Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Синяя птица столицы

байтерек-1_reswm

Астана немыслима без ее главного бренда — монумента Байтерек. Говорим Байтерек («Дерево жизни») — подразумеваем Астана, говорим Астана — сразу представляется Байтерек. А ведь этого символа новой столицы Казахстана могло и не быть. Вот как о том живописует Президент страны Нурсултан Назарбаев в книге «В сердце Евразии».

«Одним из главных и, пожалуй, одним из самых любимых персонажей казахских народных сказок был и, несомненно, остается батыр Ер-Тостик. Помните, как Ер-Тостик, преодолев все мыслимые и немыслимые преграды, попал в подземное царство и оказался перед огромным деревом, символизирующим начало жизни?
Согласно тюркским легендам, именно на вершине этого древа мифическая Синяя птица Самрук приносила одно золотое яйцо, дающее жизнь всему живому и символизирующее саму жизнь. Но, как и времена года, жизнь, рожденная Великой птицей, постоянно замирала — каждый раз, когда из яйца появлялся на свет птенец, по стволу огромного дерева наверх заползала огромная змея-дракон, которая съедала беззащитного новорожденного. Батыр Ер-Тостик направил свою стрелу прямо в сердце дракона и убил его. Благодарная птица помогла Ер-Тостику выбраться из подземелья на поверхность земли…
Как это обычно бывает, в сказках не приводятся точные размеры подобного рода объектов. И тем более, не всегда из них можно узнать контуры сказочных форм и предметов. Но в жизни случается и так, что фантазии становятся реальностью, и такая состоявшаяся реальность требует абсолютной точности в размерах и формах.
Мысль о том, что новой столице просто необходим некий знаковый символ, нечто такое, что отличало бы Астану от других столиц, пришла почти одновременно с решением о переносе административного центра столицы на Левобережье.
Различных предложений по этому поводу возникло в свое время достаточно много. Интересный проект предложил Зураб Церетели. По его замыслу, символ Астаны должен был представляться в виде огромной арки высотой 200 метров, на самой вершине которой необходимо было установить фигуру «золотого воина». Предложение, конечно, выглядело заманчивым. Но следовало учитывать, что нечто подобное уже установлено на площади Республики в Алматы, а повторяться и дублировать символы мне лично очень не хотелось.
Арабские специалисты предложили построить шпиль высотой под 200 метров, у подножия которого располагалось бы огромное сооружение в виде юрты. И так далее.
Каждый раз, рассматривая новый эскиз и мысленно представляя себе, как это будет выглядеть на деле, я в конце концов говорил себе: «Не то…»
Хотелось бы чего-то оригинального и в то же время достаточно простого по смыслу. Что именно должно стать символом новой столицы? Какой именно объект должен был бы обладать такой уникальностью, которая подчеркивала бы наш национальный колорит и была бы понятной каждому, увидевшему его? Мысленно я построил очень много образов, в основном опираясь на личный опыт и прочитанное по культуре, истории и мифологии Великой Степи. Мало-помалу, после сотен мысленных зарисовок и образов я в конце концов остановился на символике Байтерека. Некогда прочитанная сказка о Ер-Тостике возымела свое действие. Я на скорую руку сделал зарисовку примерных контуров Байтерека. После того, как более-менее отчетливо в буквальном смысле мне удалось «обрисовать» свой замысел, я отдал свой рисунок на строгий суд Союза архитекторов.
Идея понравилась, и группа архитекторов, что называется, с жаром принялась за работу. В конце концов профессионалы сделали свое дело: впереди оказались эскизы четко прочерченных контуров Байтерека, выполненные настолько профессионально, что казалось — это фотография уже построенного объекта».
Президент признается, «что в основе выбора той или иной архитектурной конструкции лежали и экономические причины. Практически все зарубежные проекты стоили несколько десятков миллионов долларов. Тот же проект Церетели оценивался в 60 миллионов долларов. Наш же собственный проект Байтерек, — пишет он, — обошелся нам «всего» в пять миллионов долларов, и эти деньги — подарок инвесткомпании «ССС». При этом он гораздо ближе нам по духу и смыслу.
