Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Стальная независимость

Сегодня в стране формируется замкнутая в национальных границах железнодорожная сеть. Отрадно, что первая линия в независимом Казахстане была построена на территории Актюбинской области. Своими воспоминаниями о строительстве железной дороги Хромтау-Алтынсарино делится бывший руководитель подрядной организации, ныне ветеран труда Тыныштыкбай Ауесбаев.

 Умный вариант

На тот момент начальника управления капитального строительства АО «Қазақстан темір жолы» по Западному Казахстану пригласили возглавить специально созданный для этого хромтауский филиал АО «Желдорстрой» и поручили построить данный участок. Говоря о значении этой дороги, Тыныштыкбай Омарович заявляет, что она была самым умным вариантом для Казахстана. Если раньше актюбинцы добирались до столицы за трое суток, делая большой круг, притом несколько раз пересекая госграницу, то сейчас на простом поезде можно доехать до Астаны всего за сутки, а на фирменных поездах – и вовсе за 12-14 часов. Не забудем, что в то время не было и нынешней автомобильной дороги. В результате в ряде районов области люди оставляли свои обжитые места и устремлялись в город.

— В 2003 году люди топили свои печи ячменем, — рассказывает Тыныштык ага. – В октябре, когда прокладывали первые участки полотна, в селе Комсомольское прошел стихийный митинг. На нем собралось несколько тысяч человек, в том числе были и приехавшие из соседних аулов. Надо было видеть радость в глазах сельчан. Аксакалы сажали на тепловозы своих внуков и мазали их лбы мазутом. Был организован небольшой той, на котором люди окрестили новую ветку «дорогой жизни и надежды». Тем более что вдоль дороги строились 4 станции и 11 разъездов, и вследствие чего для эксплуатации и содержания дороги было трудоустроено около тысячи человек. В этом районе я был года два назад и узнал, что сейчас образовалась очередь за земельными участками для ИЖС.

 

Справились с успехом

Немало трудностей испытали сами строители в ходе строительства. Степь, казавшаяся на первый взгляд ровной, преподнесла сюрпризы. Рельеф прокладываемой дороги оказался не таким уж ровным. К примеру, в районе станции Жоса был подъем до 700 метров, а далее шла низина. Пришлось все выравнивать, проводя где-то взрывные работы, вырубая целые холмы.

— Еще тяжелее было работать зимой, — вспоминает застройщик. – К тому же в те годы у нас не было современной техники. Обходились старыми советскими тракторами. Были проблемы и со стройматериалами. Наши предприятия только начали запускаться заново и набирать обороты, и пришлось закупать в России не только шпалы и рельсы, но даже костыли и болты. Благо, не было проблем с финансированием, порой заказчик в лице Минтранскома платил подрядным организациям досрочно.

Кстати, недалеко от Хромтау дорога отклонилась от первоначального проекта на 18 километров из-за шахты «Молодежная» Донского ГОКа. Несмотря на все эти трудности, строители работу, рассчитанную на 5 лет, с успехом завершили за 2 года.

— Линию сдали 30 ноября 2004 года на станции Арка Костанайской области с участием Президента страны, — рассказывает собеседник. – Помню, мороз стоял 29 градусов, да плюс пронизывающий ветер. Глава государства по приезде сначала зашел в здание вокзала, где мы стояли, и только после этого в торжественной обстановке дал старт новой дороге. Когда Назарбаев бил в колокол, оповещая о ее запуске, из Костаная в Актауском направлении отправился состав с пшеницей, а из Караганды – со сталью. С запада навстречу выехал эшелон с хромом. Раньше для этого надо было делать круг через станцию Шу. В целом железная дорога Хромтау-Алтынсарино сократила путь до 600 километров. С вводом линии Шалкар-Бейнеу поезд, выехавший из Хоргоса, что на границе КНР, до Персидского залива сократил путь на 1 000 километров. До одних суток сократился путь из Актау в Астану. Все вкупе благотворно отразилось на себестоимости товаров.

И, конечно, от ввода новой линии выиграло местное население. Раньше все дороги в Казахстане были построены в направлении Москвы, и люди южных регионов не могли напрямую общаться с северянами. Из Актобе или Кызылорды в Караганду надо было ехать через ту же станцию Шу или Россию.

Помимо этого, вдоль железной дороги всегда начинается торговля. И теперь, продав ту же молочную и мясную продукцию путникам, сельчане могут улучшить благосостояние своих семей.

 

И снова в путь

В 2008 году Тыныштыкбай Ауесбаев вышел на заслуженный отдых. Но через год в октябре его снова вызвали в Астану, где руководство «Қазақстан темір жолы» поручило ему возглавить строительство железнодорожной линии от Узеня до госграницы с Туркменистаном, протяженностью 146 километров. Аксакалу тогда было 68 лет. 11 октября 2009 года на границе с Туркменистаном, на месте будущей тогда станции Болашак, строители забили первый колышек.

— Кругом была голая степь, и мы вначале ориентировались с помощью GPS, — говорит ветеран. – На протяжении всего пути не было ни одного населенного пункта.

По сравнению с Хромтау здесь уже была современная техника, да и стройматериалы в основном были свои. Трудность заключалась в климатических особенностях местности. Зимой стояли бесснежные сорокаградусные морозы с ветрами, а летом шкала термометра показывала плюс 50-55 градусов. По словам Тыныштыкбая Ауесбаева, днем не то что работать, даже на улицу невозможно было выйти. Поэтому им пришлось работать спозаранку и по вечерам.

— Металлоконструкции были горячими. Помимо этого, пыль стояла столбом, так что водители пользовались стеклоочистителями, — вспоминает те годы застройщик. – К тому же из-за песчаного рельефа мы укладывали через каждые 60-70 сантиметров геотекстиль и георешетку.

Всего в этом направлении было построено 3 станции и 5 разъездов. Сам объект был построен в 2011 году, но сдали его 11 мая 2012 года, на открытие приехали президенты Туркменистана и Казахстана. И буквально недавно, 3 декабря, уже с участием трех президентов — Казахстана, Туркменистана и Ирана — по дороге запустили первый поезд до Персидского залива. Если за год по этому маршруту доставлялось до 5 миллионов тонн груза, теперь эта цифра увеличится вдвое.

 

Награда герою

В советское время за свой труд Тыныштыкбай Ауесбаев был награжден двумя орденами — Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, а также несколькими медалями. За строительство дороги Хромтау – Алтынсарино он был отмечен орденом «Парасат», за линию в туркменском направлении – орденом «Барыс».

— Отец наказывал своим детям быть преданным одной работе. В молодости меня не раз приглашали в качестве инженера на другие предприятия, но отец советовал не менять место работы. Также он настаивал, чтобы труд приносил пользу семье, государству, обществу и окружающим. Думаю, наказ отца я выполнил сполна, — с гордостью отмечает Почетный железнодорожник СССР и Казахстана.

 

 

Отметили юбилей

По случаю десятилетия пуска в эксплуатацию железной дороги Хромтау-Алтынсарино в локомотивном депо на станции Айтеке би прошли праздничные мероприятия. На торжество были приглашены ветераны, работавшие в депо с первых дней, а также главный редактор районной газеты «Жаңалық жаршысы» Геннадий Стручков. Наш коллега рассказал собравшимся о поездке в составе районной делегации на станцию Арка в 2004 году, о том, как проходило открытие «дороги жизни», о встрече с Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым. О первых годах работы на железной дороге поделились воспоминаниями ветераны — братья Беркимбай и Бердибай Дуйсембаевы, а также Айнагуль Бирманова. В праздничной обстановке им были вручены подарки, а машинист Ержан Маметов получил ключи от служебной квартиры.

 

Подъездной путь

Спустя 2 года на территории Актюбинской области была запущена еще одна железнодорожная линия. На средства АО «СНПС-АМГ» была построена ветка Жем-Жанажол протяженностью 80 километров. Как сообщили в пресс-службе компании, за время эксплуатации данного участка перевезено более 1,2 миллиона тонн груза готовой продукции и выгружено 56 тысяч вагонов. Также перевезено около 1,2 миллиона пассажиров вахтового персонала. Только в 2014 году по новой ветке перевезено около 200 тысяч тонн сжиженного газа и более 33 тысяч тонн серы. Для чего было использовано 8 000 вагонов.

 

Событие года

В августе нынешнего года в Казахстане намного раньше намеченного срока досрочно введены в строй сразу две железнодорожные ветки — Жезказган-Бейнеу и Аркалык-Шубарколь. Их строительство началось в 2012 году, в нем было задействовано свыше 10 тысяч человек. А с вводом обеих железных дорог постоянной работой будут обеспечены 3 тысячи человек.

Президент страны назвал открытие магистралей важнейшим социально-экономическим событием года и отметил, что непосредственный эффект от новой дороги ощутят жители и предприятия Карагандинской, Мангистауской, Актюбинской, Кызылординской и Костанайской областей.

— Весь период независимости мы не прекращали, а наращивали железнодорожное строительство, — заявил тогда Нурсултан Назарбаев.

Кстати, в первый год эксплуатации по новой линии будут идти только грузовые поезда. Пассажирские поезда начнут курсировать после ее обкатки. Общая протяженность линии Жезказган-Бейнеу составляет 988 километров, в том числе участка Шалкар-Бейнеу — 471. Всего на пути от Шалкара до Бейнеу построят 7 станций и 13 разъездов, многие из которых появятся на пустом месте. Помимо этого, на окраине Шалкара появился рабочий городок железнодорожников. Там построены 33 двухквартирных дома, 3 малосемейных общежития на 18 семей, а также детский сад на 190 мест.

Абат КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"