Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Скатертью дорога

Летом следующего года сдадут участок автодороги Актобе – граница Атырауской области от поселка Жаксымай Темирского района до соседнего региона. Сегодня интенсивно строится дорога от Кандыагаша до Жаксымая. Корреспондент «АВ» побывал на этом участке. Заказчик строительства вместе с подрядчиком подробно рассказал о новой магистрали второй технической категории.

Напомним, 60 км автодороги от Кандыагаша до Жаксымая по контракту строит компания из ЗКО ТОО «Uniserv». Предприятие в сфере строительства автодорог с 2000 года, и на сегодняшний день в его парке насчитывается почти полторы тысячи единиц техники и пять асфальтобетонных заводов. Вахтовый поселок находится неподалеку от Кандыагаша. Руководитель участка и заместитель генерального директора по производству ТОО Мурод Кадыров заверил: поселок отвечает всем требованиям мер безопасности. Здесь есть теплый душ, баня, прачечная и другие удобства.
– На участке задействовано около 180 работников, из них 50 – субпод­рядчики. Еще 50 человек привлечено из числа местного населения на сезонные работы. Привезли с собой 40 единиц современной спецтехники, два асфальтобетонных завода и лабораторию. Также приехали специалисты, работавшие на многих наших проектах. Производство налажено, материалы завозятся по графику, – говорит Мурод Кадыров.
В этом году по плану дорожники должны проложить 14 километров дороги, но намерены – 16,2. Как сообщил директор АФ АО «НК «КазАвтоЖол» Марат Махамбетов, для удобства населения уже пустили движение на 6 километрах, несмотря на то, что еще не положен последний слой асфальта и участок не принят госкомиссией.
— Хотя на сегодня построено 12 км, но на этом отрезке есть разрывы, куда укладываются водопропускные трубы. Где-то идет демонтаж старых. Взамен укладывают новые трубы по стандарту, чтобы они не подверглись коррозии при агрессивной среде. Делается все для того, чтобы машина не чувствовала на дороге трубы, – поясняют дорожники.
По их словам, старые сборные трубы без изоляции прослужили более полувека. Их водопропускная способность сохранилась, специалисты объясняют, что они проектировались с запасом прочности. Кстати, новые трубы изготовлены на актюбинском заводе ЖБИ «Стройдеталь».

Осторожно, корова!
Еще одно актюбинское ТОО – «Трансмостгрупп» – построит два моста и 19 искусственных сооружений. Сейчас предприятие занято строительством моста через реку Темир. По словам руководителя проекта, главного инженера ТОО Маргариты Сайдуалиевой, они возводят четырехпролетный мост. Забиты промежуточные и береговые опоры, а также выполнены другие подготовительные работы.
– После этого будем строить и другие мосты, но они небольшие. Поэтому начали с самого сложного, в районе населенных пунктов Темирмост и Сагашили. Да и дорожников не будем задерживать, – рассказывает инженер. – Прежний построен в 1967 году.
Новый мост планируется на 1,2 метра выше и шире, да и нагрузка будет увеличена. Правда, из-за сложной конструкции сдадут объект только в следующем году. Кстати, он выпрямит и направление дороги.
– Из 16,2 километра осталось 4, но по завершении установки искусственных сооружений сразу откроем дорогу, – говорит Марат Махамбетов.
Также возле населенных пунктов под дорогой предусмотрен скотопрогон размером 4 на 2,5 метра. По ним может проехать и легковая автомашина. Со слов дорожников стало известно, что в районе Карауылкельды строили скотопрогон по проекту, но по просьбе жителей подрядчики устанавливают еще два.
– Участились случаи ДТП из-за скота на дороге, и разъяснительная работа среди населения ведется по линии сельских акиматов, чтобы люди не выпускали животных в темное время суток. В некоторых местах будем устанавливать дорожные знаки, – говорит директор актюбинского филиала нацкомпании «КазАвтоЖол». – Помимо этого, люди просят остановочные павильоны устанавливать ближе к аулу. Вопрос рассматривается.

Слой, еще слой
Толщина прокладываемой дороги, начиная от земляной насыпи, составляет 63 см. Из них 22 см – дополнительный слой, когда идет грунт, замешанный цементом и специальной дорогостоящей стабилизирующей добавкой родзайм, завезенной из Германии. Для изготовления такого основания используется трактор ресайклер. Далее укладывается 19 см нижнего щебеночного слоя основания С4. Затем прокладывают 12 см высокопористого асфальтобетона и 10 см крупнозернистого пористого слоя. Плюс к этому уложат завершающий слой – 5 см щебеночно-мастичного асфальта (ЩМА). Как пояснили дорожники, ЩМА выполняет сразу две функции: во-первых, шероховатый слой выравнивает и улучшает сцепление шин автомобиля с дорожным полотном. Во-вторых, служит защитным слоем и не пускает воду в нижние слои полотна при осадках.
– В соцсетях шли разговоры, что иностранцы на своем участке прокладывают резиновый слой, а казахстанская компания обходится без него. Но работа финансируется за счет республиканского бюджета, поэтому проект и технологию мы не можем изменить. Главное — качество дороги не пострадает. Дорожники работают строго по сметной документации. Хотя тот же стабилизирующий слой тоже недешево стоит, – пояснил ситуацию заказчик строительства Марат Махамбетов.
Ширина дороги второй технической категории составит 9 метров вместо существующих 7,5 метра (третья категория). Обочина – 2,5 метра. Нагрузка была 8 тонн на ось, теперь – 10 тонн. Хотя при выезде из областного центра дорога будет первой категории, нагрузка – 13 тонн на ось. Скорость – 120 км/час.
[box type=»shadow» ]Одной цифрой
425 тысяч кубометров грунта в общей сложности требуется отсыпать в этом году на данном участке. Это 6 159 вагонов.[/box]
Спуски да подъемы
Еще одна особенность строительства дороги на данной местности в том, что дорожники выравнивают опасные участки. Здесь до этого было 10 спусков и подъемов, после выравнивания их стало меньше, а видимость по нормативам дорог второй категории составит 800-1 000 метров.
– Какие-то участки срезали, а где-то поднимали. Чтобы получить видимость, приходится на некоторых местах поднимать уровень дороги до четырех метров. Это все во избежание аварий и для безопасности водителей, – пояснил Марат Махамбетов. – После каждых 30 см насыпи слой грунта поливается водой и укатывается с соблюдением технологии.
По словам строителей, грунт для этого берется из близлежащих карьеров, на которых по завершении работ будет проведена биологическая и техническая рекультивации. Инертные материалы завозятся из Биршогыра, в среднем в сутки поступает по 9-10 полувагонов. А вот старый асфальт убирается с помощью фрезы и используется для временной объездной дороги.

Глаза и уши
За ходом строительства по заказу «КазАвтоЖол» зорко следит инженерная служба ТОО «ДжС Инжениринг». Шесть экспертов столичной фирмы ведут надзор за грунтом, трубами, мостами, объемом расходуемых материалов и другими параметрами. К примеру, термометром измеряется температура укладываемого горячего асфальта, который должен доставляться под температурой 140-150 градусов. На контроле также уклон дороги. Кроме того, делается геодезическая съемка. Расчеты всех инженеров, в том числе подрядчика и заказчика, должны совпасть.
– Это наши глаза и уши, – подчеркивает главный дорожник региона Марат Махамбетов. – Они не только контролируют весь процесс, но и солидарно подписывают акты выполненных работ. Вместе будем и отвечать за качество.
Современные лаборатории подрядной организации и технадзора ежедневно проверяют каждую выполненную работу. Кроме них, контроль ведется по линии Национального центра качества дорожных активов. Правда, их представители приезжают по графику, а проверку делают выборочно.
Строительство дороги на участке от Кандыагаша до Жаксымая должны завершить в 2021 году. Летом следующего года полностью сдадут участок от Жаксымая до границы с Атырауской областью, где подрядчиком выступает итальянско-азербайджанско-турецкий консорциум.
– Сейчас все машины в Атырау едут через Уральск, проезжая 1 000 км вместо 600 км. С вводом новой дороги интенсивность грузопотока увеличится. Думаем, увеличится и пассажиропоток, ведь на железной дороге всегда проблемы с билетами, поэтому можно запустить рейсовые автобусы. Мы в свою очередь готовы предоставить площадки для строительства объектов придорожного сервиса, – заключает беседу директор Актюбинского филиала «КазАвтоЖол» Марат Махамбетов.
Абат КАРАТАЕВ,
Мугалжарский район

Фото автора

Колонка "Взгляд"