Итак, что строить и что будет символом новой столицы, стало понятно. И этот будущий символ устраивал всех участников — именно в Байтереке наиболее органично отражены художественные традиции Степи, культура древнего Казахстана и философские концепции, заложенные в самой идее древа, плодами которого выступает сама жизнь. Теперь наступило время подготовки самого проекта всего комплекса, который получил рабочее название «Астана-Байтерек».
Так на Левом берегу, в самом центре будущей административной Астаны, вознесся в небо когда-то фантастический, а ныне самый что ни на есть настоящий Байтерек. И самое замечательное в этом новом объекте — что все в нем, начиная от силуэта и заканчивая геометрическими размерами —  предельно символично».
Высота Байтерека составляет ровно 97 метров. Это число, как подчеркивает Президент, совпадает с последними цифрами года, когда была перенесена столица из Алматы в Астану, а именно — 1997 год. Должен заметить, — пишет он, — что наш Байтерек является уникальным и не имеет аналогов в мире. К примеру, существуют несколько городов, которые имеют архитектурный опыт установки подобных шаров на высоту. Так, в Эмиратах подобный стеклянный шар поднят на высоту 56 метров, в Италии — на 20 метров. Сравните это с нашими 97 метрами…
Помню, на презентации, посвященной открытию Байтерека, тысячи разноцветных шаров буквально взмыли в небо, символизируя вечное стремление Байтерека к прекрасному и возвышенному.
Вообще этот день, день открытия Байтерека, стал одним из самых памятных дней, связанных с вводом новых объектов в новой столице. Уже тогда необычность и нестандартность нового огромного строения в виде распущенной кроны дерева, на котором висит позолоченный шар, наводили на мысль о том, что Байтерек станет не просто украшением города, а его символом или даже талисманом».
Сегодня Байтерек стал настоящим символом новой столицы. На экранах телевизоров, на страницах газет и журналов, на плакатах и билбордах — всюду можно увидеть ставший привычным нам силуэт Байтерека. Став символом столицы, Байтерек стал и одной из самых посещаемых ее достопримечательностей.
«Байтерек привлекает своей изысканной красотой и архитектурной грацией, — делится с нами своим впечатлением Президент страны. — Почти стометровая ажурная стела, переливающаяся в лучах подсветки из почти пятисот оттенков. Особое зрелище представляет собой золотой шар из трехслойных пластин, установленный на самой вершине Байтерека, который имеет площадь остекленения почти в 1,5 тысячи квадратных метров. Примечательно, что накануне открытия монумента Байтерек этот шар до ослепительного блеска тщательно вычищали несколько альпинистов — настолько высоко над землей он вознесся.
Итак, Байтерек, органично сплетенный из металла, стекла и железобетона, состоялся и радует глаз всех жителей Астаны (и не только. — Ред.), достигая своим солнечным отражением практически каждую его точку.
Как я уже говорил, высота этой замечательной пространственной конструкции составляет ровно 97 метров. Основной вход, к которому ведет ажурная железобетонная лестница, расположен на высоте 4,8 метра над землей.
От влаги «ствол» Байтерека защищает листовой материал весом без малого 85 тонн. Внутри, у основания башни, находится просторный холл, в котором расположены два скоростных лифта и система инженерных помещений — трансформаторная подстанция, вентиляционная камера, электрощитовая, насосная подстанции и другие технические объекты, обеспечивающие бесперебойную работу всего огромного комплекса «Астана-Байтерек».
Сам золотой шар, диаметром 22 метра, расположен на высоте 76,9 метра. С архитектурной точки зрения, золотой шар представляет собой стержневую оболочку типа геодезического купола Фуллера (американский архитектор ХХ века. — Ред.).
Вес купола, остекленного специальными стеклопакетами, составляет почти 70 тонн, а площадь поверхности золотого шара равна 1,553 квадратным метрам. Внутри этого громадного шара находится панорамный зал, из которого открывается поистине сказочный вид на «старые» и «новые» пейзажи столицы. Золотой шар и основной вход в здание соединяются между собой так называемым стволом — металлической конструкцией весом ни много ни мало 695 тонн».
Георгий ОСАДЧИЙ

Колонка "Взгляд"