Три ступени защиты

Межотраслевая рабочая группа по защите прав потребителей при акимате области провела первое заседание.

В состав рабочей группы входит 12 человек, в их числе представители госорганов, общественных объединений, облмаслихата и РПП «Атамекен».

– В области наблюдается высокая степень неудовлетворенности потребителей различных услуг. Все государственные органы в пределах своей компетенции должны защищать права потребителей. Объединив усилия институтов гражданского сектора, общественных объединений, госорганов, мы улучшим сложившуюся ситуацию, – уверен руководитель департамента защиты прав потребителей Жумамурат Алдашев.

Его настрой поддержали общественники. К примеру, член областного центра по защите прав потребителей Улмекен Маменова решила сконцентрировать свои усилия в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

– В нашей организации десять человек. В жилищно-коммунальном хозяйстве возникает много вопросов как по предоставлению услуг, так и по взаимодействию горожан с кооперативами собственников квартир и создаваемыми объединениями собственников имущества. К примеру, недавно столкнулись с тем, что коммунальная компания закрывает краны. Никогда не думала, что из-за этой проблемы дойдем до министерства. Третий месяц разбираемся, – заметила Улмекен Маменова.

С января по май департамент по защите прав потребителей рассмотрел 337 обращений, что в два раза больше прошлогоднего показателя за аналогичный период. Жалобы поступают письменно (93), по телефону (44), на горячую линию (191) и т.д. Основные претензии – к розничной и электронной торговле, сфере бытовых, финансовых услуг, ЖКХ, транспорта. Высказывается недовольство по качеству финансовых услуг, туризма, общепита, медицины и образования. Системный отказ в обмене и возврате товара надлежащего качества в течение 14 дней, тем более с трудом обстоят дела с возвратом или ремонтом бракованного товара, чаще недовольство к изготовителям мебели, одежды. Зачастую не соблюдаются сроки доставки товара, заказанного электронным способом.

Потребителям в досудебном порядке возвращено в общей сложности 22,3 миллиона тенге, в том числе в сфере розничной торговли – почти на 17 миллионов. Максимальная сумма возврата – 12,6 миллиона за некачественный автомобиль.

Удовлетворенность услугами составляет 57,6 процента. С октября прошлого года департамент наделен правилом проводить внеплановые проверки, что должно несколько изменить ситуацию. Она усугубляется тем, что люди в своем большинстве не знают, куда именно обратиться со своей проблемой.

– В настоящее время в единой системе защиты прав потребителей участвуют 18 центральных, 17 исполнительных госорганов и более 200 НПО. Люди, чьи права нарушены, обращаются в госорганы для принятия мер и решения вопроса. При этом практика показывает, что при направлении в конкретный госорган они проявляют недовольство. Обвиняют госслужащих в том, что те не могут решить вопрос или занимаются бюрократизмом, хотя сами обратились не по адресу. В данном случае важно взаимодействие госорганов в пределах своих компетенций, – заметила главный специалист департамента по защите прав потребителей Гульзада Алматбаева.

Она добавила, что к ним с начала года обратилось более 130 человек за консультацией. Потребители должны знать, что жалобы рассматриваются по трехступенчатой системе. На первом уровне продавец самостоятельно либо при помощи досудебного урегулирования споров находит общий язык с покупателем. На втором этапе потребитель обращается в государственные органы, на третьей стадии он защищает свое право через суд.

– Мы провели большую работу по разъяснению закона о защите прав потребителей, проехав по районам. Когда население будет знать свои права, меньше будет конфликтов, – поделилась мнением руководитель совета медиаторов области Светлана Балпеисова.

В завершение заседания заместитель акима области Жаксыгали Иманкулов, возглавивший межотраслевую рабочую группу, напомнил, что целью совместной деятельности является объединение усилий для удовлетворения потребностей актюбинцев во всех сферах жизнедеятельности общества.

Сара ТАЛАН

Иллюстрированное фото из открытых интернет-источников

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель