Стоп автохлам

Утилизационный сбор — одна из самых обсуждаемых тем. После январской критики Главы государства лед тронулся. Функции оператора переданы из частных рук в государственные. Профильное министерство предложило ввести продажу отечественных автомобилей по льготным ставкам без первоначального взноса. Окончательный вид эта сфера приобретет к началу марта.

«По утильсбору мы приняли решение – все средства будут поступать государству. Теперь надо определиться с размером ставок – рабочая группа активно обсуждает этот вопрос. Сразу отмечу – утильсбор будет пересмотрен, но нужно избегать крайностей, нельзя выбрасывать на ветер деньги, потраченные на развитие автопрома и открывать свой рынок для откровенного импортного автохлама. Утилизационный или регистрационный сбор не самоцель. Главное – повысить доступность авто и сельхозтехники. Ожидаем соответствующей реакции от производителей и дистрибьюторов».
Президент Республики Казахстан К.К. Токаев

Из «Оператора РОП» – в «Жасыл Даму»

Через несколько дней после выступления Президента Токаева уполномоченный орган, а именно Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК, официально объявило о том, что функции по утильсбору передадут АО «Жасыл Даму». Из открытых источников известно, что акционерное общество создано десять лет назад путем реорганизации Казахского научно-исследовательского института экологии и климата Министерства охраны окружающей среды, работавшего с 1951 года.
Судя по относительно небольшим налоговым отчислениям, можно предположить, что «Жасыл Даму» – организация больше общественная. По крайней мере, обороты средств ТОО «Оператор РОП» ей и не снились. За пять лет своего существования товарищество аккумулировало на своих счетах около 700 миллиардов тенге.
Проходила также информация, что в «Жасыл Даму» находятся учредители прежнего оператора. Правда, впоследствии министерство эту информацию опровергло. Непонятным было также, на чей баланс будет передана техника и имущество «Оператора РОП». Однако в «Жасыл Даму» нам ответили, что в настоящее время Комитет госимущества и приватизации Министерства финансов РК проводит оценку имущества. По окончании аудита все активы прежнего оператора перейдут в «Жасыл Даму».

Сумма первичной регистрации автотранспорта в налоговых органах зависит от размера МРП и возраста автомобиля. В 2022 году: до 2 лет, включая год выпуска – 0,25 МРП (766 тенге); от 2 до 3 лет, включая год выпуска – 50 МРП (153 150 тенге); от 3 лет и выше, включая год выпуска – 500 МРП (1 531 500 тенге).

Насколько снизят ставки?

Но главный вопрос повестки дня – это, конечно, насколько существенно снизятся ставки утильсбора. По мнению абсолютного большинства автолюбителей, сейчас они слишком высокие. «АВ» уже писал в прошлом году, что за утилизационный сбор легковых автомобилей ТОО «Оператор РОП» взимает плату от 1 020 950 до 3 354 000 тенге, в зависимости от объема двигателя.
По мнению заинтересованной общественности, наиболее оптимальная ставка утилизационного сбора – 100-200 евро. Более того, известный блогер Санжар Бокаев уверен, что несистемна сама функция утильсбора. В Казахстане он становится барьером для ввоза автомобилей иностранного производства. В развитых странах назначение прямое – утилизация старых машин для минимизации ущерба окружающей среде.

Что с первичным налогом?

Еще один немаловажный вопрос – налог на первичную регистрацию автомобиля. Здесь ставки доходили до полутора миллионов тенге, что, в принципе, сопоставимо с размером утильсбора.
– Все это вкупе и есть заградительный барьер для ввоза так называемого автохлама. Но данный механизм только способствовал стремительному старению нашего автопарка, – считает председатель Союза независимого автобизнеса РК Берик Заиров.
В управлении государственных доходов по городу Актобе пояснили, что налоговые ставки на первичную регистрацию автомобилей выросли только согласно дифференциации МРП. Иными словами, налог на «первичку» строго привязан к месячному расчетному показателю, который в 2022-м, по сравнению с прошлым годом, увеличился на 146 тенге (3 063 против 2 917 тенге).
– Ставки остались прежними, – сказал руководитель отдела УГД Бекболат Бексултанов.

Машины без первоначального взноса

Неделю назад вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Марат Карабаев заявил, что Правительство изучает вопрос о внедрении автокредитования без первоначального взноса.
– После передачи полномочий и активов от ТОО «Оператор РОП» в АО «Жасыл даму» Правительство изучает возможность направления аккумулированных средств на возобновление программы льготного автокредитования, пользовавшейся высокой популярностью у граждан, – сообщил заместитель министра.
По его словам, прорабатывается возможность покупки автомобиля без первоначального взноса по ставке не выше четырех процентов годовых в тенге. Кроме того, Карабаев сказал о разработке программы по выдаче ваучеров на покупку автомобилей отечественного производства со скидкой.
Перечень и содержание всех льготных программ будут изучать рабочие группы с участием экспертов и общественности, которые начнут заседания в ближайшее время.
Мы объехали несколько автомобильных салонов и убедились, что новых машин в наличии практически нет. К примеру, в ТОО «Запказ-Авто», владеющего правами на продажу автомобилей «Шевроле», очередь остановилась еще в ноябре.
– К сожалению, в данный момент машин нет. Очередь, состоящая из более чем двухсот человек, закрылась еще 18 ноября. Тех, кто обратился позже, можем поставить в лист ожидания. При этом клиентов мы ничем не обязываем, договора не заключаем и первоначальный взнос не берем. Сколько это продлится, сказать не могу. Наверное, как только вся эта ситуация наладится, – сказала администратор «Шевроле центра» Мира Айтжанова.
Что касается цен, то приходится констатировать немало фактов обвинений общественности в недобросовестности автодилеров. В ажиотажный период они буквально навязывают покупателям машины полной комплектации, со всякими «допами» по максимальным расценкам. Правда, по словам Миры Айтжановой, цены на реализуемые ими автомобили повысились в среднем на 200 тысяч тенге.

Миллион за рухлядь

На территории нашей области колесит свыше 135 тысяч легковых автомобилей (в Актобе – почти 90 тысяч), из которых более 13 тысяч имеют зарубежные номера. При этом средний возраст их приблизился к 20 годам.
Мониторинг цен на специализированных сайтах, авторынке показывает, что за последнее время они существенно выросли. Подорожал даже так называемый автохлам. В ежедневной продаже стоит не менее двух тысяч железных коней российского производства. Машины из соседней страны до 2010 года выпуска еще можно найти по приемлемым ценам, а все, что свыше этого, дороже вдвойне. Видавшая виды четырнадцатая с полумиллионным пробегом (ВАЗ-2114) стоит от миллиона тенге. За новые ВАЗовские модели вроде «Ларгуса» или «Весты» (начиная от 2018 года выпуска) владельцы просят от шести до девяти миллионов тенге.
Разумеется, выросли цены и на технику всемирных брендов. Например, «Тойоту» класса седан можно купить в среднем за четыре миллиона тенге. Речь идет о машинах до 2010 года выпуска. Более или менее свежие автомобили, да еще и на отечественном учете, стоят в два раза дороже. Ну, а стоимость новых джипов исчисляется десятками миллионов тенге.
Некоторые актюбинцы продолжают пригонять автомобили из других стран ЕАЭС, в основном из России.
– Механизм перегона незамысловат: находишь там родственника или надежного знакомого, оформляешь машину на него, на месте страхуешь, проходишь техосмотр и, пожалуйста, катайся на здоровье, – говорит оптовый продавец автозапчастей Алексей Мишин. – Главное, чтобы машина не числилась в розыске.
Аналогичное мнение выразил и автоперегонщик Артур Давыдов. Он считает, что один из главных принципов Евразийского экономического союза – свобода передвижения товаров, капиталов, услуг, людей. Лазейка заключается в том, что, исходя из этого принципа, каждый житель ЕАЭС имеет право беспрепятственно перемещать машины внутри объединения:
– Лучший способ – это зарегистрировать автомобиль на доверенное лицо с местным паспортом, получить от него генеральную доверенность, там же пройти техосмотр и оформить страховку уже в стране пребывания. В нашем случае – в Казахстане, – утверждает Давыдов.
Правда, по словам перегонщика, есть одна деталь – каждое такое авто по истечении года эксплуатации обязано покинуть Казахстан на 30 суток. Затем вся это процедура повторяется. Удобно ли это автовладельцам, решать им.

Не верить слухам?

В Казахстане имеется несколько крупных автомобильных заводов. «Азия Авто» в Усть-Каменогорске (приостановил работу), «СарыАркаАвтопром» в Костанае, и с недавнего времени «Хюндай» в Алматы. Каждый из них должен получать компенсацию за утильсбор. За пять лет своего существования «Оператор РОП» собрал 700 миллиардов тенге, или около полутора миллиардов долларов. Значительная часть этих средств, а именно 75 миллиардов тенге (около 172 миллионов долларов США), ушла автопроизводителям в качестве мер стимулирования отрасли.
Некоторые специалисты, говоря об отечественной автомобильной промышленности, выражают скепсис. Бокаев утверждает, что автомобильная промышленность РК стимулируется искусственным образом, а настоящего производства нет.
Впрочем, точку в этом в вопросе поставил Глава государства. На днях на заседании Правительства он поручил проверить подобные заявления:
– В социальных сетях постоянно муссируется информация о том, что большинство казахстанских автомобилей приходят практически в готовом виде, как говорится, остается лишь прикрутить колеса. Здесь видится значительная доля преувеличения. Причем цель такого преувеличения понятна. Во всяком случае, надо выяснить, насколько такие утверждения соответствуют реальности. После этого стоит принять меры.

Вместо послесловия

Премьер-министр РК Алихан Смаилов, докладывая Главе государства, заявил, что ставки утильсбора с автотранспорта и сельхозтехники пересматриваются в сторону существенного уменьшения. Кроме того, на льготное автокредитование (покупка автомобилей экономкласса) будет направлено более 100 миллиардов тенге. Правда, насколько конкретно снизятся ставки, будет известно ближе к концу февраля. Тем не менее можно смело констатировать, что перемены в этой сфере наступили.
В любом случае давно пришла пора что-то с этим делать. Оставайся ситуация прежней, то и без того стремительно стареющий парк наших автомобилей уже в обозримом будущем выглядел бы чудовищно расслоенным на кучку элитных марок с одной стороны и огромную массу чадящей по всей стране авторухляди с другой. Не хочется, чтобы городской пейзаж в сюжетах зарубежных новостей о Казахстане напоминал беднейшие страны африканского континента, где много автомобилей 70-80-х годов выпуска. Но у них, в отличие от нас, старье хотя бы мировых брендов.

Как должен измениться утилизационный сбор?

На этот вопрос отвечают актюбинские автолюбители.

Арсен КАРАГУЛОВ:

– Я хочу высказаться по вопросу, который почему-то мало затрагивается в обществе. Выплаты по утильсбору необходимо повысить, потому что в городе много старых и очень старых машин. Уверен, если при сдаче авто на утилизацию платить адекватно или давать ваучеры с хорошей скидкой на покупку новой машины, то людей это заинтересовало бы. Ведь они ездят на таких машинах не по доброй воле. При ввозе машин из-за рубежа утильсбор нужно, конечно, снижать. Не у всех есть возможность платить по три миллиона тенге. При ввозе необходимо ограничение по возрасту автомобиля. Предлагаю разрешить ввозить в Казахстан транспортные средства не ранее 2010 года выпуска и каждый год индексировать этот показатель.

Сергей ИВАНОВ:

– Сейчас ставки крайне высокие. Мое мнение: утильсбор должен оплачивать конечный владелец. Считаю, что объективный предел суммы на легковой автомобиль – миллион тенге. Вы сами видите, что человек не может купить нормальную машину из-за искусственных барьеров. И потом: на что тратятся деньги, полученные от утильсбора, непонятно.

Лиза КУРМАНАЛИНА:

– Ставки на утилизационный сбор неоправданно дороги. Нормальная сумма – 150-200 тысяч тенге – примерная зарплата казахстанца. Такие расценки вполне приемлемы. Чтобы избавиться от автохлама, нужно усиливать конкуренцию и делать доступными отечественные автомобили. Тогда и цены снизятся. Хорошо, что я свою машину успела поставить на казахстанский учет.

Азат АКПАНОВ:

– Однозначно, нужно снижать ставки утильсбора. Надо помочь избавиться от захламленного авторынка. Сейчас объективно у людей нет возможности купить хороший автомобиль. Свежие из-за рубежа по причине высоких ставок утильсбора не завезешь, а отечественные недоступны по цене, да и нет их в наличии.

Ольга ШИРКЕВИЧ:

– Согласна с тем, что нужно снижать ставки по утильсбору. Если это реально произойдет, то есть снизят не на сто тысяч тенге, формально, для отвода глаз, а по-настоящему, люди пойдут сдавать машины в утиль и покупать новые. Правда, чтобы покупать новые, их необходимо откуда-то брать. Сами мы вроде особо не производим, а ввозить из-за границы сложно. То, что ездит по нашим дорогам сейчас, и автохламом не назовешь. Развалюхи! Это же еще вопросы экологии. Что касается суммы, то верхняя планка не должна превышать миллиона тенге.

Жанболат РЫСМАГАМБЕТОВ:

– Чем мы лучше той же Японии, где сумма утильсбора ниже в 80 раз? Нужно радикальными путями бороться с автохламом, снижать цены, делая автомобили доступными. На сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Я несколько лет назад продал «Тойота Прадо» за 4,5 миллиона тенге. Через три года она стоит 10 миллионов, а новее машина не стала! Нынешний мой «Фольксваген Пассат» автоматически относится к автохламу, но что мне делать, если нет возможности купить другое авто? Передвигаться ведь на чем-то надо.

Над Главной темой работал Асхат КАЛЖАНОВ
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

 

..............................................................®За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель................................................................