Первым делом, первым делом – самолеты

Свыше 2 600 специалистов подготовил ВИСВО за годы Независимости. Более 80 процентов руководящего авиационного состава страны — выпускники нашего Военного института. Грамотное руководство, сильный профессорско-преподавательский состав, тренажеры, о которых в советское время и мечтать не могли, — на этих столпах держится престиж вуза. В Главной теме номера начальник Военного института Сил воздушной обороны генерал-майор авиации Даурен Косанов рассказал, как вчерашние школьники становятся защитниками воздушных рубежей нашей страны.

 

Самый мобильный вид войск
— Даурен Жуматаевич, этот год проходит под знаком 30-летия Независимости Казахстана. Как вы считаете, какую роль в становлении республики играет ВИСВО?
— С приобретением Независимости наше молодое государство столкнулось с проблемой кадрового оттока военных специалистов. Встал вопрос — заботиться о своей обороноспособности. Армия, как и все институты общества, с течением времени нуждается в постоянном обновлении кадров, а значит, наличии собственных образовательных учреждений. После распада СССР в наследство нашей стране достался лишь один военный вуз — Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище имени Ивана Конева. Училище было на хорошем счету, но готовило только военно-служащих для сухопутных войск. Военных авиационных учебных заведений в стране не было.
Начинать с нуля всегда трудно, поэтому было принято решение подготовку военных авиационных специалистов начать на базе имеющегося в республике АВЛУГА. Так, с мая 1994 года началась история становления ВИСВО имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова. В тот год на военный факультет ВВС были набраны первые курсанты. Сам прославленный летчик Талгат Якубекович очень часто посещал вуз.
22 августа 1998 года Президент страны — Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев — вручил лейтенантские погоны первым выпускникам вуза.
На сегодня силы воздушной обороны — это наиболее мобильный и технически оснащенный вид Вооруженных сил, который постоянно нуждается в пополнении авиационными специалистами.
За годы Независимости Военный институт подготовил более 2 600 специалистов для Сил воздушной обороны, Пограничной службы КНБ, Национальной гвардии МВД РК и МЧС. Более 80 процентов руководящего авиационного состава РК — это выпускники нашего вуза. Они также работают в гражданской авиации.
— Кроме казахстанцев, представители каких государств обучаются в ВИСВО?
— Институт востребован не только на территории Республики Казахстан, но и в ближнем зарубежье. Сейчас по различным авиационным специальностям у нас проходят обучение курсанты из Кыргызстана и Таджикистана. В прошлом году ВИСВО выпустил 12 специалистов из этих республик. В настоящее время у нас учится 15 иностранных курсантов. В рамках договора ОДКБ
обучение для них бесплатное.
— Сколько курсантов обучается в этом году в ВИСВО?
— Около 450 человек.
— По каким специальностям готовят в военном институте?
— ВИСВО готовит офицеров по четырем инженерным специальностям и трем летным, а также специалистов группы руководства (инженеры по управлению воздушным движением. — Прим. автора). Выпускаем пилотов фронтовой, армейской и военно-транспортной авиации. Плюс к этому сейчас готовим специалистов по летной эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.
В 2016 году был осуществлен первый набор по специальности «военная медицина». Обучение курсантов по освоению медицинских специальностей проходит на базе Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова, а основы военной науки курсанты познают в стенах Военного института. Пять лет бакалавриата и два года интернатуры. В прошлом году был первый выпуск военных медиков.

Экскурс в историю

Постановлением Кабинета министров РК № 653 от 4 августа 1992 года Актюбинскому высшему летному училищу гражданской авиации присвоено имя дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Талгата Якубековича Бегельдинова.
В соответствии с постановлением Кабинета министров РК № 486 от 6 мая 1994 года «О подготовке военных авиационных специалистов в Республике Казахстан» и директивой министра обороны РК № 5/1/0543 от 18 мая 1994 года «О создании факультета ВВС Республики Казахстан» был создан военный факультет ВВС при АВЛУГА.
Очередное изменение в статусе вуза произошло на основании постановления Правительства РК № 688 от 4 июня 1996 года «О преобразовании Актюбинского высшего летного училища гражданской авиации имени дважды Героя Советского Союза Бегельдинова Талгата Якубековича в Актюбинское высшее военное авиационное училище имени дважды Героя Советского Союза Бегельдинова Талгата Якубековича».
В соответствии с постановлением Правительства РК № 684 от 10 июля 2003 года «О переименовании военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Республики Казахстан» АВВАУ переименовано в Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бегельдинова.
Первый выпуск офицеров состоялся 22 августа 1998 года, в котором принимал участие Президент страны — Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.

Технологии XXI века
— Какие передовые методики используются при обучении курсантов?
— На сегодня как в отечественном, так и зарубежном образовательном пространстве используются новые технологии. В процессе обучения мы используем мультимедийные средства, процедурные тренажеры, цифровые ресурсы и многое другое.
— Процедурные тренажеры, наверное, очень сильно отличаются от тех, которые использовались в 80-х и 90-х годах?
— Конечно! Это небо и земля. В современных тренажерах полностью моделируются условия полета. Когда я был курсантом, то в тренажерах не было визуализации. Только по приборам.
— В мою курсантскую бытность помню комплексный тренажер самолета Ан-24 (КТС-24). Так он в конце 80-х считался продвинутым — на экран проецировалась взлетно-посадочная полоса. И все. Во время полета лишь черно-белый горизонт. А сейчас?
— Можно смоделировать любую местность, водную поверхность, любое время суток и разные метеоусловия, направление и скорость ветра, нижнюю кромку облаков и горизонтальную видимость. И, что ценно, даже при выполнении групповых занятий можно остановить имитацию полета и показать курсантам их ошибки.
— Так сейчас даже возможно проведение на тренажерах групповых полетов? Фантастика!
— Я вам скажу больше. Для специалистов группы руководства полетами мы можем полностью смоделировать воздушную обстановку и проводить шести-семичасовые летные смены с полной визуализацией. То есть как будто они сидят на вышке (командном диспетчерском пункте) и видят обстановку не только на мониторе, но и наблюдают общую картину. В это же время курсанты на тренажерах осуществляют полеты. Все в комплексе. Компьютерные технологии сейчас позволяют это делать. Здесь же офицер боевого управления осуществляет наведение на цель. Это то, о чем мы раньше даже и не мечтали.
— В ВИСВО подвижные тренажеры есть?
— Подвижный тренажер скоро должен появиться в институте. Как летчик хочу сказать, что ни один тренажер полностью не сможет передать реальные ощущения от перегрузок. Но имеющаяся компьютерная визуализация позволяет максимально создать условия полета. Это дает возможность летчикам научиться правильно распределять внимание при взлете, посадке, полетах по кругу, на маршруте, в зоне, а также при выполнении простого и сложного пилотажа.
— Тренажеры каких воздушных судов установлены в институте?
— Четыре учебно-боевых самолета Л-39 и два учебно-боевых вертолета Ми-8МТ. Также тренажер группы руководства полетами, который позволяет курсантам получить и закрепить знания и действия в управлении летательными аппаратами. Комплекс тренажеров полностью автоматизирован и позволяет отрабатывать учебные задачи как группе руководства полетами, так и пилотами во взаимодействии.

Все выше, выше и выше!..
— В АВЛУГА самолетом первоначальной подготовки пилотов был Як-18 (Як-18Т). А сейчас?
— Легкомоторный самолет Zlin-242L. На базе института также имеется военно-транспортный самолет
Ан-26 и транспортно-боевые вертолеты Ми-8МТ. Выпускным самолетом для летчиков фронтовой авиации является Л-39. Уже в боевых частях молодые офицеры осваивают другие типы воздушных судов. Курсанты фронтовой авиации первые два года обучаются на Zlin-242L, на третьем и четвертом курсах — на Л-39.
Легкомоторных вертолетов в институте пока нет. Ждем поставку российских «Ансат». Поэтому курсантов армейской авиации с первого курса обучаем на Ми-8. Эта же винтокрылая машина является выпускной.
Будущие пилоты военно-транспортной авиации на первом и втором курсах обучаются пилотированию на Zlin-242L, затем садятся за штурвал двухмоторных самолетов Ан-26 и Tecnam P2006T. Выпускной — Ан-26.
На Л-39 курсанты летают в учебном авиационном центре в Балхаше.
— Ан-26 и Ми-8 — это легенды военно-транспортной и гражданской авиации.
— Прекрасные машины. Наверное, в своем классе еще никто лучше не придумал. Рабочие лошадки, практически безотказные и легкоуправляемые.
— Кстати, а как ваши пилоты взаимодействуют с гражданскими диспетчерами?
— Все полеты военно-транспортной авиации проходят с отработкой только с гражданскими диспетчерами. Пилотов-инструкторов направляем на курсы английского языка, чтобы они знали правила и фразеологию радиообмена по стандартам ICAO (International Civil Aviation Organization — международная организация гражданской авиации. — Прим. автора).
— В 90-е годы, после развала СССР, страдали сферы и ВВС, и гражданской авиации стран СНГ в части налета часов. По советским методикам в военных и гражданских летных училищах необходимо было отлетать не менее 200 часов как пилотам, так и штурманам. Как сегодня обстоит дело с этим? Сколько курсантам необходимо налетать в ходе учебного процесса?
— Да, такое было. И в настоящее время мы к этому стремимся. Сейчас выпускаем пилотов со средним налетом за период обучения 120-150 часов. Учебные полеты проводятся по 3,5 месяца ежегодно в ВИСВО и учебном авиационном центре в Балхаше. Также наши курсанты летают на самолетах первоначального обучения по системе аутсорсинга в Карагандинском авиацентре.
— Штурманов ВИСВО не выпускает?
— Нет. Это уже невостребованная специальность.
— Среди летчиков бытует мнение, что из хорошего пилота может получиться хороший штурман. А вот станет ли штурман хорошим пилотом — вопрос довольно спорный.
— К сожалению, это правда. Взять наших соседей — Российскую Федерацию. За последние годы произошло несколько авиакатастроф, где за штурвалами были пилоты, переученные из штурманов и даже бортпроводников. Пилот должен обучаться с самых азов в профильном учебном заведении. А из штурмана может получиться хороший диспетчер.
— Расскажите, пожалуйста, о профессорско-преподавательском составе института.
— Профессорско-преподавательский состав, а это почти 300 человек, укомплектован действующими офицерами ВС РК, а также офицерами запаса, состоящими на должностях летно-инструкторского и инженерно-технического составов в строевых частях ВВС Сил воздушной обороны ВС РК, имеющими многолетний опыт эксплуатации авиационной техники. У нас два доктора PhD, пять кандидатов наук и 44 магистра. В летно-инструкторском составе около трех десятков специалистов (две авиаэскадрильи).
Ежегодно профессорско-преподавательский состав направляется на курсы повышения квалификации в Национальный университет обороны РК и гражданские высшие учебные заведения, а также в ведущие военные вузы России.

Меры безопасности
— Какие проблемы возникают в процессе обучения курсантов в связи с пандемией?
— Обучение курсантов с прошлого года проводилось в форме самостоятельной работы под руководством преподавателя. Каждая учебная группа находилась в закрепленных аудиториях, в которых установлены технические средства — компьютер, мультимедийный проектор и интер-
активная доска. Занимались самостоятельным изучением материала согласно расписанию. Курсанты проходили летную практику с соблюдением карантинных мер. Все аудитории для теоретического обу-
чения постоянно дезинфицировались и обрабатываются по сей день. На данный момент все курсанты и профессорско-преподавательский состав прошли вакцинацию и чувствуют себя прекрасно. Нам удалось не допустить массовых случаев заболевания COVID-19. За два года было около десяти случаев инфекции в легкой форме, но сейчас все нормально.
— Как происходил набор курсантов в 2020 году?
— На набор пандемия никак не повлияла. Документы поступали на официальный сайт. В первую очередь это результаты ЕНТ, решение военной врачебной комиссии, проведенной территориальным департаментом по делам обороны. В прошлом году из большого количества желающих поступить в ВИСВО мы отобрали 100 абитуриентов. Конкурс составил 3-4 человека на место. По прибытии в Актобе они еще раз прошли медкомиссию, профотбор, сдали нормативы по физической подготовке. Средний бал ЕНТ зачисленных курсантов — 82,5. Первая же сессия показала, что отбор был качественным. Но стоит отметить, что не все выдерживают, из 100 человек после курса молодого бойца в институт зачислено 93.

Когда летать не дано
— Если курсанта отчисляют, что его ждет?
— При отчислении курсанта, если ему не исполнилось 18 лет, мы отправляем его домой. Если совершеннолетие наступило, направляем в воинскую часть. Но, как правило, к этому времени уже проходит год, который засчитывается как служба в рядах ВС РК. Ведь молодой человек ходил в наряды, караулы. Но есть нюанс. Если отчисление после первого курса происходит по вине самого курсанта (неуспеваемость, недисциплинированность и так далее), ВИСВО дает справку о затраченных средствах в территориальный военкомат по месту жительства, которые взыскиваются в судебном порядке с отчисленного.
— Есть ли возможность перевестись с летной специальности на инженерную, если выявились проблемы со здоровьем?
— Обычно переходят в группу руководства или занимают штабные должности. Трудоспособные офицеры после выпуска всегда будут устроены 100-процентно.
— А в каком случае курсанта могут списать на землю?
— При летной неуспеваемости. Вот не дано ему летать. Не видит землю при посадке, не переносит перегрузки, некоординированная моторика. Но учится хорошо. Тогда через учебный совет предлагаем выбрать другую специальность. Либо курсант не может летать на истребителях во фронтовой авиации. То есть простые виражи выполняет неплохо, по маршруту тоже нет претензий. Но со сложным пилотажем проблема — не выдерживает организм или не может летать в спарке, что очень важно для фронтовой авиации. Ему будет рекомендовано перевестись на факультет, где готовят летчиков армейской и военно-транспортной авиации. Даже и с действующими офицерами — капитанами и майорами такое бывает, переводят в другой вид авиации.
— Спасибо за интервью! С Днем защитника Отечества!

Над Главной темой работал Владимир БУРЬЯНОВ

Все фото предоставлены ВИСВО имени дважды Героя Советского Союза Т.Я.Бегельдинова

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель