Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Тонкое искусство моноспектакля

Что в последний день жизни, полной блеска и несбывшихся надежд, может вспомнить пациентка клиники для душевнобольных?
Моноспектакль «Миссис Фицджеральд» по пьесе Уильяма Льюса «Зельда» вынес на суд зрителя молодежный театр «Алые паруса». Это исповедь жены знаменитого писателя в отчаянной попытке вновь обрести себя, прорваться сквозь голоса в голове, чтобы понять, сколько может выдержать человеческое сердце. О постановке рассказывают ее режиссер Артем Москаленко и актриса София Косоловская, сыгравшая главную роль.

Когда работа — вызов
— Уильям Льюс в интервью «Los Angeles Times» сказал: «Я мечтал о Зельде. В ней есть какой-то героизм. Она была увлекательна, оригинальна, остроумна, талантлива, мучительна — все необходимые ингредиенты для сцены». Артем Олегович, а чем вас привлекла личность Зельды Фицджеральд?
— Пьесу предложила выпускница нашего театра как прощальный спектакль. Премьера планировалась в марте прошлого года, но отменилась из-за пандемии. Актриса уехала в Алматы, поступила в театральный. Спектакль остался, и мы решили его не бросать.
Эта постановка не для отдыха, а для размышлений. Иногда ведь мы приходим в театр, чтобы подумать о себе, поступках, решениях, ошибках. Я хотел представить Зельду как личность, а не как призрак, который жил в длинной тени Скотта Фицджеральда. Хотел, чтобы человек заглянул глубже, покопался в душе и, возможно, в поведении героини узнал себя.
— Моноспектакль — редкий жанр. Это вызов самому себе?
— Да, для меня это был вызов. Я не работал раньше над моноспектаклем. Во время репетиций пришло в голову добавить ребят (Марка Музафарова, Анель Каренову, Анну Динову. — Прим. автора), но со сцены говорит только одна актриса.
— Да, присутствие дополнительных актеров оправдано. Местами получилось трогательно и даже жутко. Режиссура отличается подходом, отношением в сравнении с тем, что вы ставили раньше?
— Отличается. Признаюсь, сложно поставить так, чтобы зритель смотрел на одну актрису полтора часа и не заскучал. В массовых спектаклях исполнители могут вытянуть друг друга, использовать фишечки, перестановки — это будет здорово, легко. Здесь же приходится выкарабкиваться: добавлять музыку, танцы, световые решения, даже вокальная партия вводится не случайно. Такие спектакли — испытание для главной героини, режиссера, зрителя.
— На ваш взгляд, что было самым сложным?
— Когда читал пьесу, проникся не до конца, пришлось искать дополнительные материалы, чтобы доработать сценарий. Благо произведение биографично, основано на дневниках и письмах Зельды Фицджеральд мужу. Проникнуться темой, погрузить в этот материал актрису, заставить прочувствовать — вот, что было самым сложным.
— Как вам работалось с Софией?
— Если бы с Соней было сложно работать, я бы ее не выбрал. Моноспектакль тянет одна актриса. Ей требуется подходить по типажу. Спектакль ставился по-новому, под Соню. Прошлая постановка сильно отличается от той, что вы видели сегодня.
— Что главное для режиссера: сказать спектаклем что-то свое или понравиться зрителю? Что важно для вас?
— Как бы это пафосно ни звучало, я не преследовал цель понравиться зрителю. Люблю нравиться зрителю на сцене как актер (Артем Москаленко — ведущий актер драмтеатра имени Т. Ахтанова. — Прим. автора). Для режиссера главное — создать атмосферу, действие, когда люди задумываются на серьезных спектаклях и смеются на комедиях. В «Алых парусах» мне важно, чтобы у ребят что-то осталось в голове, что-то откликалось в сердце.

О коннекте с режиссером и контакте со зрителем
— Соня, как ты рассказала бы в двух словах о своей героине тем, кто не знаком с пьесой или биографией Зельды?
— Зельда — женщина сильная, эпатажная, талантливая. Она прожила яркую жизнь — ту, которую хотела. Интерес к этой личности сохраняется и сегодня: о ней пишут, снимают фильмы, ставят спектакли. Вот и мы говорим о ней.
«Миссис Фицджеральд» — постановка сложная, противоречивая. Мне предстояло прожить на сцене одновременно девушку-кокетку, жену великого писателя и больную шизофренией. Скотт считал жену писательницей третьего сорта, и это давление не позволило ее таланту реализоваться. Действительность для Зельды обернулась предательством мужа, спихнувшего ее в психиатрическую больницу — такого никому не пожелаешь.
— Моноспектакль — это преодоление? Или играть одной на сцене легче?
— Играть в таком жанре сложно. Никто не подскажет текст, никто не подтолкнет к реплике жестом, взглядом — все сама. Если что-то забыла — пропала мизансцена. Не так сложно запомнить текст, как не забыть нужное действие. Не думала, когда бралась за работу, что быть на сцене одной так тяжело. Многие мечтают: дайте мне главную роль. На практике это вызов самой себе.
Да, ребята помогают, появляясь в образах страхов, переживаний, видений. Они дополняют образ, показывая зрителю, как сильная духом Зельда справляется с этим. Немногие способны преодолеть такое, а моя героиня отчаянно пытается не потерять себя. У нее есть фраза: «Если я такой путь прошла в одиночестве, то и дальше могу идти одна». Ей было все равно до чужого мнения: главное, что думает о себе она сама.
— Расскажи, какая внутренняя работа стоит за созданием образа? Ты как-то специально готовилась?
— Создание образа — тоже сложный процесс. Я должна пережить то, что предстоит играть. Начала с чтения Википедии, продолжила искать информацию о Зельде, ее отношениях со Скоттом, дочерью. Меня заинтересовала тема шизофрении, психбольницы. Я посмотрела «Черный лебедь», «Сплит» и другие фильмы о раздвоении личности, психических расстройствах. Конечно же, мне помогал режиссер.
— Какие приемы использовал Москаленко, чтобы помочь вжиться в роль?
— Он знает об этой женщине больше Википедии (смеется). Если у меня возникали вопросы, Артем Олегович отвечал, объяснял, наталкивал на мысли, над которыми я долго размышляла. Когда мы подбирали музыку, он говорил: здесь сделаем так-то; вот здесь она танцует, здесь делает то-то. Если нужно было достать из себя что-то, он помогал найти это по капелькам. Он хотел, чтобы в образе я чувствовала себя, как рыба в воде. Да, это привело к искомому результату. Зритель увидел переход здоровой женщины в абсолютно нездоровую, которая мыслями, страхами подавляет себя.
У нас очень хороший коннект: Артем Олегович внимательно слушает мое мнение, а я — его. Взаимопонимание между режиссером и актером — важно. Когда его нет, нет
смысла работать.
— Легче играть героя, который похож на тебя или наоборот?
— В театре мы пробуем себя в разных направлениях: умей играть кикимору, принцессу, злодеев, ангелов. Важно пробовать, развиваться, ставить новые цели и достигать их.
С каждым героем находишь сходство. Безумный, безбашенный характер и вспыльчивость как по щелчку у Зельды — в этом мы похожи, но я никому не пожелаю такой судьбы: героиня не заслужила той жизни, которая у нее сложилась в конце. Предательство нельзя простить. Если человек предал, это пустой человек, бумажный. Его можно скомкать и выкинуть. Прекрасная и романтическая история любви закончилась трагично.
— Что больше всего тебе нравится в профессии актера?
— Неважно, один у меня выход на сцену или я играю полный спектакль, – делаю это с душой. Своей огромной душой (смеется). Я прихожу в театр и чувствую себя в своей тарелке. Это мое. Не люблю рутину. Мне нужна вспышка.
Сначала читка, потом разводим спектакль — это долго, сложно запоминается. Потом репетируешь, репетируешь, репетируешь… И вот спектакль — вспышка! И новая роль. Сегодня ты медсестра, а завтра уголовник — идет развитие: начинаешь больше понимать людей, их внутренний мир, отношения. С уверенностью хочу сказать, что театр — это то, что я люблю. Даже не знаю, что может быть выше театра.
— Ты играешь больше для себя или для зрителя?
— Эти линии соприкасаются. Когда выхожу на сцену, забываю обо всем. Душой проживаю. У меня идет выплеск эмоций, рождаются новые мысли, открываются новые возможности.
Я люблю зрителей, которые приходят с желанием. Когда человека заставляют идти в театр, лучше не приходить. Важно, чтобы люди чувствовали то, что я говорю со сцены.

Дарья ЗАБАВСКАЯ

Р.S. 21 февраля, в 12.00, на сцене АНК области (пр. Санкибай батыра, 20а) театр «Алые паруса» представит спектакль «Открытое окно, или Еще одна история любви». Спектакль «Миссис Фицджеральд» повторно будет показан в апреле. Справки по телефону: 8-701-483-63-85.

Фото предоставлено молодежным театром «Алые паруса»

Колонка "Взгляд"