Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Споры разрешит медиация

Процент обращений предпринимателей за защитой своих прав растет из года в год. В деятельности предпринимателей часто возникают различные хозяйственные споры, которые не обходятся без судебного разбирательства, что влияет на их деловую репутацию. Из-за правовой неграмотности не все знают, что такие споры можно решить и без суда, с помощью медиатора.

Медиация – процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон. Медиатор – независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями закона.
Медиатор является третьей и нейтральной стороной, которая призвана помочь сторонам прийти к единому соглашению. Отличие медиатора от судьи заключается в том, что он может и призван принимать активное участие в переговорах с участниками конфликта, судья этого сделать не может, поскольку обязан придерживаться принципа невмешательства. Цель медиации — достижение оптимального варианта разрешения спора, устраивающего обе стороны, и снижение уровня конфликтности.
В повседневной жизни споры чаще всего возникают по вопросам задолженности одного предприятия перед другим. Например, заем, неустойка, залог, задаток, купля-продажа, аренда, обмен и многое другое.
Неисполнение обязательств второй стороной возникает из-за встречных претензий, и в конце концов между сторонами происходит конфликт. В данном случае для обращения в суд необходимо подготовить всю документацию по конкретному спору, оплатить госпошлину, нанять представителя, а также доказать все обстоятельства дела. Так как статья 72 ГПК РК гласит, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Нередки случаи неправильного оформления юридических документов между сторонами или отсутствия всей этой документации для обращения в суд. Процедура медиации призвана разрешить данный конфликт. При обращении за разрешением спора к медиатору его задача – устранить возникший конфликт и примирить обе стороны, не доводя дело до судебного разбирательства.
Медиация направлена не на выяснение того, кто прав, кто виноват, а на взаимовыгодный поиск решений. То есть две конфликтующие стороны до суда обращаются к профессиональному посреднику, который, выслушав их, предлагает оптимальное решение. Для этого медиатор должен обладать определенным набором знаний и умений в области права и психологии, а также такими качествами, как профессионализм, общение с людьми, уверенность, ответственность, владение ситуацией и своими эмоциями, умение вести переговоры, объективность, терпение, сдержанность.
Соглашение об урегулировании спора, достигнутое сторонами медиации, заключается в письменной форме и подписывается сторонами. Соглашение должно содержать данные о сторонах медиации, предмете спора, медиаторе, а также согласованные сторонами условия соглашения, способы и сроки их исполнения и последствия их неисполнения или ненадлежащего исполнения. Соглашение об урегулировании спора подлежит исполнению сторонами медиации добровольно в порядке и сроках, предусмотренных этим договором. В случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения  сторона медиации, нарушившая соглашение, несет ответственность в порядке, предусмотренном законами РК. Соглашение об урегулировании конфликта вступает в силу в день его подписания сторонами.
Большие плюсы медиации заключаются в низких финансовых издержках, а также в сокращении временных затрат и конфиденциальности.
Ляззат БИСЕНОВА,
судья специализированного межрайонного
экономического суда

Колонка "Взгляд"