Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Сообща, а не разрозненно

Выдвигается идея создания единой Национальной ассоциации потребителей Казахстана.

Инициатива основана на международном опыте стран, где обязательное членство признается нормальным в их юрисдикциях. К примеру, в Германии более 30 общественных организаций объединены в единый союз потребителей, в котором работают квалифицированные эксперты по различным отраслям (торговля, финансы, страхование и т.д.), и это позволяет разрешать споры без участия государственных структур. Аналогичные институты эффективно работают в Сингапуре, Японии и Австрии. Их основная задача — лоббирование интересов потребителей при формировании и реализации законодательства.

В нашей стране зарегистрировано 112 общественных объединений потребителей, из них 47 осуществляют одновременно защиту как потребителей, так и предпринимателей, 65 действуют исключительно в интересах потребителей, из которых наиболее активны во взаимодействии с уполномоченным органом примерно 40.

Вместе с тем в общественных объединениях не выстроен отраслевой признак, нет узкой специализации и единого подхода в решении вопросов. Большинство из них работает разрозненно, зачастую препятствуя идеологии друг друга, что приводит к неэффективности взаимоотношений между госорганом и НПО.

Объединение общественных организаций в ассоциацию позволит переформатировать институт объединений по принципу от количества — к качеству, так как потребители хотят знать о степени надежности и серьезности НПО. На сегодня при общем росте численности регистрируемых в стране обществ по защите прав потребителей значительное количество организаций существует номинально, то есть на бумаге. Ассоциация обеспечит для всех НПО равные возможности, в том числе расположенных в сельских местностях, формируя справедливое гражданское общество. Позволит развить узкопрофильные направления в деятельности НПО по различным отраслям: торговля, финансы, медицина, туризм и так далее, минимизировать участие государства в разрешении потребительских споров.

Институт омбудсмена по защите прав потребителей был предложен для того, чтобы отслеживать деятельность госорганов по обеспечению должной защиты прав и законных интересов потребителей. Также он возьмет на себя роль спикера гражданского общества и представительские функции Национальной ассоциации. Его избрание будет осуществляться самим гражданским обществом. Важно отметить, что предложенные инициативы неоднократно обсуждались в четвертом квартале 2020 года рабочими группами, на конференции, Гражданском форуме. В результате бурных обсуждений обществом идеология в целом была поддержана, при этом выражены некоторые пожелания, которые МТИ планирует учесть.

Жумамурат АЛДАШЕВ, руководитель департамента по защите прав потребителей Актюбинской области

Иллюстрированное изображение из открытых интернет-источников

 

Колонка "Взгляд"