушений ПДД использовать видеоролики.

 

Проект «Маршрутное телевидение» реализуется управлением дорожной полиции совместно с троллейбусным парком.

Как рассказал «АВ» инспектор управления Ерболат Саркулов, в автобусах и троллейбусах, оборудованных мониторами, пассажиры смогут посмотреть различные ролики о профилактике дорожно-транспортных происшествий.

– Во время поездки пассажиры обычно ничем не заняты и готовы воспринимать несложную и актуальную информацию, которая будет транслироваться на мониторах с утра до вечера. Это позволит увидеть ролики большому количеству пассажиров, что в результате повысит информированность и культуру поведения участников дорожного движения. На сегодняшний день мониторами пока оборудовано 10 автобусов, – сообщил представитель ведомства.

Также в рамках данного проекта сотрудниками дорожной полиции в салонах автобусов и троллейбусов размещены агитационные листы, направленные на профилактику ДТП.

 

Аварий

не станет меньше?

 

Людмила:

– Правила должны соблюдать все участники дорожного движения, независимо от того, сотрудник ли он правоохранительных органов, обычный водитель или пешеход. Должны быть дисциплинированы не только водители, но и пешеходы, переходящие дорогу в неположенном месте. А еще хотелось бы, чтобы «зебры» на дорогах были более четкими, чтобы их чаще обновляли.

 

Гуля, водитель:

– Поправки, внесенные в ПДД – может, это и хорошо, но лично я считаю, что от них ситуация на дорогах не изменится. И аварий меньше не станет.

Нужно менять менталитет, сознание людей. Посмотрите, сколько молодых людей за рулем. Многие из них даже не учились на водительских курсах. К сожалению, для них правила не писаны.

 

Водитель такси

(не назвался):

– Оправдают ли себя новые правила или нет, покажет время. Но, признаться, я против нововведений и экспериментов, которые время от времени проводит МВД РК.

Посудите сами. Раньше нам, таксистам, разрешалось не пристегивать ремни в целях безопасности. Случаи разные бывают. Нам приходится возить пьяных пассажиров. Не раз я и мои коллеги сталкивались с агрессивными клиентами и в таких случаях пристегнутый ремень безопасности мешал нам своевременно отреагировать на их действия. Пассажир может оказаться и преступником.

 

Асылхан, водитель:

– Правильно, что вводят новшества в правила дорожного движения. Это к лучшему. Ведь все это делается в целях безопасности наших граждан. Думаю, благодаря новым правилам на дорогах будет меньше аварий.

И хочу отметить, что пешеходов тоже надо наказывать за то, что перебегают дорогу в неположенном месте.

 

Нурберген,

старшеклассник:

– Правила дорожного движения обновили, а вопросов, как у водителей, так и у сотрудников дорожной полиции, осталось не меньше. Лично я считаю, что по некоторым моментам необходимы уточнения, особенно в формулировке определения «перекресток» и по части ликвидации понятия «прилегающая территория». Ведь в конечном итоге все эти недопонимания будут влиять на рассмотрение дорожно-транспортных происшествий.

 

Над Главной темой работали

Асия НУРПЕИСОВА и Зарина КАЛЬЖАНОВА