Родное гнездо

авлгу8_reswm

40 лет назад в Актюбинске открылось первое в Советском Союзе Высшее летное училище гражданской авиации. Курсантов отбирали со всей страны. Те, кому посчастливилось учиться здесь, бороздили воздушное пространство по всему миру.
Историю создания АВЛУГА по крупицам отыщешь на просторах интернета. На отдельных форумах можно почерпнуть кое-какие сведения и факты из воспоминаний выпускников летного училища. К слову, выпускники и преподаватели АВЛУГА, хоть и разделены морями и океанами, но продолжают общаться и встречаться друг с другом.
В одной газетной заметке, датированной 1982 годом, упоминается, что, чтобы стать курсантом АВЛУГА, претенденты проходили жесткий отбор. Ежегодно приемные комиссии училища работали в Москве, Киеве, Алма-Ате, Иркутске, Хабаровске, Свердловске и в самом Актюбинске. Учились курсанты четыре года и два месяца.
Накануне 40-летия АВЛУГА, которое будут праздновать 26 сентября, бывший преподаватель летного училища Вячеслав Сухоносов поделился с корреспондентом «АВ» своими воспоминаниями. Сам Вячеслав Анатольевич после преобразования летного училища продолжил работать в Актюбинском Высшем военном авиационном училище старшим преподавателем на кафедре « Безопасность полетов и организация летной работы».

40 лет назад    
– В 1974 году в степи за городом началось строительство нового здания в четыре этажа. Горожане даже и не догадывались, что это будет летное училище. Соответствующий приказ о строительстве в Актюбинске Высшего летного училища гражданской авиации был подписан министром гражданской авиации Борисом Бугаевым. Первый набор курсантов состоялся в 1975 году, – начинает свой рассказ Вячеслав Сухоносов.
К занятиям приступили 1 сентября. Преподавателей приглашали со всего Советского Союза. Многие из них – молодые выпускники авиационных вузов. Для специалистов в тот же год начали строить под неустанным контролем обкома КПСС ведомственные дома и общежития. А первое время их распределяли на квартирах из городского фонда.
– Пилотов набирали из всех летных училищ Союза: Сасовского, Бугурусланского, Краснокутского, Омского. Некоторых из них пригласили из производственных подразделений. Костяк составляли пилоты с опытом работы в училищах, а остальные были выпускниками средних летных училищ гражданской авиации, – вспоминает рассказчик.
Первые пилоты-инструкторы прибыли в летное училище в апреле 1976 года.
Первым командиром отряда был  А.М. Мурзак, его замом – В. Сырвачев, штурман отряда – В. Михов, а также Ю. Синявский, А. Сидоров, С. Агеев, С. Гришаев, А. Тралков, В. Цыпляев, В. Кособрюхов.
– К сожалению, многие имена пилотов я со временем позабыл, – добавляет Сухоносов.
Первые самолеты ЯК-18 Т появились в училище летом 1976 года. Тогда же инструкторы стали готовиться к полетам.
– Лето 1976 года выдалось жарким, – продолжает рассказ собеседник. – Тяжело было всем, начиная от техников и заканчивая работниками аэродромной службы. Аэродром в районе села Хлебодаровка представлял собой ровное поле. В последний раз он  использовался как взлетное поле в 1953-1960 годах. И с того времени его не касались шасси самолетов. Мы заново устанавливали конуса для обозначения летной полосы, все впадины и неровности аэродрома закапывали вручную. Донимали норы сусликов, этой живности на аэродроме было множество. Во время работ находили наконечники стрел. От солнечного зноя скрывались под тентами, в палатках же из-за невыносимой жары находиться было невозможно. Однажды, копая яму, наткнулись на древнюю могилу, в которой была похоронена женщина, пришлось вызывать работников краеведческого музея. Вот так начиналась летная практика в АВЛУГА.
Но тяга к небу оказалась сильнее всех невзгод, полеты выполнялись без летных происшествий, будущие пилоты-инструкторы овладевали техникой пилотирования, высшим пилотажем, чтобы потом передавать свои знания курсантам, в это время заканчивающим первый курс теории.
– Полеты в те годы выполнялись круглогодично. Намного сложнее было летать зимой. Все вокруг бело, нет четких ориентиров, но и в этих условиях молодые ребята оказались на высоте, не было ни одного происшествия во время зимних полетов, – замечает Вячеслав Анатольевич.
Пока пилоты готовились к выполнению полетов, теорию курсантам преподавали профессор Э. Брудный, кандидат технических наук Поляков, молодые педагоги: В. Удод, О. Коженков, Косачевский, Н. Юша, А. Вяткин и другие.
Овладев основами аэродинамики, навигации, изучив конструкции самолета и двигателя, курсанты готовились к полетам с весны 1977 года. Одновременно с ними готовилась к полетам и группа курсантов из Венгерской Народной Республики. Прежде они полгода изучали русский язык, затем постигали теорию и летное мастерство, также раскладывали старт под руководством дежурного командира, ходили в стартовый наряд.
Первым начальником летного училища был Михаил Митяшин. До этого он руководил Якутским управлением гражданской авиации. Это был добродушный, с богатым жизненным опытом человек, под его руководством училище стало оазисом в степи. Курсанты привозили редкие породы деревьев из всех городов и весей нашей тогда необъятной Родины. Саженцы высаживались на территории училища. Сад цвел и плодоносил. Каждое утро Михаил Ильич обходил училище, контролировал стройку, сад. Всем запомнилось его отеческое отношение к курсантам и работникам училища. Его уже нет с нами, светлая ему память. Замом по науке был Борис Яковлевич Кудряшов, направленный в Актюбинское училище из Киевского института. Огромную роль в становлении училища сыграл и первый ЗНУ (заместитель начальника училища) по летной подготовке Л. Чатковский, который своей энергией заряжал и нас. Казалось, он был везде: и на стройке, и в АТБ, и на полетах одновременно.

