Тайны земли сарматской

Территория Актюбинской области была одним из крупных центров объединения сарматских племен. Об этом заявляют ученые Института археологии имени А. Х. Маргулана, подтверждая это письменными источниками и материалами археологических исследований памятников, расположенных в нашем регионе. Всего в 2019 году данный институт выполнил пять научно-исследовательских проектов, направленных на комплексное исследование древней истории и популяризацию богатого историко-культурного наследия Актюбинской области. Мероприятия проведены в рамках реализации задач программных статей Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней Великой степи», для чего разработана региональная научная программа Актюбинской области.

Древнейшие скотоводы и металлурги
Первое направление заключалось в теоретической реконструкции процесса становления и развития хозяйственных и культурных традиций древних скотоводов и металлургов Актюбинского края по материалам археологических памятников эпохи бронзы. В результате археологических разведок выявлен и зафиксирован ряд памятников эпохи палеометалла (бронзы) на территории Мугалжарского, Айтекебийского, Хромтауского, Мартукского и Каргалинского районов. В настоящий момент обследовано 56 археологических памятников эпохи бронзы (поселений, могильников, скоплений петроглифов) как ранее известных, так и новых выявленных объектов историко-культурного наследия. В названных районах впервые выявили 7 новых поселений эпохи бронзы, 11 новых местонахождений петроглифов и 27 могильников. Число погребальных сооружений в выявленных могильниках превышает 150.
Исследованы памятники Кайрактинского археологического микрорайона (Айтекебийский район), где составлены карты локализации памятников на местности с применением системы GPS: фотофиксация и документирование объектов археологии.
В местах нахождения петроглифов Кайракты и Есекжал проведен анализ локализации святилищ; фотофиксация и копирование наскальных рисунков с применением полиэтилена съемки, что позволило обнаружить не только явные петроглифы, но и выявить достаточно сложные для невооруженного глаза наскальные рисунки. Таким образом, на петроглифах Есекжал-1, помимо одного известного грибовидного (фаллического) символа, выявлен ряд других наскальных рисунков (солярные символы, изображение антропоморфной ладони, геометрические знаки и др.), составляющих очень сложную композицию.
Полученные результаты имеют большое значение для понимания процессов становления древней металлургии на территории Актюбинской области.

Элита ранних кочевников
По второму направлению изучены элитные погребальные сооружения, их архитектура и особенности погребально-поминальной обрядности. На сегодня продолжается работа по систематизации и обобщению уже изученных археологических материалов периода раннего железного века.
Территория Актюбинской области (Западного Казахстана) занимает ключевую позицию в физико-географическом и политико-административном отношении как в древности, так и в условиях современной Евразии. Богатство недр издревле способствовало развитию технологии добычи руды, металлургии и торгово-экономических связей региона с внешним миром.
Стоит отметить, что памятники кочевников раннего железного века в количественном отношении превалируют над объектами других эпох как по всей территории Западного Казахстана, так и на территории области. В середине I тысячелетия до н.э. территория Актюбинской области была одним из крупных центров мощного объединения сарматских племен. Это подтверждается сведениями письменных источников и материалами археологических исследований памятников, расположенных в регионе.
По данной теме полевые работы проводились в Мугалжарском и Темирском районах области, где с помощью геосканирования изучались крупные погребения. В Мугалжарском районе исследованы два кургана могильника Кумбулак, расположенного рядом с пос. Кумсай, особенности их насыпей, внутримогильных конструкций погребальных сооружений. В ходе раскопок обнаружены фрагменты бронзового зеркала, бронзовая крестообразная подвеска, железный меч, колчаны с наконечниками стрел, лепной сосуд.
В Темирском районе исследованы могильники Таскопа I, Бесоба и Таскопа VI, где расчищено 11 погребений, относящихся к савроматской археологической культуре (V в. до н.э.), а также позднесарматского времени. Среди обнаруженных артефактов предметы культа: каменные жертвенники-алтарики, курильницы, а также предметы вооружения: наконечники стрел, акинаки и керамическая посуда.
Особо интересные материалы получены в кургане 1 могильника Таскопа I. Здесь расчищено погребение на глубине 5,70 м, с катакомбой с южной стороны и круговой ступенькой на середине глубины могильной ямы. Погребение частично разрушено грабителями еще в древности. Но даже оставшиеся предметы позволяют говорить о захоронении вождя: остались ременные украшения конской сбруи, парадный погребальный предмет (возможно, головной убор), богато украшенный золотыми изделиями. Яркие предметы из катакомбного погребения свидетельствуют о высоком уровне развития сарматского общества. Захоронение извлечено монолитом для дальнейшего изучения в лабораторных условиях и научной реконструкции элементов погребального обряда и облика.
Все полученные материалы имеют важное значение в изучении процессов культурогенеза, происходивших в Великой степи.

Комплексы Монголсай и Ойсылкара
Необходимость исследований памятников локальных историко-культурных комплексов Западного Казахстана назрела давно. Особая роль отведена изучению истории родного края, каковыми на примере территории Актюбинской области являются местности Ойсылкара и Монголсай в Хромтауском районе, богатые памятниками историко-культурного наследия. Комплексное исследование данной местности позволит показать историю небольшого района, начиная с момента первых его обживаний до уже сложившихся этнокультурных объединений в эпоху ранних кочевников и средневековых насельников. Выявленные памятники каменного века свидетельствуют о заселении региона в эпоху неолита. Они приурочены к возвышенностям, в том числе и к устьям притоков реки Орь, с удобными для водопоя пологими берегами. Орудия деятельности древних людей представлены скребками, вкладышами, ножевидными пластинами и др., выполненными из местных пород камня.
Полностью исследованы три кургана могильника Ойсылкара-7 эпохи раннего железного века. Под земляными насыпями выявлены погребения, не подвергшиеся ограблению. В двух могилах вместе с погребенными людьми зафиксированы остатки погребальной пищи в виде фрагментов костей МРС и лошадей. Погребальный инвентарь делится на несколько категорий: вооружение, украшения, конское снаряжение и предметы хозяйственного назначения. Вооружение представлено мечом, копьем и кинжалом, а также наконечниками стрел. Из украшений встречаются биконические бусы из красного камня, обломок зеркала из цветного металла в кожаной сумочке. Найдено конское снаряжение – фрагмент звена удил с двумя ворворками из золота и цветного металла. Предметы хозяйственного назначения представлены лепным керамическим сосудом, каменным пряслицем и двумя лопатами, изготовленными из лопаточных костей животных.
Могильник Ойсылкара-7 можно отнести к элитарному памятнику прохоровской культуры и датируется он V-IV веком до н.э. В местности Монголсай изучена балка на предмет наличия мест древних выработок, отобраны пробы и проведена георадарная съемка. Предварительные результаты свидетельствуют о наличии медных и драгоценных руд. Работы в окрестности Ойсылкары и Монголсая свидетельствуют о богатом историческом наследии региона, начиная от каменного века до этнографического времени.

Город-ставка
Четвертое направление связано с изучением яркого памятника государства Огузских джабгу в Северном Приаралье «Города-ставки Жезды на Донызтау».
Период Огузского государства, предваряющий доминирование кыпчаков в степях Казахстана, является важнейшей вехой формирования казахского народа, отраженной в широком пласте устного народного творчества («Книга моего деда Коркута»), объединяющем многие тюркоязычные народы. Подобные памятники в степной зоне немногочисленны и поэтому заслуживают пристального внимания. Особое значение заключается в расположении памятника в урочище Донызтау – месте сосредоточения культовых поздних казахских некрополей, что подчеркивает генетическую связь памятника с последующими линиями развития степной архитектуры. Проведенные в последние годы работы показали яркость и уникальность данного памятника археологии. Исследования показывают, что слои городища Жезды сохранили все топографические и архитектурные признаки развитого средневекового города. Изучение подобных по возрасту, масштабам и значению архитектурных памятников на территории Центральной Азии в настоящее время не проводилось. Археологические исследования городища Жезды позволяют впервые вскрыть планировку и застройку уникального средневекового города, расположенного в сложных природно-географических условиях плато Устюрт. В результате исследований будут получены новые данные по особенностям жилищ, устройства фортификации, архитектуры, планиграфии города. Исследования позволят получить новые данные по городской культуре, выявить особенности строительной техники средневековых городов. Изучение погребальных памятников на некрополе позволит проследить генезис погребально-культовых сооружений региона. Первые исследования на городище Жезды проводились в 80-х годах ХХ века Л. Галкиным, заложившим разведочные шурфы на территории городища, исследовав одно из жилищ ближе к южной крепостной стене. Жезды представляет собой укрепленное городище площадью около одного гектара с остатками стен и башен и сопутствующим большим некрополем. Исследования на городище Жезды направлены на изучение жилища, хозяйственных помещений, особенностей оборонительных стен и погребальных объектов.

Сакральная география
В рамках данного проекта проводится работа по обобщению материалов по сакральным памятникам Актюбинской области с древнейших времен до позднего средневековья, а также подготовка к изданию иллюстрированного, специализированного полного каталога сакральных мест региона. Для его реализации сформирована исследовательская группа из числа специалистов Института археологии имени А.Х. Маргулана, Института истории и этнологии имени Ш.Ш. Уалиханова, АРГУ имени К. Жубанова, ряда научных и образовательных центров страны. Издание будет включать реестр памятников археологии, этнографии, природы и сакральных мест Актюбинской области. Результаты проекта играют важную роль в формировании исторического самосознания, укрепления национальной идеи, в деле популяризации и пропаганды национального достояния и культурного наследия среди широких масс населения. Материалы издания сакральной географии Актюбинской области являются ориентиром при выборе объектов при создании туристической инфраструктуры региона.

Подготовил Абат КАРАТАЕВ