Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Три возвращенные легенды

Актюбинская область славится своими батырами, в разные времена грудью вставшими на защиту родной земли. В советское время, в силу идеологии, жизнеописание их подвигов замалчивалось. Лишь с обретением независимости имена, бережно хранимые в памяти народа, прогремели во всю мощь. Места, где достойные предки казахов нашли последнее пристанище, стали объектами поклонения.

Всенародный батыр Абат-Байтак

Кобдинский район по праву считается краем батыров. Всем известны имена восьми Героев Советского Союза, среди которых легендарная Алия Молдагулова. За последние 30 лет этот список пополнился такими именами, как Кобыланды батыр, Абат-Байтак, Сапура Матенкызы, Исатай Тайманов. В разные годы они боролись за освобождение своей земли от захватчиков.
Лишь в суверенном государстве появилась возможность отдать должное нашему историческому наследию. Были воссозданы и приведены в порядок места захоронений знаменитых батыров, биев и ханов. В Кобдинском районе это некрополь Абат-Байтак, мемориальный комплекс Кобыланды батыра, мавзолей Исатай батыра.
О том, как возрождалась историческая память народа, подробно рассказала руководитель областного управления культуры архивов и документации Алтынай Юнисова.
В 2004 году началась полная реставрация мавзолея Абат-Байтак – одного из замечательных памятников мемориально-культового зодчества Западного Казахстана XIV-XV веков, который был возведен на месте гибели сына легендарного степного философа XV века Асана Кайгы – батыра Абата.
По мнению некоторых ученых, время постройки мавзолея относится к началу XIII века. Долгое время он был предан забвению, историки и археологи считали его разрушенным. Лишь на закате советской власти ученым под руководством профессора, специалиста культового зодчества Серика Ажигали удалось организовать экспедицию в Кобдинский край и после тщательного изучения некрополя ввести его в реестр охраняемых памятников республиканского значения. К тому же археологами, раскопавшими курган в 15-20 километрах от мавзолея Абат-Байтак, были обнаружены захоронения, относящиеся ко второй половине правления Золотой Орды.
– К тому времени памятник, не имеющий аналогов в Казахстане, представлял из себя полуразрушенное сооружение, которое через несколько лет действительно грозило исчезнуть с лица земли, – вспоминает Алтынай Юнисова. – Требовалось срочное вмешательство специалистов, которые могли бы сохранить то, что еще осталось.
Как рассказала далее руководитель ведомства, в Казахстане большое внимание уделяется охране и реставрации исторических памятников. Так, в 2001 году было запланировано комплексное обследование мавзолея Абат-Байтак и его реставрация. Реальная возможность восстановить сооружение появилась с принятием республиканской программы «Культурное наследие» на 2004-2006 годы.
Реставрационные работы начались в 2005 году, для строительства разрушенных купола и портала мавзолея было решено использовать кирпич, изготовленный по средневековой технологии. На установку печи было выделено 3,5 миллиона тенге из областного бюджета, сырьем послужил местный материал. Уже в 2007 году исследовательские и реставрационные работы мавзолея Абат-Байтак были полностью завершены. Сейчас он является местом паломничества жителей и гостей области.
Как известно, батыр Абат защищал родные земли от набегов калмыков, одолел калмыцкого хана в честной борьбе. После этого батыр вернул сородичам часть захваченных земель, а враги больше не решались нападать на казахов. После смерти батыра народ построил на месте его гибели мавзолей всего за три дня. Поэтому к его имени добавился эпитет «Байтак», что значит всенародный.

Воспетый в эпосах Кобыланды

– Еще одно имя легендарной личности нашего края было возвращено историками и археологами в годы Независимости, – продолжает Алтынай Юнисова. – Долгое время персонаж, которому был посвящен героический эпос казахского народа «Кобыланды батыр», считался вымышленным. И лишь благодаря сохранившейся в народе памяти удалось выяснить, что это реальный человек, живший в XV веке. Более того, людская память, передававшая из поколения в поколение историю нашего края, точно знала и место, где батыр был похоронен: у реки Кобда, в том месте, где сейчас расположено село Жиренкопа.
В древности на месте захоронения героя стоял мавзолей, который со временем был разрушен и в начале ХХ века представлял собой груду обломков. В конце шестидесятых годов антрополог Ноэль Шаяхметов провел здесь раскопки и по останкам захороненного воина воссоздал его портрет по методу Герасимова. Это был воин 45-50 лет с волевым подбородком. В былинах и сказаниях батыра называли «каракыпчак Кобыланды». Судя по всему, он был крупным военачальником.
В 2007 году на окраине Жиренкопы был воздвигнут мемориальный комплекс батыру. Он представляет из себя мавзолей, где захоронены останки нашего славного предка, зал славы и обелиск. К комплексу также относятся кайрактас (точильный камень) и каменный обелиск, установленные после перезахоронения батыра Кобыланды. Общая площадь комплекса составляет более двух гектаров.
Добавим, Кобыланды Токтарбайулы жил во времена правления чингизида Абу-л-Хайра в XV веке и был одним из его военачальников. Был предводителем отрядов во многих сражениях с врагами степи. Кобыланды стоял у истоков образования Казахского ханства.

Исатай Тайманов – над высью гор парящий беркут

Имя батыра, который боролся с царской Россией за освобождение родины, стало символом свободолюбивого народа.
Долгие годы шли споры вокруг места захоронения предводителя национально-освободительного движения 1836-1838 годов. Наконец исторические и архивные сведения, свидетельства аксакалов и исследования ученых подтвердили, что батыр был погребен в местечке Шейтсай Кобдинского района. В первый год Независимости, еще в 1991-м, здесь было установлено надгробное сооружение в рамках празднования 200-летия со дня рождения героя. Позже, в 2014 году, на могиле Исатая Тайманова был установлен мавзолей.
– Работу по сооружению памятника возглавил мангыстауский мастер Нурсултан Имашев, – делится Алтынай Юнисова. – Для этого из Мангыстау было привезено более 50 камней весом около трех тонн каждый. Возведено сооружение высотой 10,5 метра, шириной 6 метров. Внутри мавзолея есть изображение Исатая Тайманова, высечены годы жизни батыра и его сына Оспана, похороненного рядом с отцом. Стены мавзолея украшают строки из стихотворения Махамбета, посвященные героической жизни батыра.
Напомним, Исатай Тайманов вместе с известным батыром Махамбетом Утемисовым руководил восстанием казахов Младшего жуза против Российской империи в 1836-1838 годы. Он погиб как герой в битве восставших степняков с казаками 12 июля 1838 года.
Санат РАШ

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"