Потому, потому  что мы пилоты
Полеты в 1977 году начались одновременно на двух аэродромах: «Хлебодаровка» и «Нагорный». Аэродром «Нагорный» на следующий год пришлось перенести подальше от поселка с одноименным названием из-за жалоб сельчан. Школьники сбегали с уроков на аэродром наблюдать за полетами, – поясняет Вячеслав Анатольевич.
Патриотизм зашкаливал, сделать училище передовым и лучшим в стране хотели все без исключения. Сырвачев командовал изготовлением наглядных пособий для проведения наземной подготовки. Все, кто имел возможность, заказывали макеты наглядных пособий на заводах «Актюбрентген» и «Химпласт». Все это делалось на общественных началах и за счет собственных средств. Каждый стремился внести свою лепту в становление первого в СССР Высшего летного училища.
В 1979 году появились первые ЯК-40 – мечта любого пилота. Из Актюбинского авиапредприятия, тогда это был 153 Л, пришли первые командиры: В. Семенюк, В. Шпорт, В. Данник, В. Лосев, В. Титов, Ю. Ан. Им предстояло вводить в строй летный состав на самолет ЯК-40. За все время эксплуатации самолетов ЯК-40 произошло единственное серьезное летное происшествие в Енисейске при выполнении самостоятельного полета курсантом, но обошлось без жертв. Летали с курсантами в Украине, Киргизии, Азербайджане, Туркмении, Узбекистане, Белоруссии, РСФСР.
Выпускники летного училища и сегодня бороздят пространства в Америке, Канаде, Германии, Австралии, занимают руководящие должности на авиационных предприятиях в разных точках мира. Летая на ИЛах, боингах, аэробусах по всему миру, выпускники АВЛУГА несут на крыльях своих самолетов славу нашей авиации, славу своего училища, которому в 2015 году исполнилось бы 40 лет. Я думаю, каждый из них помнит, что закончил первое в Советском Союзе Высшее летное училище, помнит своих преподавателей и своего пилота-инструктора, давшего ему путевку в небо.

Справка АВ
За годы своего существования из АВЛУГА выпустилось более пяти тысяч специалистов, среди них казахстанский космонавт Талгат Мусабаев. Мусабаев окончил училище в 1993 году и получил диплом инженера-пилота. Позже, в ноябре 2013 года, Председателю Национального космического агентства Республики Казахстан Талгату Мусабаеву присвоено академическое звание Почетный профессор Военного института сил воздушной обороны ВС РК.

 

ВИСВО сегодня

В 1992 году Актюбинскому Высшему летному училищу гражданской авиации присвоено имя дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Талгата Якубековича Бегельдинова. В 1994 году при АВЛУГА был создан военный факультет ВВС. Позже, два года спустя, летное училище было преобразовано в Актюбинское Высшее военное авиационное училище имени дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Т. Я. Бегельдинова. А в 2003 году училище получило статус Военного института сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т. Я. Бегельдинова.
– Мы встали на другие рельсы. В стране возникла необходимость в специалистах военной авиации. Их и стали готовить на базе летного училища. В корне изменились система и принципы преподавания. Курсанты стали принимать присягу, – рассказывает заместитель начальника ВИСВО по воспитательно-идеологической работе, подполковник Куанышбай Берекебаев.
Первый выпуск курсантов АВВАУ состоялся 22 августа 1998 года. На столь значимое для страны событие – вручение дипломов – приехал Глава государства Нурсултан Назарбаев. С тех пор в стенах военного учебного заведения подготовлено более 1 700 офицеров.
Учебно-материальная база вуза укомплектовалась с годами. Сейчас здесь работает коллектив высококвалифицированных специалистов из числа профессорско-преподавательского, летно-инструкторского, инженерно-технического составов. С 2014 года начальником института назначен полковник Марат Ботин.
Курсанты фронтовой авиации проходят обучение на МИ-8 МТ – вертолете ближней тактической поддержки сухопутных войск, самолетах АН-26, ЯК-18Т и АН-39. С 2005 года в учебно-воспитательном процессе курсантов используется музей самолетов под открытым небом, созданный на территории института.
На основании Договора коллективной безопасности и международного сотрудничества в стенах ВИСВО проходят обучение курсанты из Кыргызстана и Таджикистана. Сейчас их более 70. Помимо этого, также по договору студенты из Казахстана получают знания по военной авиации в стенах вузов Турции, Китая и России.
– Сложность конструкции современных боевых самолетов и вертолетов требует от военного летчика глубоких инженерных знаний. Поэтому будущих летчиков обучают в институте не только пилотированию, самолетовождению, ведению воздушного боя и бомбометанию, но и умению грамотно эксплуатировать все системы летательных аппаратов. Выпускники Военного института сил воздушной обороны ныне проходят службу во всех авиационных частях Республики Казахстан, – заключает Куанышбай Берекебаев.
Офицеры ВИСВО широко востребованы в государственных ведомствах и проходят военную службу в рядах Вооруженных Сил Казахстана, авиационных частях пограничных войск Комитета национальной безопасности, специальных подразделениях Министерства внутренних дел и Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Айжан ШАУКУЛОВА

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель