Сакральные места Степи

Мавзолей Абат-Байтак, каменные палаты торговых рядов знаменитой ярмарки «Кокжар», мечети и мавзолеи легендарных духовных проповедников. Это лишь небольшая часть святых для казахстанцев мест, которые посетили члены экспедиции «Аманат».

В нашем регионе почти на каждом шагу можно встретить памятники былых веков, объекты культурного наследия. Поэтому одной из целей экспедиции «Атамекен», организованной республиканской газетой «Егемен Қазақстан» и посвященной 30-летию Независимости, стала популяризация туристических маршрутов по сакральным местам региона.
Один из маршрутов охватывал Кобдинский, Уилский и Темирский районы. В экспедицию, кроме корреспондентов республиканских и областных СМИ, вошли общественный деятель, известный краевед Бекарыстан Мырзабаев, представитель регионального центра «Рухани жаңғыру» Куат Абилкайыр.

Кобда – родина батыров

Кобда – малая родина легендарной дочери казахского народа Алии Молдагуловой. На этой земле жили и сражались за свободу легендарный Кобыланды батыр, Абат батыр, Сапура Матенкызы, Исатай Тайманов.
Бекарыстан Мырзабаев отметил, что турмаршрут по кобдинской земле объединяет несколько исторических мест.
– Это поселок Булак, где родилась и выросла Герой Советского Союза Алия Молдагулова, мечеть Шакен ишана, мавзолей древнего зодчества Абат-Байтак, мемориальный комплекс Кобыланды батыра, – перечислил краевед.
Первым историко-культурным объектом, на котором побывали члены экспедиции, стала мечеть Шакена (Шаймердена) ишана, расположенная вблизи автотрассы. Она привлекает внимание особенным архитектурным стилем.
– Ее исключительность в том, что такая каменная кладка встречается довольно редко в казахских мечетях, – объясняет Бекарыстан Мырзабаев. – Здание построено в начале ХХ века по волжским прототипам из природного камня. Со временем она разрушилась, стоит вопрос о ее восстановлении и реконструкции.
Здесь же, недалеко от мечети, покоятся близкие родственники, потомки Шакена Ишана.
Члены экспедиции побывали в областном центре патриотического воспитания имени Алии Молдагуловой. Он располагается в одноименном поселке. Здесь их встретила директор центра Багдаш Тукенова.
– Центр открыт на базе бывшего Дома культуры в 2005 году к 80-летию Алии Молдагуловой, – пояснила она.
Став на время экскурсоводом, Багдаш Тукенова ознакомила журналистов с расположенными в двухэтажном комплексе спортзалом, учебным кабинетом. На втором этаже действует музей, в котором собрано более четырех тысяч экспонатов.
Побывали члены экспедиции и в селе Булак, где местный предприниматель Жолдас Суйин на свои средства начал строительство небольшого дома-музея Алии. Он находится рядом с тем местом, где когда-то стояла землянка, в которой родилась и выросла Алия.

Легенды и версии памятника

Это место, как утверждают здешние жители, обладает особой магической силой. Наверное потому, что здесь, на территории нескольких квадратных километров, находятся десятки древних захоронений. Сотни курганов-могильников, культовых памятников, кулпытасов, и каждый – непрочитанная страница степной богатой истории и культуры кочевников. Больше всего поражает воображение единственный сохранившийся на территории Западного Казахстана мавзолей Абат Байтак, воздвигнутый в XIV-XV веках. Мавзолей построен из жженого красного кирпича. Размер каждого из них — 26 на 26 см, толщина – 6 см. Такая технология, как отмечают ученые, использовалась в Иране в Х веке. Мавзолей имел четырехгранную верхнюю часть с куполом, которая со временем была полуразрушена.
О версиях происхождения названия мавзолея Абат-Байтак рассказал Бекарыстан Мырзабаев:
– Существует предание о том, что это строение над могилой Абата, сына известного степного философа Асана Кайгы. Поэтому сооружение датируется XIV-XV веками. Как гласит легенда, Абат трагически погиб здесь, в урочище Бескопа, когда по поручению отца искал хорошие, привольные места для перекочевки. Он был сброшен верблюдицей Желмая и разбился. Мавзолей построили в кратчайшие сроки всем миром. Отсюда и вторая часть названия – «байтак», что означает «широкий».
Но существуют и другие предания. К примеру, востоковед, этнограф Галина Пугаченкова озвучила в свое время версию, что в этом месте захоронен потомок Чингисхана – внучатый племянник хана Батыя – Байтак аулие вместе с супругой. О существовании Байтак аулие сказано и в записях российских исследователей XIX века. Упоминается об этом в фольклорных произведениях про Асана Кайгы.
Некоторые исследователи уверены, что Абат-Байтак является лишь частью огромного комплекса. В пользу этой версии говорит тот факт, что он окружен большим количеством захоронений более позднего периода, с хорошо сохранившимися стелами высочайшего камнерезного искусства.
В 1979 году этот объект был внесен в список историко-культурных памятников республиканского значения.

