Становление современного казахстанского судопроизводства неизбежно связано не только с совершенствованием механизма организации судебной системы, повышения доверия граждан к суду, но и с личностью судьи и его соответствие этическим и нравственным требованиям общества.
Нравственные основы деятельности судьи заложены в разделе 3 Закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Прочной правовой основой нравственных устоев судопроизводства стал Кодекс судейской этики, принятый 21 ноября 2016 года на VII съезде судей страны. Кодекс судейской этики не противоречит вышеуказанному Закону, а дополняет его, совершенствует нравственно-этические принципы работы судей.
Судья согласно Кодексу судейской этики обязан следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и навредить ее репутации.
Судье запрещено использовать свой статус при обращениях в различные госорганы по личным вопросам, для получения выгоды для себя, своих родственников, друзей, знакомых.
В общении с гражданами судья должен проявлять корректность, с уважением относиться к обычаям и традициям народов, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп. Судье при исполнении своих обязанностей не допускается демонстрировать свою религиозную принадлежность.
В Кодексе судейской этики определены условия, при которых судья должен отказаться от рассмотрения дела. Во-первых, при наличии предусмотренных законом оснований для отвода судьи. Во-вторых, при наличии вероятности возникновения конфликта интересов или обстоятельств, ставящих под сомнение судейскую беспристрастность.
Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что судебная защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.
Таким образом, Кодекс судейской этики, являясь ценностно-нормативным комплексом этических норм, стремится к всесторонней регламентации деятельности судьи, закладывая прочные правовые основы нравственных устоев судопроизводства в Республике Казахстан.
Соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо.
На протяжении всего срока пребывания в должности судья не должен осуществлять никакой деятельности, совершать каких-либо действий либо давать повод другим лицам совершать такие действия, которые позволяли бы сделать вывод об оказании влияния на осуществление судьей его полномочий и усомниться в независимости и беспристрастности судьи и привести к конфликту интересов.
В статье 14 Кодекса судейской этики указано, что нарушение положений настоящего Кодекса, повлекшее умаление авторитета судебной власти и причинившее ущерб репутации судьи, является основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности в соответствии с законом.
За подобные нарушения по обращению граждан в отношении судьи могут быть приняты и меры общественного воздействия.
При этом деятельность судьи не делится на служебную и внеслужебную. Нормы морали и права он обязан соблюдать не только на работе, но и вне ее. Судья ежедневно и круглосуточно находится при исполнении обязанностей, возложенных на него этой нормой кодекса.
В 20 шаге Плана нации «100 шагов по реализации Пяти институциональных реформ» предусмотрено внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке.
Это надо расценивать как положительный момент в оценке качества работы местных судов и свидетельство открытости судебной системы. А также дает возможность в случае нарушения Кодекса судейской этики судьей своевременно обнаружить их и принять соответствующие меры.
Не только привлекать к ответственности за нарушение правил Кодекса судейской этики, но и осуществлять констатацию самого нарушения вправе Комиссия по судейской этике. В этом заключается различие между правовыми и нравственными нормами.
В конечном итоге высокий статус судьи сопряжен с наделением его как дополнительными правами, так и дополнительными обязанностями, а не освобождением от таковых. Другой вопрос, что исполнение этих обязанностей должно контролироваться органами судейского сообщества, а не исполнительной или любой другой властью. Игнорирование такого подхода способно серьезно навредить создаваемому в последнее время, в том числе путем принятия Кодекса судейской этики, положительному образу казахстанского служителя Фемиды.
М. СИСЕНОВА, член комиссии судейской этики Актюбинского филиала Союза судей