Садись,«пять»!

В Кенсахаринской средней школе сегодня трудится пять молодых педагогов. Одна из них – учитель казахского языка и литературы Улдай Тапаева. Ее ученики показывают отличные результаты на уровне республики.
Окончив с отличием Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова, Улдай Тапаева приехала в район по программе «С дипломом – в село». Горожанку не испугали трудности, с которыми сталкиваются молодые учителя в сельской местности. К тому же на помощь пришли старшие коллеги.
– Молодой специалист должен быть сегодня многогранным и мобильным. Необходимо иметь чувство урока, знать, как построить занятие, чтобы никто не скучал. Ведь нынешние дети очень активные. Им доступны интернет, смартфоны, их внимание невозможно удержать темой, лишенной новизны, свежести. Ребята должны с желанием идти в школу. А учителю нужно знать свой предмет и уметь мастерски донести знания до каждого ученика, – говорит Улдай Амангельдиевна.
Важным в профессии учителя является способность найти общий язык со своими учениками. По словам педагога, учитель может оказаться другом в тяжелые времена для подростка. Доверительное общение, как правило, становится залогом хорошей успеваемости. А значит, высоким баллом по ЕНТ.
– Все мои ученики, сдававшие тесты на Едином национальном тестировании, набрали по государственному языку и литературе максимально 100 баллов и поступили в университеты по гранту, – делится достижениями молодой филолог. – Считаю, что учитель обязан быть тонким психологом. У меня пока нет классного руководства, но я всегда вижу, с каким настроением ученик пришел на мой урок. Стремлюсь сделать так, чтобы для него время не прошло зря, чтобы после звонка он покинул класс воодушевленным, получив новые знания по предмету.
Улдай Тапаева отмечает, что профессия педагога интересная и творческая. К тому же в наши дни труд учителя намного облегчает наличие в школах современной техники. Теперь материалы к уроку готовятся в электронном виде, все чаще практикуется проведение уроков в режиме онлайн.
– Мой принцип работы – быть активной и первой достигать поставленные задачи. Еще когда сама была школьницей, а потом студенткой, стремилась везде участвовать, занимала призовые места на областных конкурсах. Приступив к работе, решила, что мои ученики должны отличиться на уровне страны. И вот в прошлом учебном году Лейла Амангельдина завоевала Гран-при в Петропавловске на конкурсе «Мағжан оқулары». Айнаш Саликова заняла второе место в Семее в «Абай оқулары», – рассказывает педагог. – Своих учеников всегда прошу: «Не бросайте меня на полпути, и я вас не брошу». Убеждаю ребят, что начатое дело нужно доводить до конца. Да, бывает трудно готовиться, участвовать в конкурсе, но надо преодолеть середину, а там обязательно дойдешь до финала.
Учительница и мама трех дочек убеждена, что каждый ребенок – это личность со своим мнением и образовательными потребностями. Кто-то на уроке получает лишь базовые знания, а те, кому нужно больше, рассчитывают на весомый объем домашнего самостоятельного и дополнительного обучения.
– Я не использую факультативы, чтобы подготовить детей к участию в конкурсе. На уроке использую новые приемы совместно с современными технологиями. Таким образом мы с учениками досконально разбираем сложные темы по лексикологии, синтаксису и другим разделам языка, – продолжает Улдай Тапаева. – Еще один момент – это беспрерывное образование. Учитель – это тот, кто постоянно стремится к новым знаниям, новым открытиям. Мой девиз: научить детей всему, что знаю сама. При этом зачастую не только учитель дает знания детям, но и сами ребята могут озвучить интересные данные, проинформировать о неожиданных открытиях, которые происходят в мире. На мой взгляд, такой синтез учителя и ученика – самый лучший вариант взаимодействия. Еще нужно помнить, что учитель – представитель интеллигенции. И вести себя следует просто, воспитанно, иметь аккуратный внешний вид.
Молодой учитель не видит особой разницы между школой сельской и городской. Если человек творческий, нет разницы, где реализовывать свои задумки и идеи. При желании можно добиться высоких результатов как в городе, так и в глубинке.
– Дети везде одинаковые. Возможно, в селе они более воспитанные, уважают старших и традиции. Внимательно слушают учителя. Как правило, классы малокомплектные. Если на занятиях семь учеников, то я всех успеваю опросить, и каждый покажет свой результат. В городских школах при наполняемости в классах 30 человек это сделать трудно. Потому молодым специалистам лучше начинать работать в селе. Тут вы наберетесь бесценного опыта, – дает совет Улдай Амангельдиевна. – Да и заработная плата здесь выше, учитывая сельский коэффициент, подъемное пособие. А благодаря льготному кредиту можно решить жилищный вопрос. К примеру, мы с мужем уже купили в Кенсахаре частный дом.
Супруг нашей собеседницы Исламгали Балмуханов по специальности тоже учитель казахского языка и литературы. В прошлом году, приняв участие в проекте «Zhas Project» и госпрограмме «Дорожная карта бизнеса-2020», выиграл государственные гранты. Сейчас ставит на рельсы семейный бизнес, основанный на столярном цехе по выпуску национальной мебели, бытовой утвари, сувенирной продукции. Супруги, каждый в своем направлении, учат окружающих любить и ценить богатую культуру казахского народа.
Елена ОНИСЬКОВА,
Мартукский район