Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

От мечты о геройстве до миссии владеть душами

Что нужно человеку, чтобы реализовать мечту? А как найти дело, которое захватит так, что о другом и думать не хочется? Оба пункта – из биографии майора Сергея Гафарова, дирижера военного оркестра войсковой части 6655 Национальной гвардии РК. Они лишний раз подтверждают, как важно не искать счастья за морями и не сопротивляться собственной природе.

Увязался за братом

– В школу я пошел в пять лет, за братом увязался, которому пришло время идти в первый класс, – вспоминает с улыбкой Сергей Александрович. – Получается, аттестат зрелости получил в 15 лет. Куда поступать, знал, потому что к музыке меня, да и не только меня, пристрастил во второй половине 1980-х Абыл Смаилов.
Он распределился в наш совхоз «Дружба» Темирского района по окончании культпросветучилища.
Нравилось все, что делал Абыл Амангельдиевич, главное – он организовал духовой оркестр. Пару лет мы позанимались, потом оркестр закрылся, а я пошел по стопам наставника – в культпросветучилище.
Важность наставничества в беседе с Сергеем Гафаровым обозначилась особенно. В училище его вел Александр Великий, давший путевку в жизнь не только выпускникам Актюбинского культпросветучилища, но и многим, кто тяготел к режиссуре, любому организованному досугу. Помимо названного педагога, собеседник назвал Ивана Копущу, тоже много сделавшего для культуры региона.
– В дипломе у меня значится «организатор досуга, руководитель эстрадно-духового оркестра», – продолжает рассказ о себе дирижер. – Да я и хотел быть кем-то вроде завклубом. Но осенью призвали в армию, попал в мотострелковую часть в Алма-Ате и сразу… в военный оркестр!
Я же внук ветерана. Моему деду, артиллеристу Абылгазы Айтжанову, в музее Алии Молдагуловой даже отдельная экспозиция посвящена, отец в армии служил танкистом, двоюродный брат – спецназовец, а меня – в оркестр! Но приказ не обсуждается.


«Духовой инструмент по сути есть продолжение голоса человека, и любой исполнитель на своем инструменте поет. Я против слова «играть»: если мы – продолжение инструмента, мы поем».
«Школа, специализация накладывают неизгладимый отпечаток на исполнителя, определяют голос как инструмент: по его звучанию, манере исполнения я могу определить, кого слышу – эстрадника, народника, хоровика или академического вокалиста».
«Дирижер владеет душами, и если он в плохом настроении, концерт, считай, провален. Поэтому, когда берешь в руки дирижерскую палочку, ты должен забыть про все остальное».


Случай выпал

Необходимость создать миротворческие войска по охране внешних границ СНГ на таджикско-афганском участке возникла, когда моджахеды стремились взять в свои руки Таджикистан. Осенью 1996 года младший сержант Гафаров записался в контрактники и четыре месяца воевал гранатометчиком номера расчета АГС-17 9-й роты Калай-Хумбского погранотряда, дислоцировавшегося в ущелье Джавай.
Боевых столкновений было пять, потеряли одного бойца (парня из Арыси), наш земляк получил боевой опыт, тем самым реализовав детский порыв к геройству. Он уверен, что моджахеды из Таджикистана были выдавлены благодаря российским, казахстанским и кыргызским миротворцам.
В феврале 1997-го Сергей Гафаров вернулся в родную часть 61993 старшиной и отличником погранслужбы, в мае демобилизовался, в августе уже служил барабанщиком в военном оркестре войсковой части 6655 Национальной гвардии.
– С 2011 года исполнял обязанности дирижера, а когда в 2013-м окончил музыкальный факультет университета имени Кудайбергена Жубанова, меня утвердили в должности, – вспоминает Сергей Александрович. – С 2020-го три года служил в оркестре части 6654 в Каракемере под Алматы. Кадров не хватало, меня отправили подготовить их оркестрантов.
В Казахстане прошло уже 10 фестивалей-конкурсов «Әскері керней», где наш коллектив брал и Гран-при, и первые места. Сначала все проходит на региональном уровне, и тут похвастаю, что на первых пяти мы были победителями.
Помню, когда поехали на первый, не имели представления, что такое дефиле, тем более плац-концерт. Для плац-концерта подготовили грузинскую песню «Сулико». Серьезно готовились, хотели удивить. Для убедительности купили на базаре маскарадные маски с горбатым носом и шикарными усами – в них и выступали. Был фурор!
Для подтверждения профессионального уровня своих оркестрантов приведу другой пример: прапорщик Акылбек Мамыраев и ефрейтор Анархан Орынбасаров играли в составе сводного оркестра Нацгвардии РК на фестивале «Спасская башня-2018».
В целом картина с кадрами в оркестре части 6655 неплохая: из 15 музыкантов все профессионалы, есть даже свой оркестровщик-аранжировкщик – Жанболат Дусипов. Немного лучше картина в Уральске, а вот в Актау и Атырау с духовиками острейший дефицит. Наверное, идет перегиб в деле музыкальной или профориентационной пропаганды, и никто не вспоминает о важности самой древней музыки на планете – духовой.

