Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Стратег Басибек Байготанулы

%d0%b1%d0%b8%d1%82%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2-2_reswm

В дни тяжелых испытаний наши предки черпали силы и вдохновение у родной земли.
Об этом хочу рассказать на примере Басибека Байготанулы, оставившего заметный след в истории хобдинской земли.

Басибек Байготанулы — один из активистов национально-освободительной борьбы 1822-1840 годов под предводительством Жоламана Тленшиулы. Его имя встречается на страницах ряда документов Центрального государственного архива Республики Казахстан и государственного архива Оренбургской области Российской Федерации. Обнаружены свидетельства о его участии в походах, совершенных в 1822-1826 годах, на приграничную с Россией линию, а также в событиях 1837-1838 годов.
Имперская администрация признала Басибека Байготанулы — одного из руководителей повстанцев, имевшего большой авторитет среди соплеменников, в качестве военного полководца и стратега. Так, в 1822 году, когда восстание впервые было возглавлено централизованно и получило систематизированную организацию, Басибек Байготанулы уже числился в его руководящем составе.
Один из документов Оренбургской администрации, сохранившийся в государственном архиве нашей страны, свидетельствует, что 5 января 1822 года хан Младшего жуза Шергазы направил на аулы рода табын, располагавшиеся близ русской линии, несколько султанов и биев. Наряду с ними приставом Младшего жуза ротмистром Карсаковым послан и конфидент Долгоаршинов с целью провести переговоры о возврате уведенных с русской линии пленных и лошадей. В аулах рода табын их  встретили с недовольством, назвав «предавшимися русским», и открыто заявили об отказе.
Мало того, прозвучала угроза с наступлением весны начать войну с русским правительством. Встревоженный этой вестью ротмистр Карсаков, «дабы выяснить дотошно все об этом, в феврале того же года вновь послал в аулы Долгоаршинова». В своем рапорте от 7 марта Долгоаршинов назвал среди «особенно проявляющих недовольство политикой российского правительства, отобравшего земли вдоль Илека и установившего линию, а также среди тех, кто призывал на борьбу против этого, и имя Басибека Байготанулы из подрода сармантак рода табын».
29 октября 1822 года Жоламан Тленшиулы направил предупреждение следующему приставу казахов младшего жуза полковнику Горихвостову о том, что «в связи со строительством укреплений на левом берегу Яика, где обитали казахи, и отъема у них земель, они будут вынуждены совершать вооруженные набеги на русские линии».
Под этим письмом вслед за Жоламаном батыром приложили свою тамгу бии — Кулмагамбет, Баймагамбет, Есенбай, батыры — Жаналы, Куттыбас, Туктибай, Арал, Басибек Байготанулы и другие.
В одном из документов Оренбургского архива говорится, что Басибек Байготанулы в июне 1823 года сражался в рядах сарбазов, противостоявших направленному в казахские степи карательному отряду под командованием полковника Берга. 13-14 июня у реки Шынгырлау подразделение из 408 солдат под началом Милорадовича было взято в окружение тысячей сарбазов-табынцев.
Активно участвовал Басибек Байготанулы и во второй части восстания под предводительством Жоламана Тленшилуы в период с 1837 по 1840 годы. Летом 1837 года жителей аулов активно агитировали уйти из-под подданства России и переселиться в сторону Хивы. Судя по архивным данным, в числе более сорока человек, распространявших такой призыв, был и Басибек Байготанулы.
Нынешнее поколение должно знать, что среди тех, кто противостоял колониальной зависимости казахов, стремился к независимости, был и наш предок Басибек Байготанулы.
Благородное дело отца в последующем продолжил его сын Садакай. Он участвовал в совете, организованном одним из местных биев Мунайтпасом Ботенбекулы, накануне крупного восстания в Западном Казахстане против введенных российским правительством в 1869 году «новых положений».
В архивных документах записано, что в этом масштабном совете, проведенном в Бескопинской долине у берегов Большой Хобды примерно 12-15 января 1869 года, участвовали около пятисот биев и аксакалов из аулов, расположенных вдоль берегов Хобды и Илека. В их числе был и Садакай.

