Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Три поколения рода Алиповых

Сталинские репрессии забрали жизнь старшего из их рода – духовного лидера края. Один из сыновей погиб в сражениях Великой Отечественной, второй сгинул в советских лагерях. Внук, оставшись круглым сиротой в 8 лет, воспитывался у родственников.

Расстрел по доносу

Старший из их рода Айтмухамбет ишан, ставший духовным лидером края, был расстрелян в 1937 году по приговору знаменитой тройки. Один из его сыновей Абдолла погиб в Сталинградской битве. Второй сын Абдрахман, чудом выживший в фашистском концлагере, сгинул в советских лагерях на Дальнем востоке. Внук Валерий в 8 лет остался сиротой и воспитывался в семье родственников.
Айтмухамбет Алипов родился в 1870 году на территории нынешнего села Бегалы Кобдинского района. Ему повезло учиться в медресе в Мекке, и его как одного из самых прилежных учеников попросили остаться работать там.
На родину Айтмухамбет вернулся уже зрелым 40-летним мужчиной, за плечами которого были годы просветительской работы в арабских странах.
Крепким телосложением Айтмухамбет, по воспоминаниям родственников и его современников, не отличался, был щуплым, невысокого роста. К тому же в своих странствиях по арабскому миру он упал однажды с верблюда и повредил ногу, с тех пор хромал.
Но духовная сила и воля были настолько сильны, что степняки его родного края уже через короткое время начали относиться к нему как к духовному лидеру, уважительно называя его Айтмухамбет кажы.
Отец Омирали, обрадовавшись возвращению сына, поспешил женить его и для этого сосватал юную 13-летнюю девочку из соседнего аула из уважаемой семьи.
– Не перечь! – категорически пресек он попытки сына возразить отцу. – Ты уже немолодой, да и мне уже недолго осталось, хочешь, чтобы я ушел в мир иной, так и не увидев внуков?!
Супругу звали Рабига, и новая супружеская чета счастливо зажила. В 1914 году у них родился сын, и его нарекли Абдрахманом, чуть позже появился и второй сын, Абдолла.
Время было тревожное, где-то, пока еще вдали, уже гремела первая мировая. Очень скоро степь всколыхнуло известие, что казахов решено призвать на трудовой фронт. Для кочевников, которые веками привыкли даже во время битв и сражений держаться своего рода, семьи, это было чем-то ужасным и гибельным.
Между тем Айтмухамбет кажы, понимая свое главное предназначение, кочуя из аула в аул, терпеливо объяснял степнякам, что необходимо давать знания детям.
– Нельзя быть неучами, мы отстанем от всего мира и исчезнем как народ, если наши дети не смогут даже читать, – объяснял он аксакалам в каждом ауле и кочевье.
С помощью своих замляков, жителей нынешних аулов Бегалы и Кызылту, он построил мечеть на родине. Народ назвал ее Кокмечеть (голубая мечеть). Имамом нового духовного центра стал сам Абдрахман ишан. Это был настоящий центр знаний: сюда стремились попасть на учебу многие.
Революция все изменила. В 1925 году стали повсеместно закрываться мечети, но своего призвания Абдрахман ишан не оставил. Он, переезжая из аула в аул, продолжал просвещать людей, учил грамоте детей. Как и следовало ожидать, в 1937 году на имама кто-то написал донос. Обвинение было обычным – контрреволюционная деятельность. В тот же год его расстреляли.

Судьба сыновей

Судьба обоих сыновей Айтмухамбет ишана сложилась трагически. Младший сын Абдолла, призванный на фронт, пропал без вести в кровавых сражениях под Сталинградом. Старший сын Абдрахман оказался в окружении в знаменитом Харьковском котле и вместе с оставшимися в живых солдатами попал в плен к фашистам. Семье же в 1945 году пришло извещение о его смерти.
Он оказался в концлагере Бяла-Подляска в Польше, позже был переправлен в лагерь «Нойенгаме» под городом Гамбургом в Германии. Лагерь освобождали английские войска, и Абдрахман после недолгих выяснений был отправлен на короткое время в Италию, откуда с бывшими узниками фашистских лагерей был отправлен в Одессу.
Сотрудники НКВД разбирались недолго. В Одессе уже ждали эшелоны, на которые их погрузили и отправили в лагеря, но уже советские.
Однажды, уже после войны, в 1947 году, один из железнодорожников станции Донгуз под Оренбургом шел вдоль эшелона с товарными вагонами и услышал негромкий голос.
– Эй, товарищ, подойди сюда. Богом молю, передай в село Кувай Султановым, – донесся полный мольбы голос сквозь узкую щель толстых стен вагона. Неизвестный просунул в щель записку. Султанова – это девичья фамилия мамы.
Железнодорожник оказался сердобольным и через несколько дней, выбрав свободное от дежурств время, передал записку. В ней на казахском языке было написано: «Я жив, везут в лагерь, не знаю, свидимся или нет. Прощайте, будьте счастливы». Это был Абдрахман. Больше от него вестей не было.

Внук

Внук Айтмухамбет ишана и сын Абдрахмана Валерий еще застал свою бабушку Рабигу живой. Он родился в 1942 году и жил с мамой в то время в селе Кувай Покровского района Оренбургской области.
Валерой маму попросил назвать ее сына брат, боготворивший летчика – героя Валерия Чкалова. Он в числе первых добровольцев ушел на фронт, где и погиб в одном из сражений.
Через год, после того как Абдрахман ушел на фронт, его сына вместе с матерью забрали к себе родственники отца. На станцию Донгуз под Оренбургом. Жили они в земляной норе, вырытой прямо в склоне одной из сопок на краю села. Единственное окно было установлено прямо на крыше землянки, и маленький Валерий очень боялся коровы, которую держала мама, поэтому домой 5-летний мальчуган, когда мама была на работе, пробирался порой домой через окно на крыше.
Самый младший из ее братьев, единственный из оставшихся в живых четверых сыновей, забрал их обратно в Кувай.
Мать, переживавшая, что отлучать сына от родственников по крови неправильно, настояла на том, чтобы уже повзрослевший сын повидался со своей бабушкой. И в 1954 году привезла 12-летнего сына к родственникам отца.
Бабушка Рабига была женщиной строгой и властной. Не один раз посещала она свои родные места в Уилском, Кобдинском районах, где ее очень высоко почитали как вдову сгинувшего в годы репрессий Айтмухамбета ишана, благодарили, дарили скот.
В любом доме ей были рады. Бабушка была набожной и большую часть скота раздавала бедным, но и сама всегда была при деньгах, которые она тоже щедро раздавала родственникам, соседям. Помогала она и семьям, чьи дети остались после войны без отцов. Умерла она в начале 60-х годов.
Мама Валерия умерла в 1950 году, и 8-летнего мальчика взял к себе жить брат мамы. 7-й класс Валерий доучивался уже в школе на станции Донгуз, у родственников отца. С учебой у него как-то не заладилось, пропускал занятия. Так и не доучившись, бросил школу. В 1958 году он уже работал в военстрое штукатуром, маляром. В 1961 году ушел в армию. После армии продолжал работать в своей воинской части, где отслужил срочную службу, затем окончил вечернюю школу и поступил в Оренбургский педагогический институт. Работал в школах Оренбургской области, женился.
В 1985 году семья с двумя сыновьями перебралась в Актобе. Здесь Валерий Абдрахманович и проработал до пенсии в 2005 году в школах города.
– Судьба нашего рода сложилась трагически, – делится ветеран-педагог Валерий Абдрахманович. – И таких судеб в нашей стране сотни тысяч. Слава богу, что эта трагическая цепочка закончилась на мне, внуке человека, чьей виной перед советской властью было лишь то, что он хотел учить детей и был для многих казахов авторитетом и лидером.

Санат РАШ

Фото из семейного архива АЛИПОВЫХ

Колонка "Взгляд"