Нам любое дело по плечу

– Задача военного оркестра – поднятие боевого духа войска, поддержание здорового морально-психологического состояния личного состава и обеспечение музыкального сопровождения всех воинских ритуалов части, – продолжил собеседник. – Я слышал разговоры о том, что можно включить магнитофонную запись и не содержать оркестр, но когда в соседней части проходит воинское торжество, например, присяга, приглашают нас.
Каждый музыкант военного оркестра владеет стрелковым оружием и всегда пребывает в боевой готовности, так как каждый из нас – боевая единица части. Если где-то задействован весь боевой состав, как недавно во время ЧС (на ликвидации последствий паводка), мы несем караульную службу по части. Во время подъема по тревоге тоже выступаем как боевое подразделение.
А уж если праздник, то без нас он не состоится, часто и городской – отдел культуры приглашает. Это раньше было много духовых оркестров, а сейчас картина другая.
Что может духовой оркестр? Думаю, для этого достаточно вспомнить свое состояние, когда звучит «Священная война» или «Прощание славянки». Казах должен вспомнить «Атамекен» и «Адай».

Преемственность не отменяется

Угрозой для военных оркестров, по мнению Сергея Гафарова, является дефицит кадров. В этой связи он снова вспоминает своего наставника Абыла Смаилова, художественного руководителя уже двух оркестров в Саздинском и военрука тамошней школы:
– То, что делает Абыл Амангельдиевич, достойно самой высокой оценки. Добавлю сюда руководителя духового отделения колледжа имени Ахмета Жубанова Бектургана Дуйсенбаева. Это же кузница духовиков! Большая часть сегодняшних подопечных Бектургана Даутовича начинала у Абыла Амангельдиевича.
Кстати, из моего оркестра в военном институте военных дирижеров в Москве выучились двое – Акниет Абашов и Парахат Кундебаев. Оба служат в военных оркестрах частей Национальной гвардии в Уральске и Талдыкоргане. Сейчас готовим еще одного для поступления в тот же вуз, и парень тоже ученик Абыла Смаилова и Бектургана Дуйсенбаева.
Есть и определенная выгода быть военным музыкантом: имеешь массу льгот как военнослужащий, выходишь на пенсию в 45 лет и дальше можешь заниматься творчеством.
Недавно в Саздинском ДК прошел фестиваль духовых оркестров. Его участниками были коллективы школьников, учащихся колледжа имени Ахмета Жубанова, наш и эстрадно-духовой Актюбинского ДК, самый старый коллектив в области.
Гостем праздника был Акниет Абашов. Конечно, мальчишки из первых двух оркестров увидели военный и гражданский коллективы и, допускаю, задумались, какую стезю выбирать – военного музыканта или гражданского. Кого-то привлечет военная форма, выправка, а кого-то возможность гастролей. Но принадлежность к военной отрасли обязывает: ты должен быть в тонусе всегда.
Записала
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото из личного архива Сергея ГАФАРОВА

Колонка "Взгляд"