Край лесов и народных целителей

Уилский район славится не только рукотворным лесом, раскинувшимся посредине степи, но и памятниками истории, архитектуры.
Один из таких объектов – старинные строения торговых рядов Кокжарской ярмарки. Сюда, начиная со второй половины XIX века, два раза в год, весной и осенью, собирались караваны с товарами со всего света. Торговала купеческая знать из Англии, России, шли караваны из Индии, Ирана, Турции, стран Средней Азии.
Каменные торговые ряды разрушились лишь по вине людей, настолько крепко и прочно были построены кирпичные лавки для торговцев. Ряды лавок с до сих пор сохранившимися коваными железными петлями ворот дошли до наших времен в первозданном виде.
Фундамент первых рядов был заложен в момент строительства у реки Уил российского укрепления в начале 1860-х. Огромная площадь свободно вмещала до нескольких десятков тысяч голов скота. Здесь степняки могли посредством меновой торговли приобрести мануфактуру, чай, сахар, посуду и многое другое, взамен предлагая купцам ценные по тем временам верблюжью, овечью шерсть, шкуры, козий пух, ковры, кожу. Объем товарооборота составлял свыше миллиона рублей. Всего по России в те времена крупными считались 13 ярмарок, Кокжарская была девятой по счету.
В начале ХХ века в Уиле начали строить каменные дома, появились улицы, магазины, больница. Сегодня из купеческих усадеб сохранился лишь дом купца Красавина. Внешний облик такой же, как в прежние годы, виден необычный стиль кладки кирпичей. Во дворе в первозданном виде находится здание склада.
Еще одной исторической достопримечательностью Уила является мечеть, которая, как считают ученые, была построена в те же годы, что и Кокжарская ярмарка.
Притягательным для туристов является выросший посреди степи рукотворный лес Баркан. Его протяженность составляет почти 30 километров, общая площадь – 32 тысячи гектаров.
Массовая посадка саженцев, которые доставлялись из Оренбурга, началась еще в 1873 году. Первые деревца посадили офицеры местного военного гарнизона, высаживались здесь и плодовые растения.
А в селе Каратал, рядом с Карасу, где родился знаменитый просовод Шыганак Берсиев, журналисты посетили дом, в котором жил известный лекарь-сыныкшы Карабалаулы Сулеймен аулие. Советской властью он был заключен на 10 лет, после возвращения стал лечить людей.
В Карасу члены экспедиции посетили мавзолей легендарного просовода, в голодные времена спасшего целый аул от голодной смерти.

Просветитель

В Темирском районе журналисты посетили одно из святых для актюбинцев мест – мечеть Досжана хазрета. Досжан Кашак­улы начал религиозно-просветительскую деятельность в 17 лет. Трижды совершил паломничество в Мекку. Боролся за сохранение веры, учил степной народ жить по-новому, участвовал в создании родословной казахов – шежіре. Построил мечеть в местности под названием Кайнар, комплекс с мечетью «Ишан ата» в долине реки Уил, где бесплатно учил грамоте детей бедных степняков. Он был одним из духовных лидеров степного края.
Досжан ишан скончался в 1890 году в возрасте 75 лет, похоронен в местечке Шийлису, рядом с возведенной им мечетью «Ишан ата». Сейчас религиозный комплекс вошел в список сакральных мест страны.
В строительстве мечети были использованы кирпичи из чия с добавлением кобыльего молока и костей скота. Длина объекта – 28 метров, ширина – 11, высота – 5 метров, в нем было шесть комнат. Археологами в результате сканирования георадаром подземных слоев под мечетью были выявлены небольшой тоннель и подземное помещение, қылует («қылует» с арабского «хулуатун», означает «оставаться одному»), молельня ишана. На резном куполе была изображена луна. Рядом сооружен минарет для азана, действовали медресе на 150 мест и гостиница. Здесь в свое время было возведено не менее 40 строений. В общей сложности комплекс имел 10 гектаров земли, Досжан ишан вместе с учениками сеял зерновые, сажал сады и огороды, а осенью продавал плоды землякам.

Санат РАШ
Все фото автора

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель