Такое тонкое искусство

Впервые в Казахстане во Дворце студентов АРГУ имени Кудайбергена Жубанова в честь 120-летия казахского филолога и 150-летия Актобе открылась выставка «Белорусский экслибрис».
Искусство экслибриса элитное, подвластное не каждому художнику, а потому и почти мистическое. В этом убеждаешься на каждой выставке, организованной профессором искусствоведения, членом Союза художников РК, мастером экслибриса Марзией Жаксыгариной. На вопрос «Откуда связи с художницами из Минска?» Марзия Жумашевна ответила:
– Я ведь участвую во всех выставках экслибриса, а в последнее время со своими студентами. Современные мастера графики Татьяна Сиплевич, Ольга Крупенкова, Ольга Терещенко передали около 100 своих работ мне в дар, и в Актобе уже можно открывать музей графики. Кстати, греческий график Янис Кириакидис, чья выставка состоялась недавно в нашем вузе, готов подарить 750 своих работ, но при условии создания Актюбинского музея графики. Того, что имеется в моей личной коллекции (работы художников примерно из 50 стран), вполне достаточно для открытия такого музея.
История белорусского экслибриса связана с именем Франциска Скорины, первым начавшим издавать книги на родном языке, а значит, первый белорусский экслибрис относят к 1533 году. 1920 год считается годом создания белорусского советского экслибриса, и в это время вырабатывается новаторский взгляд на истоки белорусской графики: художники обратились к фольклору, этнографии, мифологии.
Мифологическими мотивами напитан экслибрис Ольги Крупенковой и Татьяны Сиплевич, и совершенно потрясают бытовыми сценами и пейзажами работы Ольги Терещенко: вот баба в растоптанных тапках идет по улице; вот мальчик, очарованный снегом…
– Все три художницы – авторы незаурядных книжных иллюстраций и являются обладателями многочисленных дипломов и премий, – уточнила Марзия Жаксыгарина. – Татьяна Сиплевич создает образно-стилевые экслибрисы, опираясь на историю белорусского народа. Ее литографии и цветные линогравюры созданы на основе мифологии и народных сказок, поэтому притягивают внимание сюжетом, формой, сложным цветом. Ольга Крупенкова обращается к народным традициям, орнаменту, буквально цитируя шедевры мировой литературы. Мир ее литографий загадочен, порой драматичен, что заставляет вдумчиво всматриваться в работы. Минипринты Ольги Терещенко отличает острая наблюдательность – экслибрисы она порой подглядывает в путешествиях. Поэтому мы видим ушедшую под воду часть Ставрополя (ныне Тольятти), затопленную при строительстве Жигулевского моря, каналы Венеции, улочки Брюгге, Праги, финский пейзаж…
Все удивительно в мире графического искусства, главное – прикоснуться к нему. Чтобы влюбиться навсегда. Продлится выставка до конца декабря. Вход свободный.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

2+
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель