Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Прокатиться с ветерком и никого не сбить


С наступлением тепла на улицах города заметно прибавилось людей на самокатах, велосипедах и мопедах. Но не всегда и не все любители подобных поездок отличаются аккуратностью. Порой они могут обернуться травмой для других участников движения, а иногда и для самих лихачей.

Электросамокаты на тротуарах, обочинах дорог, дожидающиеся своих водителей, стали привычной картиной для актюбинцев. Кикшеринг, или езда на транспорте (в данном случае – на электросамокатах) в аренду, не теряет популярности.
В Актобе действует два сервиса кикшеринга — «Jet» и «BusyFly». Для аренды транспорта необходимо загрузить одноименное приложение в AppStore или Google Play. После сканирования QR-кода и нажатия на кнопку «Активировать» самокат будет доступен к использованию.
Однако, судя по нередким жалобам населения, многие водители забывают, что электросамокат – не игрушка, а полноценное микромобильное транспортное средство. По данным производителей, некоторые из них разгоняются до 75 км/ч.


Памятка по безопасности

• пассажиров брать на самокат нельзя;
• совершайте движение по велосипедным дорожкам, а если их нет, то по правой стороне проезжей части;
• маломощные самокаты, развивающие скорость не более 25 км/ч, могут перемещаться по тротуару. Мощным устройствам, которые могут развивать скорость вплоть до 50 км/ч, ездить по тротуарам запрещено; 
• не пользуйтесь самокатами в сильный ветер и дождь. Эксплуатируйте транспорт только при хорошей видимости;
• всегда держите руки на руле и контролируйте скорость;
• остановитесь перед перекрестком, чтобы проверить, что вы имеете право на движение;
• выучите правила дорожного движения и следуйте им;
• носите защитный шлем, чтобы защитить свою голову в случае падения;
• не используйте телефон или другие устройства во время езды.


Правила изменили, но ситуация осталась

30 августа прошлого года в Казахстане заработал Закон «О дорожном движении». В него включены новые правила для водителей мопедов и электросамокатов. Так, введены понятия «малое электрическое транспортное средство» и «электрический самокат». Скорость последнего не должна превышать 25 километров в час. Также определены места для их движения. В частности, водители электросамокатов обязаны передвигаться по велосипедной дорожке. Если ее нет, то можно двигаться по правому краю проезжей части дороги. По закону, по пешеходным дорожкам транспорт может ехать не быстрее 6 км/ч.
Водитель обязательно должен быть старше 18 лет, иметь права любой категории, ехать в шлеме и светоотражающей одежде, не создавать опасности для пешеходов. Однако на деле мы видим, что зачастую на электросамокатах мимо перепуганных людей проносятся подростки и без защитного обмундирования.
Доводы противников езды на тротуарах вполне обоснованны. Травмы от наезда электросамокатов бывают достаточно серьезными. Адвокат Актюбинской областной коллегии адвокатов Акгуль Убайдуллина предупреждает, что при наезде на место происшествия сразу следует вызвать сотрудников полиции и скорую помощь.
– Медики подтверждают факт травмирования и фиксируют его на бумаге. Он послужит доказательством в суде при обращении с требованием компенсации. Если пострадавший обращается в больницу сам, то врачи должны установить, что травмы получены из-за самоката или велосипеда, – поделилась юрист.
При получении травмы человек имеет полное право получить компенсацию: за лечение, вред имуществу, если, например, разбили телефон, а также за моральный ущерб.
– Необходимо обратиться в суд, который установит размер компенсации и привлечет виновного к ответственности. К исковому заявлению нужно приложить все имеющиеся доказательства факта правонарушения, а также доказательства причиненного ущерба: справку из больницы, оценку состояния имущества или чек за ремонт поврежденного имущества, – перечислила Акгуль Убайдуллина.
Кодекс «Об административных правонарушениях» предусматривает адмответственность в виде штрафа в размере 10 МРП. Адвокат советует дождаться привлечения виновника к ответственности, а потом обратиться в суд с требованием компенсации.


Водителям мопедов, электросамокатов запрещается:

• ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
• перевозить пассажиров, кроме мопедов со специальными приспособлениями для перевозки;
• перевозить груз, кроме перевозки со специальными приспособлениями;
• поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
• буксировка мопедов, электрических самокатов и велосипедов;
• пересекать проезжую часть дороги по пешеходным переходам, находясь на транспортном средстве;
• передвигаться в темное время суток по проезжей части дороги без светоотражающего предмета;
• при управлении по проезжей части дороги быть без застегнутого шлема.
Водителям мопедов запрещается двигаться по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения, обочине, тротуару или пешеходной дорожке.
Право управления мопедом предоставляется лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста.


Не для мобильного транспорта

Никто не станет отрицать, что городские дороги не приспособлены для самокатов, велосипедов и так далее. А построить велодорожки не везде позволяет ширина улиц, говорят в пресс-службе городского акимата.
Старший инспектор по особым поручениям управления местной полицейской службы облдепартамента полиции Асылхан Бекбосынов рассказывает, что в этом году с участием электросамокатов зарегистрировано одно ДТП. Пострадал один человек. С участием мопедов произошло уже четыре аварии, где повреждения получили четверо.
– Количество дорожных происшествий с участием самокатов и мопедов увеличивается с каждым годом. В последнее время серьезный риск для безопасности дорожного движения представляют водители мопедов, скутеров. Сейчас они доступны для любого, нет необходимости получать водительское удостоверение. Поэтому многие пренебрегают правилами дорожного движения. В то же время, согласно статье 57 Закона «О дорожном движении», водители мопедов обязаны знать и соблюдать ПДД, – заявляет Бекбосынов.
Старший инспектор настоятельно рекомендует родителям не покупать мопеды и не давать их для управления детям младше 16 лет. Кроме того, для предотвращения несчастных случаев не разрешать подросткам ездить на электросамокатах.
Баян САРИЕВА

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"