Бии из народа
Из школьной программы мы немного осведомлены о бытовавшем в казахском обществе институте биев, но о том, что были они и среди наших предков, знают, к сожалению, немногие. В ходе знакомства с архивными материалами часто встречались данные о таких людях, всплывали некоторые биографические материалы о неизвестных доселе нашим землякам исторических деятелях. Рад возможности рассказать о двух из них.
Конырау Тышканбайулы — один из биев хобдинской земли. С 1851 по 1859 годы он являлся бием в аулах, располагавшихся между реками Кызылшан и Терсаккан. В 1859 году в связи с состоянием здоровья по собственному желанию оставил эту должность. В том же году «за честную и добросовестную службу» был представлен к награждению серебряной медалью, но Оренбургская администрация вручила ему похвальную грамоту. В 1868 году был вновь представлен к серебряной печати, но удостоен был лишь похвальной грамоты. Возможно, на достойном поощрении его персоны сказалось участие в январе 1869 года в совете, организованном Мунайтпасом Ботенбекулы в Бескопе у берегов великой Хобды.
Оразбай Басибекулы с 1872 по 1877 годы исполнял должность судебного бия аула № 3 Хобдинской волости. В списке небольших аулов Хобдинской волости за 1896 год указано, что аул «Конырау располагается у Великой Хобды. Состоит аул всего из 40 домов, в его составе были 125 мужчин и 118 женщин. Находился аул в административном подчинении аула № 3 Хобдинской волости».
Должность управителя  волости — судебного бия, решающего местные распри, позже назвали народный бий. Его точно так же, как и аульного старшину, выбирали на три года. Оразбай Басибекулы избирался народным бием подряд на два срока, то есть на шесть лет.

Степные просветители
В ХІХ веке наши предки с почтением относились к народным традициям, к вопросам духовности и религии, много внимания уделяли распространению благочестия. В связи с этим мы посчитали уместным привести в нашей статье и сведения о местных духовных деятелях.
Один из них — хазрет Жумагул Байшуакулы был известным духовным служителем на землях Великой Хобды. По народной истории — шежире, духовное образование он получил в Бухаре. Держал мечеть и медресе. В списке школ (медресе) при мечетях отмечено, что с 1889 по 1895 годы в Тургайской области в местечке Кызылшан аула № 3 Хобдинской волости имеется школа Жумагула Байшуак-улы.
В 1906 году в голосовании на выборах депутатов в І Думу России было дозволено допустить из каждой казахской волости по два человека. Даже этих людей волостные отбирали путем выборов. Из Хобдинской волости права голосовать за кандидатов в Российскую Думу получили известные хазреты Жумагул Байшуакулы и Бекмагамбет (Бекпан) Кенбайулы. В документах выборов, состоявшихся 2 мая 1906 года, указано, что Жумагул хазрету 48 лет.
В списке мечетей Актюбинского уезда 1914-1915 годов указана мечеть Жумагула хазрета в урочище Кызылшан аула № 3 Тамдинской волости. Однако культовое здание указано как молитвенный дом. Отметим, что Тамдинская волость отделилась от Хобдинской волости в 1914 году. Жумагул Байшуак-улы прожил 76 лет. Привлекло наше внимание в ходе знакомства с архивными материалами и следующее обстоятельство — алаш-ординец Ескендир Копжасаров был осужден решением тройки на 5 лет сталинских лагерей.
Основным поводом для репрессий послужило его знакомство с Мустафой Шокаем. Ескендир Копжасаров вместе с Жумагул хазретом в тридцатые годы гостил в доме моего деда Нургали Битикова. В ту пору моему деду было двадцать восемь лет.
Сын Жумагула Сагидолла учился сначала в Бухаре, затем в Уфе. Имел духовное звание ишан-хазрет. Держал мечеть-медресе в Култабане, где обучал детей. Хотелось бы подчеркнуть, что ученик Жумагул хазрета Каримберген Саркулулы имел звание  хазрета. Он обучался в Бухаре, держал мечеть и учил детей в Утешсае.
* * *
Древние говорили: «Не бывает у народа светлого будущего, если не помнит он своего прошлого». Каждый  человек рано или поздно обращается к своим истокам, пытается восстановить генеалогическое древо. Я благодарен судьбе, что еще живы наши аксакалы, которые помогли воскресить и осмыслить былое хобдинской земли.
Особую признательность выражаю моим друзьям — профессору, доктору исторических наук Рахыму Бекназарову и научному сотруднику института истории и этнологии имени
Ш. Валиханова в Алматы Нуржану Жетпысбаю. Огромная благодарность моим землякам за помощь при создании данной публикации. Желаю процветания и благоденствия нашему краю!

%d0%bf%d0%b0%d0%bc%d1%8f%d1%82%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b8-%d0%b7%d0%b5%d0%bc%d0%bb%d0%b8-%d1%85%d0%be%d0%b1%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9_reswm
Исламгали БИТИК

Колонка "Взгляд"