Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

У курсантов ВИСВО горячая пора

Июнь – время экзаменационных полетов выпускников Военного института Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова.

Среди тех, кому выпало серьезное испытание, курсант Улан Кенесбаев. Прибыв на аэродром Хлебодаровка учебно-авиационного центра, вместе с ним взлетаем в небо на вертолете Ми-8. В кабине рядом с ним инструктор – старший летчик-инспектор, начальник отдела безопасности полетов ВИСВО подполковник Валерий Капарулин.
В ходе получасового полета на высоте от 300 до 1 200 метров он оценивает умение следовать заданным параметрам по удержанию высоты, скорости, крену и т. д.
Сторонний пассажир не замечает все эти тонкости. Поначалу из салона следишь за тем, что делается в кабине пилота, но очень скоро переключаешься на виды за окном. В какой-то момент дверь в кабину закрывается. Это значит настала пора управлять воздушным судном только по приборам – в режиме закрытых шторок. Имитация ситуации, когда вертолет залетает в зону облаков, но нужно выдержать указанный маршрут.
В положенное время начинаем приземляться. Внизу нас приветствуют пугала – специальные устройства для отпугивания птиц, установленные метеослужбой. Для этой же цели в округе каждые три минуты раздается залп из пушек, а также голоса животных, записанные на магнитофон. Иначе птицы могут залететь в двигатель и вывести из строя вертолет.
– В этом году выпускаются шесть пилотов, двое из них – граждане Таджикистана. Государство выделило достаточное количество вертолетов, топлива, а также инструкторов для качественной подготовки курсанта, будущего командира экипажа. Но ему придется наработать определенный опыт. Как минимум набрать 300 часов полета, – объяснил командир эскадрильи подполковник Багдат Омарбеков.
Обратив внимание на замечательные летные метеоусловия, отметил, что каждый летчик раз в год обязан выполнить минимум два прыжка с парашютом с высоты 800 метров для допуска к полетам. Так вырабатываются навыки покидания воздушного судна в экстремальной ситуации. Кстати, в этот день в свободном полете были курсанты младших курсов и инструкторы.
– Горжусь выпускниками, но прежде инструкторами, которые вложили душу в своих подопечных. Имея военный стаж 23 года, только сейчас понял, что обучение курсантов занимает намного больше времени, требует большой отдачи. Они воспринимают каждое сказанное тобой слово буквально, на веру, потому нужно быть точным.
Важен личный пример. Что требуешь от них, нужно выполнять в первую очередь самому. Обязательно следовать документам, регламентирующим действия пилота. Не дай бог, если инструктор либо командир отклонится от него, то курсанты воспримут отклонение как должное, – подчеркивает меру ответственности командир эскадрильи.
Он – выпускник Сызранского военно-авиационного института 2004 года, получивший распределение в боевую часть в Ушарале. Его окружению, далекому от неба, непонятны постоянные тренировки, так необходимые ради навыков, чтобы в любой момент был готов взлететь спасти человека, попавшего в беду, при необходимости защитить Родину.
Ради этого днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях без устали оттачивается каждое действие. В летной книжке расписана каждая проверка. Летчика первого класса проверяют раз в год, второго класса – раз в восемь месяцев, третьего класса – раз в полгода, а курсанта каждые три месяца.
И пока идет разбор завершенного только что полета, удается переговорить с еще одним нынешним выпускником. Али Орынбаев не скрывает радости за успешный полет однокурсника, завершившего последнюю курсантскую практику.
– Весь багаж знаний, который освоили в стенах Военного института, пригодится нам в авиационных частях, где будем летать как летчики-штурманы и командиры экипажа. На протяжении трех лет проходили летную практику на аэродроме Хлебодаровка. Здесь с первого курса получали навыки в технике пилотирования, воздушной навигации. Учились летать, осваивали авиа-
ционную технику. Пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность командованию Военного института и авиационной эскадрильи на вертолетах, – говорит от имени товарищей Али.
После полетов наступает пора восьмого семестра. За ним последуют государственные экзамены по четырем дисциплинам: аэродинамика и динамика полетов вертолета, комплексный экзамен по конструкции воздушного судна и его силовой установки, физическая подготовка и тактика военно-воздушных сил.

В какую авиационную часть направится, Али узнает в день выпуска, когда вскроет заветный конверт. Это случится 30 сентября.
Али – актюбинец. С детства он наблюдал, как летают самолеты, вертолеты. Стать летчиком решил после полетов с отцом. Он окончил ВИСВО в 2001 году. Был старшим инженером по авиационному вооружению, сейчас на заслуженном отдыхе. Мама тоже военнослужащая. Сержант третьего класса работает техником в лаборатории кафедры «технической эксплуатации радио-
электронного оборудования» того же института.
– Годы учебы запомнятся прежде всего поступлением в институт. Психологически привыкнуть к тому, что ты оказываешься в условиях постоянных ограничений, очень сложно. До этого ты был свободен, в любой момент мог выйти из дома, чтобы погулять с друзьями. Потому поначалу сложно было приспособиться к новым обстоятельствам. Примерно полгода ушло на то, чтобы осознанно начать соблюдать определенную дисциплину.
Со мной поступали 18 человек, на первом курсе из-за неуспеваемости отчислили троих, на втором – шестерых, а на четвертом нас осталось шестеро, – делится выпускник.
Никогда не забудет он первый полет с инструктором подполковником Талгатом Турганбаевым, ведь до 2020 года летал только как пассажир. Когда сел за управление и стали подниматься, началась тряска.
– Для вертолета это нормальное явление, но осознание, что ты сам поднимаешь 11-тонную машину в небо, дает невероятное ощущение. Особенно, если об этом мечтал с детства. Поэтому процесс обучения не составил для меня особых сложностей. Хочу стать летчиком-инструктором, остаться в родном институте и учить летать других. Подарить кому-то дорогу в небо, – добавляет Али.
Пожелаем удачи будущим военным пилотам, защитникам неба нашей страны!
Жанат СИСЕКЕНОВА

Колонка "Взгляд"