Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

С днем рождения, «Эврика»!

В календаре 20 мая — обычный день. Разве что метрологи мира отметят свой профессиональный праздник, подняв бокалы за единство системы измерений. Да в России отпразднуют День Волги, а в Камеруне поднимут флаги в честь Дня единства и патриотизма. Но все это обойдет стороной наш Актобе, потому что главным праздником станет чествование любимой многими газеты «Эврика». 20 мая популярному изданию исполнится 20 лет.

Накануне празднования второй круглой даты мы встретились с главным редактором «Эврики» Виктором Гербером. Памятуя о том, что наши коллеги позиционируют издание как «газету для хороших людей», мы все же решили уточнить:

— Что представляет собой ваша целевая аудитория?

— Судя по результатам исследований компании TNS Gallup Media, проводящей опросы актюбинской читательской аудитории несколько последних лет подряд, возраст наших читателей – 35-45 лет. «Эврику» читают состоявшиеся люди, имеющие стабильный заработок, высшее образование. Востребованы мы также в среде студентов и пенсионеров.

— Возможно, не всем по карману газета в 64 страницы?

— Может быть, не спорю. В этом плане отдельное «спасибо» надо сказать «Казпочте», оценившей стоимость своих услуг по подписке дороже стоимости самой газеты.

— Двадцать лет «Эврика» является одной из самых читаемых газет в области. Легко ли завоевать место под солнцем?

— Чтобы удержаться на плаву, надо просто печатать то, что приходится по душе читателю, стараясь при этом сохранить свое лицо. А место под солнцем у нас, как и у всех печатных изданий, постепенно отвоевывают электронные СМИ. Интернет здорово подкосил газетный рынок, сейчас для выхода в сеть даже не требуется компьютер. Конкуренция, конечно, неравная, интернет доступнее, скоростнее.

— И все же люди продолжают читать газеты…

— Я думаю, что наше поколение и люди старшего возраста больше верят печатному слову, нежели тетеньке из телевизора или тинэйджеру под непонятным ником. Из советского прошлого мы знаем: газеты не врут. Именно поэтому у нас еще остались читатели. Помните, в фильме «Москва слезам не верит» есть фраза: «…со временем не будет ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — одно сплошное телевидение». Тем не менее, сегодня у нас остались и театры, и кино, и газеты.

— Но ведь по сравнению с интернет-новостями у печатных изданий есть и свои плюсы. Например, читать можно лежа на диване…

— …и за столом, и в автобусе, и, простите, сидя на унитазе. Да, можно отложить газету, вернуться к ней позже. Хотя в этом есть и свой минус — если в телевизионной новости журналист допустит неточность, она промелькнет в эфире и уже через две минуты забудется. А наши архивы хранятся годами, открыл страницу – и вот он, твой ляп. Как говорится, что написано пером…

 

У нас нет голой критики

— Открыв недавно сайт вашей газеты, я обнаружила, что он в очередной раз поменял дизайн. Иногда вы кардинально меняете и верстку газетных полос. Зачем?

— Чтобы не приесться читателю. В этих переменах нет какой-то периодичности, просто время от времени мы стараемся внести новизну.

— А что остается постоянным?

— Объективность, взвешенность, достоверность. В отличие от некоторых других местных газет мы не работаем на публику, у нас нет понтов, мы менее крикливые, менее желтые. И стараемся держать эту планку на достойном уровне.

— Раньше «Эврика» выходила по пятницам, теперь – по средам. Это было сделано в пику конкурентам?

— По большому счету еженедельная газета должна выходить по пятницам. Будучи уверенным в этом, я лично предложил сместить день выхода на два дня раньше. Если честно, то мы сделали это, чтобы удержать тираж. Во-первых, мы опережаем ближайших конкурентов. Это плюс, даже несмотря на то, что порой наши новости «слизываются» один в один другими изданиями. Во-вторых, мы получаем дополнительное время на реализацию газет. В-третьих, это подстегивает журналистов, ведь мы первые выдаем самые актуальные новости.

— Нередко публикации в вашей газете приправлены едкой критикой и остротой. Какова реакция на такие статьи?

— Реакция бывает как негативной, так и положительной. Звонят не только со стороны организаций, фигурантов материалов, но и актюбинцы, предлагающие свою помощь нуждающимся. Бывало, нас по судам таскали, штрафовали лично меня и редакцию. Нередко раздаются окрики со стороны пресс-служб учреждений и компаний. Но мы продолжаем делать свою работу. Два свежих примера. 7 мая мы писали о ветеране войны Петре Черном. Дедушке 90 лет, прикован к постели. Попросил он городской отдел занятости выдать ему инвалидную коляску. Не навсегда, всего на два часа, на 9 мая. Соцслужба ответила: «Ты, дедушка, не инвалид, тебе не положено». Мы позвонили в городской совет ветеранов Александру Прихно. «У нас не госпиталь, такие вопросы не решаем», — ответил он. Не успел выйти номер, в 9 утра позвонили три женщины.

— Из отдела занятости? Из акимата?

— Читательницы. Говорят: «У меня коляска есть инвалидная, в упаковке еще. Мужу купила, а он умер. Скажите, куда привезти». Из собеса позвонили позже. «Зачем вы написали, мы уже едем, везем дедушке коляску». Вы бы видели, как 9 Мая, на параде Победы радовался Петр Михайлович! Второй пример – очередное ЧП в ВИСВО. О том, что контрактник был до смерти избит, мы узнали во вторник, в восемь часов вечера. В девять я должен был сдавать номер в типографию, но мы остановили работу, ждали, пока будет готов материал. Трудно сказать, откуда мне только ни звонили с требованием не писать об этом. Но мы сделали по-своему. Так готовится почти каждый номер. Это наша работа – информировать. Дать читателю пищу для размышлений или даже заставить: думай дальше сам.

— По количеству обращений читателей можно судить о популярности газеты. Часто ли вам звонят, пишут, приходят? С какими вопросами чаще всего обращаются?

— И звонят, и пишут, и приходят. Чаще всего – по личным вопросам: где моя квартира, дачный участок, корова? В последние месяцы было столько подобных звонков, что мы разразились редакционной колонкой с призывом: ребята, решайте свои проблемы сами. Мы подключимся, если это социальные или трудноразрешимые вопросы. Но в конце концов мы не бюро добрых услуг. На втором месте – проблемы благоустройства города. Помнится, в год 10-летия газеты мы организовали прямую линию с журналистами «Эврики». Первый позвонивший сказал: «У нас во дворе большая лужа, приедьте, осушите». Таких звонков у нас навалом.

— На сайте вашей газеты есть постоянная рубрика «Голосование». В этот раз вы предлагаете опрос: «Я читаю «Эврику» потому, что в ней нет: а) изображений голых женщин; б) критики властей только ради критики; в) высосанных из пальца глупостей; г) дешевых понтов журналистов; д) откровенной заказухи от владельцев газеты; е) проплаченных наездов на людей». Всего этого на самом деле нет в «Эврике»?

— Нет. Было время, когда газеты выживали за счет изображений едва ли не порнографического характера. Сейчас этого нет. Критиковать акимат только за то, что он акимат? Зачем? Там тоже выполняют свою работу. Мы никогда не раздуваем сенсацию из пустяка. Что значит «дешевые понты журналистов»? Я считаю, что сегодня журналистика наводнена людьми, выдающими на-гора много-много буковок, лишенных смысла. Нередко встречаются даже не казусы, не ляпы, а откровенное вранье. Наверняка у нас тоже есть упущения, но, надеюсь, не в таком объеме. Мы не пишем заказные, тем более проплаченные материалы.

 

О главном…

— Виктор Викторович, с каким опытом вы вступили в должность главного редактора?

— По образованию я историк. Так что в 1994 году с почти нулевым опытом стал работать сначала исполнительным редактором, потом менеджером по распространению, коммерческим директором, главным редактором газеты «Эврика». С 2005 по 2007-й годы возглавлял «Актюбинский вестник». Затем вновь вернулся сюда.

— Чем отличается работа в редакции коммерческого СМИ от работы в областном издании?

— В «Вестнике» мне приходилось чаще доставать шашку и махать ею, как Чапаев. Первое время набивал шишки, спасибо Муапиху Талиевичу и Жубанышу Сулейменовичу (соответственно Баранкулову и Байгуринову. – Ред.) за поддержку в те годы. Здесь свою точку зрения я отстаиваю только перед одним человеком, а не перед различными ведомствами и управлениями.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать журналист?

— Главное – не врать. Ну и быть хоть немного грамотным. С этим сейчас напряженка.

— Чего, по вашему мнению, недостает сегодня актюбинским печатным изданиям?

— Профессионализма. Десятки нынешних журналистов и в подметки не годятся тем, кто работал в газетах «Коммунизм жолы» и «Путь к коммунизму».

— Будучи главным редактором, вы нередко сами ходите на мероприятия и пишете материалы. Когда вы все успеваете? Много ли у вас свободного времени?

— Свободного времени практически нет. А пишу, чтобы всегда быть в форме, чтобы не засидеться и не обрасти мхом.

— Как вы называете жанр, в котором анализируете события, происходящие в мире? Вам интересно писать рассуждения о выдающихся личностях?

— Нет, просто ручку расписываю (смеется). Конечно, интересно, не зря же я историк. Не знаю, хорошо это или плохо. На самом деле я не умею делать газету. Делаю ее по наитию, как могу. Получается ли, судить читателю, ради которого, собственно, мы и работаем.

 

 

Самые-самые

— Самый лучший социальный материал?

— Таких много. Ну, хотя бы история патронатной семьи Мусиных.

— Самый большой тираж?

— 34 тысячи экземпляров. Причем, это реально продаваемый тираж.

— Самый прямолинейный журналист?

— Таким был Виктор Родионов. Ему было глубоко (дальше поставим запикивание) на высокопоставленное мнение. Безумно грамотный, начитанный, очень добрый. С его уходом словно частичка сердца была вы-рвана из газеты. Мы учредили премию имени Виктора Родионова, приятно, что первым ее получил заместитель главного редактора «АВ» Мирал Джармухамбетов.

— Самый интересный розыгрыш?

— Первоапрельская шутка про купюру в 10 тенге. Придумал ее бывший главный редактор Георгий Лория. «Эврика» пустила слух, будто бы англичане по ошибке сделали на купюре защитную металлическую полоску из сплава золота и платины. И теперь 10 тенге можно обменять на 100 долларов. Шум поднялся неимоверный, люди ринулись в банки, требуя обмена. Позже по российскому каналу сообщили, что французские СМИ упрекнули англичан за их «ошибку». Вот такой всемирный резонанс получился.

— Самая выигрышная фотография?

— Одна из запомнившихся – вручение подвесок «Алтын алқа». Старенькая бабушка целует руку чиновнице, этот момент и был заснят фотокором «Эврики». Снимок появился на страницах республиканских газет, власть имущие на меня ополчились. Но президент медиа-холдинга «РИКА» Наталья Бандровская отстояла нашу позицию.

— Самые звездные герои «Эврики»?

— Космонавт Георгий Гречко, артисты Фарух Закиров, Надежда Кадышева, Филипп Киркоров, Ингрид и многие другие.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"