Транзитный потенциал

В последние годы в области открыто немало объектов придорожного сервиса. Для улучшения качества таких пунктов подписан меморандум о сотрудничестве между акционерными обществами «СПК «Актобе» и НК «КазАвтоЖол». Насколько эффективно это партнерство, что необходимо для повышения качества сервиса на дорогах, увеличения грузопотока, рассмотрим в Главной теме номера.

От 50 миллионов тенге
По юрисдикции, земли вдоль республиканских дорог принадлежат АО «НК «КазАвтоЖол». Согласно меморандуму функции развития придорожного сервиса переданы СПК «Актобе», который оказывает содействие в этом направлении. Как сообщил менеджер управления МСБ АО «СПК «Актобе» Асланбек Енсепбаев, проводится совместная работа по привлечению инвесторов с целью улучшения автодорожной инфраструктуры. На информационных ресурсах СПК «Актобе» опубликована информация о предоставлении земельных участков для строительства объектов придорожного сервиса на автодорогах республиканского значения. Проводятся встречи с потенциальными инвесторами и предпринимателями в районах, принимаются меры по улучшению качества имеющихся объектов придорожной инфраструктуры.


По его словам, многие из обратившихся хотят начать с небольшой чайханы, а потом уже расширяться.
– В этих случаях советуем объединиться тем, кто может построить только столовую, с тем, у кого есть деньги на гостиницу, чтобы сделать совместный проект. В качестве положительного примера приводим сотрудничество двух сетей: АЗС «Компас» и быстрого питания «Бургер кинг», – говорит Асланбек Енсепбаев.
На сегодня к ним официально поступило 5 заявлений, хотя звонков намного больше. В СПК рассматривают два потенциальных проекта, где бизнесмены намерены вложить в развитие придорожного сервиса по 50 миллионов тенге минимум. Оба потенциальных инвестора – жители Актобе, у каждого есть стабильный бизнес с оборотом.
– Переговорили обстоятельно и убедились, что они осилят проект. Каждый признался, что идею вынашивает в течение 2-3 лет, однако сталкивались с проблемой выделения земельного участка, – отметили в СПК. – Это не стартаперы, начинающим готовы предложить более простые проекты, а при благополучном исходе будем развивать, повышать коэффициент квалификации их деятельности при дорожном сервисе. Хотя никому не отказываем, всем подробно поясняем требования.
В СПК «Актобе» рады и иностранным инвесторам, которым предлагают пункты категории «А». Всего по нашей области 4 кемпинга высокого класса, и все они на трассе Самара – Шымкент, а точнее, на участке от Актобе до Карабутака. К ним относятся «Маяк», «Аманат», «Батыс отель» и «Нурлы жол».
– Кемпингов класса «А» на сегодня достаточно, но объекты придорожного сервиса – это долгосрочный проект. Со временем трасса будет расширяться как минимум в два раза. Помимо этого, будут строиться автобаны в других направлениях, – пояснил куратор данных проектов. – Также надо учитывать, что в Казахстане, в том числе и в Актобе, нет метановых заправок. Из-за их отсутствия 15-20 процентов транспортных средств объезжают нашу страну. Хотим поставить условия инвесторам, чтобы они строили метановые заправки. В таком случае машины могли бы проезжать через границы Жайсан или Алимбет. Это не под силу мелким предпринимателям, потому что требует немалых вложений.
– Корпорация сама не строит кемпинги, а разрабатывает документацию и оказывает всяческую поддержку инвесторам, сопровождая и доводя до логического завершения проект. Для этого работаем целой командой. Финансовую помощь СПК тоже не оказывает, хотя в некоторых случаях можем выступить гарантом перед финансовыми институтами, – уточнил менеджер СПК «Актобе» Асланбек Енсепбаев.

Безопасность движения – прежде всего
– Для строительства кемпингов и других пунктов придорожного сервиса выдаем согласование на земельные участки, опираясь на нормативные документы, учитывая возможность подъездных путей, – поясняет главный специалист АОФ АО «НК «КазАвтоЖол» Нуржан Уксукбаев. – Иногда предлагаем альтернативу. К примеру, в 50-100 метрах от выбранного места есть существующий съезд, и лучше получить землю ближе к нему. Потому что съезд предусматривает переходно-скоростные полосы (полосы торможения и разгона), которые не должны мешать друг другу. Стоит вопрос организации дорожного движения, должны быть установлены соответствующие дорожные знаки. Допустим, в расстояние в 200 м напичкаешь шесть знаков и введешь в заблуждение водителя, который едет со скоростью 80 км/час: он может физически не воспринять информацию.
Представитель нацкомпании не стал скрывать, что зачастую в этом плане нет взаимодействия с местными исполнительными органами. К примеру, отделы земельных отношений на местах руководствуются одним законом, отделы архитектуры – другими актами. У отделов предпринимательства свой взгляд на ситуацию: как можно быстрее ввести объект, создать рабочие места и поднять рейтинги. У дорожников – свои требования.
– Получается, каждая из этих структур начинает тянуть на себя одеяло. В результате из-за бюрократии страдает предприниматель, – сетует главный специалист компании «КазАвтоЖол». – Отсюда и стереотип: только застроился, каждый хочет себе урвать кусочек. На самом деле это не так. Мы не знаем, сколько земельных участков выдают местные акиматы. Они не отчитываются перед нами. Узнаем, когда появляется строение вдоль трассы. Потом начинаются недоумения и обвинения в наш адрес.
Кстати, разногласия у «КазАвтоЖол» есть и с СПК «Актобе», хотя подписан меморандум о сотрудничестве.
– Есть пара моментов, где мы до сих пор не можем прийти к общему мнению, – говорит Нуржан Уксукбаев. – К примеру, на трассе Актобе – Мартук (93 км) предупреждали, что не положено строительство АЗС. Несмотря на это, застройщики заказали проект, а проектировщики жалуются во все инстанции, обвиняя «КазАвтоЖол» в препятствовании бизнесу.

Удобства на трассе
Одним из немаловажных атрибутов современной автострады является наличие… туалетов вдоль дороги. В этом плане до июля 2020 года «КазАвтоЖол» планирует поставить три стартовых санитарно-гигиенических устройства (СГУ) на реконструируемой дороге Актобе – Атырау. Они будут установлены в Шубаркудыке, Карауылкельды и Жарлы, где летом начнут сдавать ремонт участков дорог. Интересно отметить, что отхожие места будут построены за счет предпринимателя, а нацкомпания будет отвечать за их содержание.
– В какую сумму обойдется постройка, нам неважно. Главное, чтобы туалет соответствовал нашим требованиям и предприниматель содержал его в течение пяти лет. Победит тот, кто попросит наименьшую сумму обслуживания за месяц. Государство в лице АО будет платить за то, что туалет функционирует 24 часа в сутки, возмещая затраты предпринимателя, – пояснили в нацкомпании.
По словам Нуржана Уксукбаева, в рамках развития бизнеса придорожного сервиса центральным аппаратом АО разработан типовой проект, который предусматривает 4 типа туалетов в зависимости от степени комфортабельности. По Актюбинской области утвержден самый оптимальный вариант – туалеты 2 типа.
Кстати, первый благоустроенный туалет на территории области появился в 2018 году возле поселка Курашасай (713 км трассы Самара – Шымкент). Павильон-сервис «Казвэй» обошелся в 23 миллиона тенге с транспортировкой. Первоначально его установили на трассе возле Кокшетау, затем перевезли в Алматы. Но, не успев ввести в эксплуатацию в южной столице, сразу же увезли в Актобе, где собрали на базе одного из предприятий. Оттуда разобрали и установили на площадке отдыха недалеко от Курашасая.
– Туалет бесплатный, – сообщил Нуржан Уксукбаев. – Его содержит «КазАвтоЖол», арендатор платит 71 200 тенге в месяц в госимущество. Такую высокую цену он предложил на аукционе госкомимуществу, чтобы зарабатывать на дороге (стартовали с 55 тысяч тенге).
Стоит отметить, что павильон-сервис оснащен всем необходимым и передан арендатору. Здесь есть микроволновая печь, Wi-Fi, ТВ, холодильник, кондиционер, кофе-машина, вафельница, столы, стулья. Оборудованы два туалета, один из них для людей с ограниченными возможностями.
– Человек приходит на готовое и зарабатывает на закусочной. Бокс 5 на 9 поделен на 3 секции. Одна секция – техпомещение с котельным и другим оборудованием. Третья секция – общепит, – пояснил главный специалист АО «КазАвтоЖол». – Но, честно признаться, идея не оправдала себя. Ожидали, что выстроится большая очередь фур, водители которых – любители фаст-фуда. Пилотный проект оказался не совсем удачным. Сам был свидетелем, причем неоднократно, что в летнее время водители, останавливаясь на площадке, ели прямо на улице, у них были с собой все приспособления. «Казвэем» не пользовались. Когда мы предложили арендатору брать плату за уборную, тот наотрез отказался. «Нет потока, а если еще брать деньги, то перестанут останавливаться», – объяснил он ситуацию.
В национальной компании приводят и другой пример, когда СГУ-туалет построил предприниматель на свои средства на площадке отдыха «КазАвтоЖол» на трассе Самара – Шымкент (1 153 км), известной в народе как перекресток. Однако частник в Иргизском районе столкнулся с другой проблемой – отсутствием воды.
– Как только предприниматель увидел «Казвэй», поставил павильон с учетом, что достроит туалет, когда появится вода. Мы потребовали установить туалет, он за месяц, хотя было зимнее время, построил его. Готов построить и 10 туалетов, главное – подвести воду. Через дорогу находится его кемпинг, в котором пользуются привозной водой. Все удобства есть, но путники вынуждены идти на улицу. Ближайший источник воды в 25 км, предпринимателю не под силу подвести централизованную сеть. Требуется не один десяток миллионов тенге, – пояснил ситуацию Нуржан Уксукбаев.
Еще пример в Жайсане, когда владелец кемпинга провел газопровод в 2,8 км. Здесь все объекты сервиса питаются электричеством, и в отопительный сезон предприниматель платил 400-450 тысяч тенге в месяц, работая в эконом-режиме. Он едва покрывал расходы, о каком-либо заработке и речи не было. В результате вынужден был провести газ, потратив примерно 20 миллионов тенге собственных средств. Правда, часть расходов он намерен вернуть, продав соседним объектам врезку. Если до этого почти полмиллиона тенге уходило, сейчас он топит кемпинг на полную мощность и платит в месяц всего 30 тысяч тенге.

Справка по придорожному сервису
Всего 137 участков по 7 направлениям для строительства объектов придорожного сервиса предлагает АО «СПК «Актобе». Из них:
трасса Карабутак – Комсомольское – Костанай – 8 участков;
Актобе – гр. РФ (на Орск) – 11 участков;
Кандыагаш – Эмба – Шалкар – Иргиз – 8 участков;
Актобе – Атырау – гр. РФ (на Астрахань) – 41 участок;
гр. РФ (на Самару) – Шымкент через Уральск, Актобе, Кызылорду –
57 участков;
Актобе – Мартук – гр. РФ (на Оренбург) – 11 участков;
Северный обход города Актобе – 1 участок.
Источник: spk-aktobe.kz.

На этом же сайте помещены общая информация и классификация объектов придорожного сервиса. По вопросам выделения земельных участков под размещение пунктов придорожного сервиса обращаться в АО «СПК «Актобе» по адресу: промзона, 724, тел.: +7 (7132) 742-012, 742-047.

Кемпингов много не бывает
– Времена меняются. Когда-то было жизненно необходимо строительство площадок отдыха и холодных туалетов, сейчас такая надобность отпала. В доказательство могу привести статистику: в 2016 году на территории Актюбинской области насчитывалось 65 объектов сервиса, по итогам 2019 года цифра достигла 145. Это при том, что мы еще не провели ревизию многих объектов сервиса, – говорит главный специалист АО «НК «КазАвтоЖол».
По его словам, не учтены минимум 10 объектов. К примеру, на 539 км трассы Самара – Шымкент (возле реки Киыл) торжественно открыли большой кемпинг «Кемаль». В Кобде осенью заработал «Маяк», в Богетсае – «Темирхан», несколько АЗС того же «Маяка», еще несколько кемпингов в Иргизе. На трассе Актобе – Мартук, напротив кемпинга «Нур», его владелец построил еще одну точку.
– Это за какие-то три года. И если все объекты по километражам раскидать, между ними и 50 км не наберется. Трудность возникает разве что между Кобдой и Киылом, где расстояние между кемпингами достигает 90 км, но это дело времени. С помощью многочисленных дорожных карт появится немало кемпингов, при этом их переизбытка никогда не будет. Наоборот, сфера будет расти, пункты откроются на каждых 20-30 км. И не будет необходимости строить СГУ-туалеты, на наших площадках могут останавливаться разве что для временного технического осмотра. Как бы ни было, ближайшие 10 лет на данном виде бизнеса сможет заработать любой предприниматель, – уверяет Нуржан Уксукбаев.

Над Главной темой работал Абат КАРАТАЕВ
Фото Аслана МУСЕНОВА

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель