Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Снегохода путь опасный

Скорость аэросаней одним кружит голову, других лишает жизни.

Февраль на казахском языке звучит как ақпан. Это месяц белоснежного снега и буранов. Действительно, в момент, когда набираю текст, за окном с неба не спеша, кружась, опускаются на сугробы новые снежинки. Это значит, что в предстоящие выходные горожане поспешат на природу, чтобы успеть еще раз насладиться катанием на санках с горок. С некоторых пор это удовольствие стало опасным, и многие на всякий случай будут озираться, не возникнут ли вдруг рядом аэросани.
В конце января казахстанцы были встревожены трагедией, случившейся в зоне отдыха «Тау», когда средь бела дня на группу людей наехал Lynx, которым управлял 16-летний парень. Как станет позже известно, несовершеннолетний без спроса сел за руль снегохода. В результате происшествия трагически скончалась 40-летняя мама троих детей, в больницу госпитализировали мужчину и пятерых несовершеннолетних с серьезными травмами головы, грудной клетки, переломами. По данному факту полицией начато расследование по статье 345 части 3 УК РК. Ожидается заключение судебно-медицинской экспертизы.
Данное ЧП породило в обществе множество вопросов. Кто пользуется снегоходами, отслеживает их маршруты движения и контролирует сферу применения? В первую очередь этот транспорт предназначен для отдыха или все же необходим для определенной сферы человеческой деятельности? Казалось бы, вопросы простые, но в поисках ответов на них пришлось изрядно поблуждать. Клубок начал раскручиваться, когда наткнулась на отдел механизации областного управления сельского хозяйства.
– Регистрация снегоходов находится в нашем ведении. Приказом министра сельского хозяйства РК от 30 марта 2015 года № 4-3/270 были утверждены Правила регистрации тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, специальных машин высокой проходимости. Пункт 9 главы 1 данных Правил включает в себя основные понятия: «специальные машины повышенной проходимости – квадроциклы с максимальной конструктивной скоростью пятьдесят и менее пятидесяти километров в час и снегоходы …». Регистрируют и ставят технику на учет в городских и районных отделах, там же владельцам, вне зависимости юридическое это лицо или физическое, выдается технический паспорт и государственный номер, – объяснил руководитель отдела Батырбек Шамилов.
В регионе на сегодня зарегистрировано 415 снегоходов. И хотя эта техника отнесена к сельскохозяйственной, основная масса владельцев приходится на областной центр.
– По состоянию на 1 февраля по городу Актобе зарегистрировано 270 единиц снегоходов. За физическими лицами числится 228, в собственности юридических лиц – 42 единицы, – уточнил главный специалист городского отдела сельского хозяйства Нурлан Жумабай.
Снегоходы регистрируются в соответствии со стандартом государственной услуги. В данном случае осмотр не предусмотрен, достаточно сведений, указанных в представленных документах.
– По правилам, технику, поступившую в собственность, необходимо зарегистрировать в течение 30 календарных дней. При этом в нашу компетенцию не входит наложение штрафов на незарегистрированную технику, принятие каких-либо мер, – добавил он.
Аграрии подсказали, что техника повышенной проходимости должна быть под контролем дорожной полиции, так как этот вид транспорта может пересекать дорогу или двигаться вдоль дорожного полотна и, значит, подпадает под Закон «О безопасности дорожного движения».
В аграрном секторе снегоходы чаще востребованы у тех, кто занимается коневодством, но более популярны они у любителей охоты и рыбалки, а также причастных к Иргизскому природному резервату. Потому было ценно услышать мнение председателя правления областного объединения Алексея Гогеля. На его взгляд, настоящие охотники и рыболовы не особо предпочитают такой транспорт, так как на нем в лес не заедешь и рыбачить с него не-
уместно, есть риск провалиться под лед.
– Истинный охотник предпочитает преследовать дичь на лыжах. Если не поспевает за ней, отказывается от затеи, давая животному шанс продлить жизнь. Иной подход у тех, кто живет по собственным законам, игнорируя старые заповеди. Такие, заметив дичь, начинают на транспорте преследовать ее, а это уже ближе к браконьерству. Вот на днях стало известно, что полиция задержала тех, кто отстрелял пять косуль. Егеря за такими не уследят, им проще сообщить о подобном факте в полицию. Егерь – негосударственный служащий, он безоружен. Если столкнется с вооруженными браконьерами, то отступит, жизнь дороже, – поделился размышлениями Алексей Алексеевич.
Также он заметил: чаще в подобных случаях выясняется, что обнаруженный снегоход не стоит на учете, не имеет регистрации. Потому в данной сфере нужна особая строгость, чтобы поставить заслон нарушениям.
Заместитель руководителя областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Куаныш Аязов также сделал акцент на том, что в курируемой сфере применение снегоходов не допускается.
– Нельзя на транспорте охотиться за волком, зайцем, сайгой. Некоторые умудряются стрелять сразу со снегохода. Буквально дней десять назад в Мартук выезжали наши сотрудники, там с применением снегохода убили пять косуль. Это вопиющий случай. Конечно, мы боремся с подобным явлением, хотя у нас нет такой дорогостоящей техники. Все же законодательство становится более требовательным, и сейчас такие орудия преступлений, в том числе джипы, конфискуют, передают в доход государства. Мы многое потеряли в плане культуры охоты, особенно этим грешит молодежь. С другой стороны, нельзя утверждать, что все владельцы снегоходов – браконьеры. Главное, чтобы они не нарушали закон, не допускали преднамеренного убийства животных, – отметил Куаныш Аязов.
Затронув тему несчастья, случившегося месяц назад, собеседник заметил, что в таких местах должны быть определены отдельные маршруты для отдыха на снегоходах. Опять-таки, законопослушный гражданин никогда не уступит руль своего транспорта человеку, не имеющему водительских прав.
Примечательно, что все собеседники едины в том, что кем бы ни был владелец снегохода, он обязан следовать букве закона. Как показывает реальность, в зоне его ответственности не только нечестная охота на животных, но и человеческая жизнь.

Жанат СИСЕКЕНОВА

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"