Почему нет качества знаний?

Результаты внешней оценки учебных достижений в этом году ниже прошлогоднего показателя на 3,6 балла. В области хромает не только качество знаний. По итогам профилактического контроля в учреждениях образования выявлены многочисленные нарушения законодательства. Семинар-совещание заставил педагогов задуматься о профессионализме и ответственности.

Мероприятие, организованное департаментом по контролю в сфере образования, прошло на базе средней школы № 10. Были приглашены руководители районных отделов образования, директора школ, заведующие методическими кабинетами и дошкольными организациями. Руководитель департамента Булбул Кузембаева отметила, что в 46 школах области, в 4, 9 и 11 классах, проведена внешняя оценка учебных достижений (ВОУД). Из них в 18 школах – посредством компьютерного тестирования. Средний балл составил 28,9, в прошлом году этот показатель был выше – 32,5. Конкретные цифры прозвучали в докладе руководителя отдела внешней оценки качества образования Жанар Мухамбеталиной:
– В 4 классах тестирование проводилось по математике и казахскому языку, в 9 классах, кроме казахского языка, ученики сдавали предмет по выбору, в выпускных 11 классах – казахский язык, физику, историю Казахстана. Были охвачены 24 районные и 22 школы города Актобе. В процедуре ВОУД приняли участие 6 482 учащихся. Сравнительный анализ результатов за этот и прошлый годы показал значительное снижение качества знаний в школах Алгинского, Байганинского, Каргалинского, Мугалжарского, Темирского, Хромтауского, Шалкарского районов. В остальных районах наблюдается рост показателей.
В одном из 4-х классов недавно открывшейся в Алге школы-гимназии ученик набрал 0 баллов по математике. Такая же картина наблюдалась в Шубаркудукской школе № 2. В Карауылкельдинской школе были девятиклассники, набравшие по 3 балла по казахскому языку и биологии. В СШ № 4 Кандыагаша низкие показатели по алгебре и биологии среди учеников 9 класса. Выпускник Алгинской школы-гимназии получил 0 баллов по истории Казахстана. Наивысшие баллы набрали ученики Хромтауской СШ № 1, Шубаркудукской школы-гимназии № 1.
Докладчик провела анализ по предметам, подчеркнула, что в выпускных классах слабо проводится работа по подготовке к итоговому тестированию. И дело здесь не только в качестве знаний: многие дети ошибаются в заполнении листа ответов, не могут рационально использовать отведенное время, стремятся воспользоваться сотовыми телефонами. По гаджетам сделала замечание педагогам Булбул Кузембаева:
– Я лично забрала телефон у одного ученика во время тестирования. Смотрю, в чате WhatsApp классный руководитель пишет: «Отправляй быстрее задания». А ученик отвечает: «Пока нет возможности скинуть». Чему мы научим детей таким образом? Надо бить в колокола, искать причины низкой успеваемости и устранять их, а не подсказывать детям готовые решения.
Было рекомендовано в течение года систематически готовить учащихся выпускных классов по основным предметам, проводить внутренний контроль знаний.
По второму вопросу также выступила Жанар Мухамбеталина. Она озвучила итоги профилактического контроля с посещением организаций образования области за І полугодие 2019 года:
– Профконтроль проводится в соответствии с приказом МОН РК от 7 декабря 2018 года. Охвачено 42 организации образования, из них 10 дошкольных организаций, 29 школ и 3 колледжа.
Нарушения были везде, в основном они касались несоответствия квалификации учителей и воспитателей занимаемой должности, недоработки вопросов лицензирования, расхождений в рабочих и типовых планах, количестве часов работы учителей, их недельной нагрузки. В отдельных школах наблюдалось несоответствие фактических данных с данными в Национальной образовательной базе (по количеству компьютеров, интерактивных досок, в сведениях об учениках и педагогах). К примеру, в Мартукском районе, в мини-центре при Вознесеновской средней школе, согласно НОБД, учится 45 детей, фактически с 1 сентября 2019 года в списке значится 26 воспитанников. Администрация Саркульской средней школы Темирского района рапортовала в МО РК о том, что функционирует 5 кабинетов информатики, установлено 18 компьютеров, работают спортзал и столовая. На деле оказалось, что в школе только один кабинет информатики, 14 компьютеров, а столовой со спортзалом нет и в помине.
Не все организации образования оснащены спортивным залом, учебно-лабораторным оборудованием по биологии, химии, а также предметными кабинетами по технологии, математике, самопознанию. Были факты несоблюдения возрастных особенностей детей при комплектовании групп в дошкольные мини-центры.
В статистике нарушений чаще всего звучала Бескоспинская СШ Алгинского района. Здесь учителя несвоевременно направляются на курсы повышения квалификации, детей в дошкольные мини-центры набирают не по возрасту, неверно заполняется документация, не ведутся протоколы педсоветов о переводе учеников из класса в класс. Одним словом, администрацией не организован учебный процесс. В одной из школ Темирского района девятиклассник учится без документов. Выяснилось, что у мальчика нет свидетельства о рождении, так как его мать не документирована.
Мнением по поводу услышанного поделилась директор Актюбинского филиала АО «НЦПК «Өрлеу» Нургуль Абишева:
– О какой модернизации можно говорить, если у нас такие элементарные нарушения в сфере образования? Советую департаменту совместно с управлением образования провести селекторное совещание на уровне акимов районов и заслушать доклад о работе каждой школы. Если директор не соблюдает законодательные нормы, нужно ставить вопрос о его компетентности. Согласитесь, мы с вами отвечаем за образование и воспитание детей. Следует задуматься, на месте ли я работаю? Почему нет качества образования? Становится обидно за подрастающее поколение. У школьников панический страх перед экзаменами, все они надеются на шпаргалки, сотовые телефоны, боятся, не владеют ситуацией. А мы закрываем на это глаза. Не заботимся о психологическом комфорте учеников и родителей, не думаем о самообразовании учителей, о повышении их квалификации. Некоторые работают в школе по 8-9 лет, не получая сертификата о прохождении курсов, потом спешно записываются на платные семинары. В нашем филиале недавно занималась группа по курсу «Художественный труд» в рамках обновленного содержания образования, так из 25 слушателей 13 не сдали квалификационный экзамен. И так каждую неделю. Не все педагоги работают над собой, отсюда низкие показатели качества образования в области.
Заведующие отделами образования, директора отстающих и провинившихся школ так и не смогли ответить на острые вопросы, поставленные в ходе семинара-совещания.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Фото из архива «АВ»