Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Рельсы вели к победе

Часть железнодорожных магистралей на территории Актюбинской области построена в годы Великой Отечественной войны. Станция Берчогур была здравницей для офицеров НКВД.

По истории создания стальных магистралей региона актюбинские ученые защищают диссертации.

Стальные нити в степи

Нет нужды говорить, что железные дороги круто изменили жизнь человечества. На территории Актюбинской области они появились более века тому назад. 1 января 1906 года царское правительство Российской империи полностью ввело в строй железную дорогу Оренбург-Ташкент. Она, пройдя нашу область с севера на юг, соединила европейскую часть России с Азией. В результате Актюбинск довольно быстро превратился в крупный железнодорожный узел, а одноименный уезд — в региональный торговый центр. Вдоль станций Яйсан, Мартук, Бестамак, Тамды, Аккемир, Кандагач были созданы торгово-промышленные поселения.

Естественно, при создании железной дороги Актюбинское отделение подчинялось Оренбургу. Уже в ноябре 1905 года паровозная мастерская Эмба содержала парк в количестве 20 паровозов серии «ОВ». Стоит отметить, что когда в 1949 году начался перевод отдельных участков Оренбургской дороги на тепловозную тягу, в числе первых новые локомотивы приняло депо станции Эмба. Паровозников Эмбы группами отправляли на трехмесячные курсы на станцию Казалинск для переквалификации. Возвращались они на свои рабочие места уже в качестве старших машинистов тепловозов.

 

В тылу, как на фронте

В более чем вековой истории актюбинской железной дороги период Великой Отечественной войны занимает особое место. (Но необходимо сказать о том, что и сама эта дорога имела для страны огромное стратегическое значение). Через станцию Актюбинск в годы войны проходила основная масса перевозимых вглубь Средней Азии крупных предприятий. Как свидетельствуют исторические материалы, в первые годы войны на всем протяжении от Актобе до Кандыагаша неделями стояли большие эшелоны с продовольствием, медикаментами. Из Украины, Беларуси, России в Казахстан и Среднюю Азию эвакуировали население, предприятия, а в сторону фронта — продукты и пополнение для Красной Армии.

Именно во время войны были построены линии Кандагач — Орск и Кандагач — Гурьев. Кстати, в ходе строительства ветки Кандагач — Орск в 1942 году возникла серьезная проблема с бесперебойным водоснабжением. Пресной воды катастрофически не хватало, а на снабжение паровозов водой уходило по нескольку часов. Упущения руководства Оренбургской железной дороги и управления строительства № 112 Народного комиссариата путей сообщения исправили благодаря местным научным работникам. Актюбинские ученые изыскали местные глауконитовые пески, провели лабораторные опыты и получили неплохие результаты для использования их в качестве водоумягчителя.

Нельзя не сказать о труде на железной дороге во время войны пенсионеров, подростков и женщин. Многие школьники добровольно, в свободное от учебы время, трудились на дороге. К примеру, ученики 6-7 классов станции Мартук предложили дорожному мастеру Никитенко поддержку, заявив, что они будут «наравне со взрослыми по 4 часа в день работать с тем, чтобы оказать помощь в скорейшем разгроме врага».

Если до войны женщин задействовали, главным образом, в административно-управленческом аппарате и на участках, непосредственно не связанных с эксплуатацией железной дороги, то военное время изменило все. Уже летом 1941 года на различные производственные места непосредственно на железной дороге только по Актюбинскому отделению железной дороги поступили сотни домохозяек, овладевших рабочими специальностями еще в мирное время. Некоторых из них обучали мужья. Например, путевой обходчик станции Тогуз К. Ситбаев, отправляясь на фронт, передал супруге свой участок дистанции пути. Евгения Мазунина во время войны работала помощником машиниста паровоза на станции Эмба. И таких примеров много.

В годы Великой Отечественной войны железнодорожники относились к категории военных. Все они носили погоны, у них была даже своя комендатура.

Станция Берчогур находится в низине, и зимой, во время порывистых ветров со снегопадом только от путейцев зависело, проедет очередной военный эшелон или нет. На очистку путей направляли всех, кто мог работать. В те годы в Берчогуре находился один из санаториев для туббольных. Здесь поправляли свое здоровье военнослужащие, в том числе и офицеры войск НКВД, которых лечили кумысом и шубатом. Некоторых после тяжелого заболевания потом оставляли на территории Казахстана, многие были закреплены за железнодорожными войсками и работали здесь.

С ними обходились очень строго. За непослушание или провинность их по законам военного времени могли расстрелять. «Не хотите работать в тылу, берите винтовку и идите под танк», — говорили офицерам НКВД, брошенным на очистку железной дороги.

 

Белые пятна истории

Многие вышеназванные факты взяты из монографии актюбинского историка Владимира Ешпанова.

— К сожалению, история железной дороги на территории Актюбинской области мало изучена, — говорит ученый, — также ничтожно мало написано о героизме актюбинских железнодорожников. Огромная железнодорожная отрасль, вокруг которой мы живем, таит в себе еще много открытий.

Владимиру Ешпанову очень многое из истории дороги рассказал непосредственный участник событий тех времен, его родной дедушка Жубан Ешпанов, который в годы войны был бригадиром на Берчогурской дистанции пути у знаменитого железнодорожника, Героя Социалистического Труда Алексея Тихонова. К сожалению, о Тихонове, уроженце Шалкара, также знают немногие.

— Все люди, работавшие в то время на железной дороге, в том числе и мой дед, трудились на голом энтузиазме. Они были настоящими патриотами своей Родины, — говорит ученый.

 

Путь в будущее

В стране Советов Казахская ССР не имела своего министерства путей сообщения. Было только МПС СССР, и вся железнодорожная система централизованно подчинялась Москве. Образно говоря, даже прежде чем поставить один столб, надо было писать в первопрестольную. Разве что назначения начальников местных отделов и дорог для формальности согласовывали с обкомом. И только в конце 50-х годов, благодаря усилиям тогдашнего председателя Совета министров Казахской ССР Динмухамеда Кунаева, создается Казахская железная дорога.

В апреле 1977 года МПС СССР издает приказ о разукрупнении Казахской железной дороги и делит ее на три региональные — Целинную, Алма-Атинскую и Западно-Казахстанскую. Последнее управление находилось в Актюбинске и объединяло железные дороги пяти западных областей Казахстана.

С обретением независимости Казахстана начинается современная история железных дорог страны. Создается единая сеть под названием «Қазақстан темір жолы».

За годы независимости страны в нашем регионе появились новые участки стальных магистралей, которые заметно улучшили эффективность пассажирских и грузовых перевозок как внутри страны, так и области.

В 2005 году открылось движение по магистрали Хромтау-Алтынсарин протяженностью 402 км. Это не только обеспечило пассажирское сообщение с центром страны, но и вдохнуло новую жизнь на огромных территориях вдоль магистрали. В 2007 году была запущена региональная ветка Жанажол — Жем протяженностью 81 километр.

Забегая вперед, скажем, что в этом году будут начаты работы по строительству трансказахстанской магистрали по маршруту Жезказган-Шалкар-Бейнеу, а также по электрификации участка Костанайская область-Хромтау-Кандыагаш-Макат.

 

Я поведу тебя в музей…

Интересная информация об истории стальных магистралей Актюбинщины есть в музее управления железных дорог — одном из немногих сохранившихся объектов соцкультбыта из могущественного «государства в государстве», как называли отрасль в советские времена. Его частые посетители — учащиеся, студенты, будущие железнодорожники. Здесь есть на что посмотреть. К примеру, можно увидеть, правда, в макете, работу узловой станции в действии. Достаточно нажать кнопку, и макет «оживает»: зажигаются фонари семафора, по рельсам идут поезда.

На отдельном стенде — несколько кумачовых полотнищ. Это переходящие красные знамена, свидетельствующие о победах в социалистических соревнованиях. Одно из таких знамен заслужила структура под названием «Дистанция гражданских сооружений». Как пояснил заведующий музеем, ветеран труда Кожаназар Калниязов, так называлось в ту пору ведомственное подразделение, обслуживавшее объекты жилищно-коммунального хозяйства.

В музее имеются коммутатор времен наркома путей сообщения Кагановича, есть гипсовый бюст Василия Зинченко. Участник Великой Октябрьской революции, первый председатель совдепа Актюбинска до прихода в политику работал машинистом.

Еще один исторический, но более современный экспонат — чугунный колокол, возвестивший в декабре 2005 года на станции Арка Костанайской области об открытии новой ветки Хромтау-Алтынсарин.

Отдельного стенда удостоились ветераны Великой Отечественной войны и трудового фронта. К сожалению, большинство портретов повязаны черными лентами…

Абат КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"