Жалантос бахадур — выдающийся полководец

%d0%b6%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d0%bd-%d1%82%d0%be%d1%81-%d0%b1%d0%b0%d1%85%d0%b0%d0%b4%d1%83%d1%80_reswm

Имя его навсегда осталось в народной памяти. Полководец Жалантос бахадур жил в 1576-1656 годы. Он из племени Торткара. По шежире:  от Жанарыса — Алшын, от него Алим. От Алима — Торткара. От Торткара  —  Оразкельды, Ораз, Жаншукыр, Караш. От Ораза — Акпан, Токпан. От Токпана родился Сеиткул.

У Сеиткула было восемь сыновей. От старшей его жены Сары кемпир — Сеитимамбет, Толеш, Акша. От Акши — Байбек, от него — знаменитый Айтеке би.
От второй жены Сеиткула — Кара кемпир — Жалантос, Дуйсенбай, Матай, Туркмен, Коян. Их называли в народе «Восемь Сеиткулов». Получается, Айтеке би и Жалантос — дети одного отца, Сеиткула.
Абиш Кекилбаев в своем произведении «Айтеке би» сначала останавливается на Сеиткуле. Вчитаемся: «Сеиткул… Когда скончался четвертый предок Пресветлого Тауке, знаменитый Касымхан, взявший на долгое время бразды правления в свои руки, Шыгай Жадикулы в 1581 году со всем улусом покинул свою обитель в устье Сырдарии. Он откочевал к горам Нурата севернее Самарканда и увез с собой торткаринца  по имени Сеиткул». Это тот самый Сеиткул.
Самый знаменитый из восьми сыновей Сеиткула — Жалантос… В ту пору ему было всего пять лет. Будучи в Нурата, Жалантос приглянулся правившему казахскими улусами Бухары и Тамды Акназару, сыну Динмухаммеда. Тому самому Динмухамеду из «Абдул-ланамес» Хафиза Тыныша. Он продолжил политику отца своего Акназара, который сумел взять в свои руки власть в некоторых городах-государствах  нынешней Средней Азии.
Жалантос, похоже, попал в поле зрения Динмухаммеда. В этом, пожалуй, и  кроется глубокая суть того, что Жалантос  дорос до уровня главнокомандующего правителя в Бухаре, Самарканде и Герате. Как бы то ни было, Жалантос достиг такого могущества, что построил медресе Шер-Дор и Тилла-Кора, которые до сих пор поражают всех.
В статье доктора исторических наук, профессора Утеубая Кожакулы «Жалантос бахадур — последний тигр Азии» говорится о том, что он родился в 1576 году в семье Сеиткула хаджи, ставшего ханом. Происходил из простолюдинов. Говорят, его дальний предок Ораз хаджи был главным визирем и советником Хромого Тимура.
Как мы уже упомянули, Сеиткулу во второй половине XVI века из-за нависших над его народом бед и опасностей откочевал из нижнего устья Сырдарии в сторону гор Нурата. А беда шла от русского царя Ивана Грозного, сокрушившего в 1552 году город Казань, а в 1556 году  захватившего Астраханское ханство и уже подобравшегося к побережью Каспия. Все это вынудило Сеиткула хаджи и племена алшинов перебраться в подданство узбек-ского хана Абдуллы ІІ.
… Когда Жалантосу исполнилось пять лет, народ племени подвергся  засухе, лишениям и голоду. Отец его Сеиткул вместе с ханом Шыгаем выбрал для обитания близкую к Бухаре горную местность Нурата. Были две причины откочевки в ее предгорья. Первое — Шыгай хан специально позвал Сеиткула в Самарканд. Второе — Шахрух, опасаясь набега кызылбашей, предложил Сеиткулу быть подле него.
Исторические факты говорят о том, что в ту пору народом, населявшим окрестности Кызылкумов, Нураты, Тамды, правил  хан Динмухаммед. Жалантос с 12 лет служил этому хану. Он возглавлял учеников и молодежь в хан-ском дворце, обучал их военным играм. Общаясь с ханами и биями, участвовал в управлении страной.
В ту пору к ним присоединились кочевавшие в Кызылкумах аулы родов Алим, Алшин, Шомекей и другие. Казахи объединялись вокруг одного хана, во-первых, опасаясь внешних врагов, во-вторых, Сеиткул би и Жалантос батыр заботились о своем народе.
Жалантос провел  множество сражений. Во всех сумел проявить себя как талантливый полководец, бесстрашный батыр. Народ называл его Аталык бахадур, полководец. В войне против напавшего на узбек-ские земли в 1640 году калмыкского хана Батыра Жалантос бахадур командовал войском и одержал победу. В 1643 году на помощь войску хана Жангира, сражавшегося с напавшими на земли Семиречья калмыками и джунгарами, пришло из Самарканда 20-тысячное войско во главе с Жалантос батыром. Оно помогло наголову разбить оккупантов.
В этой кровавой сече на Жарбулаке  небольшой отряд хана Жангира численностью в тысячу человек подготовил засаду проходившим через ущелье джунгарам и устроил им побоище. Но хан Жангир понимал, что трудно побеждать врага в меньшинстве и послал Сасык бия просить помощи у Жалантоса.
Между  Жангиром и правителем Самарканда Жалантос батыром была особая дружба. Когда Жалантос батыр совершал поход на персов, Жангир постоянно оказывал ему помощь. Ответный шаг на этот раз сделал Жалантос.  Таким образом, они уничтожили 11 тысяч 500  джунгар и отогнали их за Алтайский хребет.
Когда в 1649 году хан  Бухары  Абдулазиз воевал с Иранским царством за Хоросан и Балх, Жалантос батыр командовал войском и победил врага.   В этой войне   Бухарское и  Казахское ханства создали союз против общего врага.
Жалантос батыр совершил три похода на Ташкент и  Туркестан, покорил Кабул и Мешхед. Прославленному полководцу слали богатые  дары и подношения из Индии и Хорезма, Киргизского, Калмыкского, Казахского, Кашгарского ханств и даже Тибета.
Жалантос батыр и хан Бухары Абдулазиз, перейдя через реку Жайхун, достигли Герата. На следующий день они остановились у небольшого городка возле озера Шыганак. Там  встретились с хорошо подготовленным войском. Война длилась два месяца. Было много сражений и столкновений. Погибло немало воинов. В этой войне  ярко проявился полководческий талант Жалантос батыра.
По словам академика М.Е. Массона, размер даров, подносившихся победоносному Жалантос батыру, превосходил богатства всей государственной казны. Он возвел на эти средства красивые дворцы, построил знаменитые медресе Шер-Дор и Тилла-Кора. Начал работу по перестройке Самарканда и восстановлению площади центрального Регистана. Сейчас Шер-Дор функционирует в качестве музея. Ансамбль Тилла Кора воспринимается теперь как одно из семи чудес света.
Еще одно медресе, возведенное Жалантос бахадуром, по сию пору функционирует в качестве мечети в комплексе святого Максум Агзама в Дагбите. Сам батыр, согласно его завещанию, похоронен у ног своего наставника, рядом с шахами Афганистана, Ирана и другими.
Жалантос сорок лет правил Самаркандом. Узбеки и казахи с уважением называли его «наш заботливый бахадур».
Сведения о Жалантос бахадуре встречаются часто.
Российский историк П. Иванов в своей книге «Очерки истории Средней Азии» пишет: «Аталыг Абдулазиз хана Ялантуш би в XVII веке совершал невероятные набеги на окрестности подвластного Великим Моголам (Индия) города Кабула. Привел множество пленных. В собственности его самого было около
3 000 рабов. Их силами возведены медресе Самарканда».
Не в силах бороться с войском великих моголов Абдулазиз хан и узбекская знать просят помощи у казахских султанов. Абдулазиз хан и Жалантос батыр с войском хана и одним леком 100-тысячной казах-ской дружиной идут в поход и наголову разбивают войско великих моголов.
Наверное, оттуда изречение: «Жалантос пошел в Коканд, сверг хана и посадил на трон своего старшего брата Акшу».
Среди казахов не нашли большого распространения сведения о военных успехах Жалантос  бахадура и его правлении Самаркандом. А в узбекской истории и литературе сведений о нем много. В советской энциклопедии и  истории Узбекистана всесторонне описаны его биография, полководческая деятельность и время правления. У узбеков Жалантос батыр известен и под именем «Олчин Яларгтуш бахадур»..
Известность Жалантоса наступила в период распада Золотой Орды  и империи Хромого Тимура, а также становления Казахского ханства. В эту пору засматриваться на Туранскую землю стали, с одной стороны, Иран, с другой — набирающее силу русское царство. Наряду с тем на востоке стало поднимать голову Джунгарское государство. Оно представляло особую опасность для будущего казахского народа.
Настоящее имя Жалантоса Абдикарим. Одни это связывают с тем, что мать батыра Актумар, когда носила его, хотела съесть мясо матерого волка. Другие считают, что прозвище Жалантос (обнаженная грудь) пристало к нему потому, что батыр, вступая в битву, снимал кольчугу и шел на врага с открытой грудью.
Писатель Мухадес Есламгалиев  в своем произведении «Биография Айтеке би» приходит к выводу, что истинное имя Жалантоса — Жалан.
Жалантос в 1612 году стал правителем  города и улаята  Самарканда и держал эту власть в руках до конца своей жизни, то есть до 1656 года.  Известно, что бахадур 42 раза выходил на поединки и всегда одолевал врагов.
Жалантос бахадур был прозорливым стратегом, государственным деятелем.
Узбекский историк Комилхон Катаев пишет: «Амир-Темир, Улугбек и Амир — Жалантос бахадур возведенными ими прекрасными зданиями превратили Самарканд в город, знаменитый во всем мире».
Жалантос бахадур — общий сын узбекского и казахского народов.
Жалантос хорошо изучил жизненный путь своего великого предка, главного визиря Хромого Тимура — Ораза хаджи, постигал заветы Хромого Тимура по военному искусству и тактике ведения войн.
Завершив учебу, Жалантос вернулся в Нурату в воинском звании туменбасы, то есть командир десяти тысяч. Избирался бием Приаралья, участвовал в управлении народом, разрешении межродовых распрей.
В 1596 году указом хана Жалантос был слушателем в Доме одаренных в городе Багдаде. Там наряду с искусством изучал астрономию,  математику и географию. Потому мы должны относиться к Жалантос бахадуру как к особой личности в нашей истории.
В нашей стране имя Жалантос бахадура носят улицы городов Астана, Алматы, Кызылорда и Актобе. В центре Кызылорды ему поставлен памятник.
В эти дни проводятся мероприятия, посвященные 440-летию Жалантос бахадура. Было бы верным установить в Актобе памятник знаменитому полководцу Жалантос бахадуру. Это наш долг перед историей и великим прошлым казахского народа.
Касымжан БАЙСАДАКОВ,
член Союза журналистов РК.

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель